Психолого-педагогическое сопровождение проф.самоопределения учащихся средней школы

  1. Стратегии ППС ПС учащихся
  2. Методы ППС СП
  3. Формы ППС ПС
  4. Профориентационные игры

Стратегии ППС ПС

В классической педагогике была принята профориентация, как ориентирование субъекта следовательно, появление «проф.активизации», «руководство проф.выбором».

При этих подходах умоляется роль самостоятельности ПС следовательно, более правомерным, является термин «ППС» ПС.

ППС (по Шамсутдиновой) – определённый арсенал форм, методов и средств, сопутствующих и способствующих к более адекватному ПС.

Выделяют 8 стратегий ППС ПС:

  • Опережающего воздействия
  • Оперативной коррекции
  • Невмешательства
  • Оптимальной координации
  • Поддержки и содействия
  • Согласия
  • Направления
  • Исключения

Стратегия опережающего воздействия

Исходит из того, что все ППС должно ориентироваться на ближайшие задачи и проблемы ПС, которые сегодня ещё не возникли перед учащимися, но необходимо их упредить, подготовить оптанта к их решению, активизировать его собственные умения в направлении ПС.

Стратегия оперативного коррекции

Всё ППС должно иметь мобильный, оперативный характер, и д.б. направлен на то, что бы своевременно выявить возможные несоответствия ПС и скорректировать их.

Стратегия невмешательства

Отводит вспомогательную, второстепенную роль сопровождению и предлагает даже его отсутствие в случае невостребованности оптанта. При такой стратегии весь процесс ПС приватизирован оптантом, а сопровождение сводится лишь к помощи до востребования.

Стратегия оптимальной координации

Согласование наибольше сбалансированности между собой личных способностей, возможностей, ограничений оптанта Проф. стратегия направлена на достижение наилучшего приближения к взаимному соответствию оптанта и выбираемой им профессии. Исходит из того, что все усилия ППС д.б. направлены на взаимосвязь личностных особенностей, возможностей оптанта и проф.требований на выявление и коррекцию этой связи.

Приоритет должен отдаваться индивидуальным формам и методам работы. Большое значение приобретают диагностические, аналитические методы работы, меньшее значение – просветительские методы.

Стратегия поддержки и содействия

По сравнению со стратегией невмешательства, исходит из целей постоянной помощи и даже, участия профориентолога в решении возникших трудностей ПС оптантов, содействие их эффективному и адекватному решению.

Сопровождение м.б. не только явным, но и неявным для оптанта и оно м.б. невотребованно самим оптантом.

Предлагается поддержка и содействие не любым проблемам, а только обоснованным.

Большое значение – методы морально-эмоциональной поддержки оптанта.

Стратегия согласия

Направлена на достижение взаимного согласия во всех действиях ППС между проф.консультантом и оптантом, между требуемым и возможным, между желаемым и реальным.

Стратегия направления

Это указательная, направляющая стратегия. Предполагает первостепенную роль ППС и более пассивную направляемую роль оптанта в его ПС. Эта стратегия в наибольшей мере соответствует задачам профориентации.

Профориентация – система мероприятий, направленная на воздействие на учащихся, с целью оказания помощи в выборе проф., учебного заведения и места работы.

Акцент делается на ориентировке оптанта со стороны профориентолога.

Стратегия исключения

Означает, что все ППС д.б. направлены на исключение заведомо неприемлемых вариантов выбора проф. по мед. Показаниям.

Реализуется (в осн.) с помощью диагностических и информационных методов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: