Группы методов:
- Информационно-справочные
- Диагностические
- Мет. Морально-эмоциональной поддержки
- Мет. Соц.-проф. ориентации и принятии решения о выборе проф. и перспективах проф. развития
Информационно-справочные методы
Направлены на информирование о проф., местах учёбы, предприятиях, + информирование об образах людей, представителей тех/иных профессий.
Методы:
- Знакомство с профессиограммами
- Работа со справочной литературой
- Информационно-поисковые системы
- Проф. реклама и агитация
- Экскурсии на предприятия и учебные заведения
- Встреча со специалистами
- Познавательные и просветительские лекции о путях решения ПС
- Профориентационные уроки со школьниками, как система занятий
- Видеофильмы о профессиях
- Использование СМИ
- Различные ярмарки профессий для выпускников школ
- Метод активизации профориентационной деятельности оптантов
Диагностические методы (анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение)
- Опросники проф. мотивации
- Опросники проф. способностей
- Личностные опросники
- Проективные личностные тесты
- Наблюдение
- Сбор косвенной информации об оптанте от знакомых, родителей, учителей, друзей ит.д.
- Метод обобщения независимых характеристик
- Психофизиологическое обследование
- Проф. пробы
- Методы и приёмы совместного рассмотрения педагогического обследования
- Методы активации самопознания
Методики морально-эмоциональной поддержки
Направлены на поддержку мотива выбора профессии, смысл выбора профессии, эмоциональной устойчивости, готовности к возможным сложностям выбора проф. и её получения.
- Создание общения для обеспечения благоприятной психологической атмосферы в решении профориентационных проблем
- Мет. Создания ситуации по конкретной проблеме ПС (ситуационный анализ)
Методики соц.-проф. ориентации и принятии решения о выборе проф. и перспективах проф. развития
Напарвлены на вариативность проф. выбора и выбора ПО.
- Построение цепочки основных ходов по получению ПО и достижению проф.целей
- Построение системы различных вариантов
- Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора проф. и учебных заведений
- Формирование у оптанта самостоятельной готовности анализировать различные ситуации ПС
Всякие методики играют лишь фоновую роль, большое значение имеет личность консультанта.