Как только клиенты понимают, что их нынешнее поведение не дает им эффективного контроля над их жизнью, они готовы взглянуть на альтернативные пути восстановления контроля. Консультанты реальностью понимают, что клиенты чувствительны к посторонним советам, как поступать, поэтому они задают вопросы, которые поощряют самих клиентов выработать собственное лучшее поведение. Такие вопросы включают следующее: “Если ваше нынешнее поведение не дает вам того, что вы хотите, то что, по вашему мнению, могло бы быть лучше?”, “Что является лучшим вариантом выбора, чем те, которые вы в настоящее время предпочитаете?” и “Что вы можете сделать, чтобы восстановить больший контроль над своей жизнью?”.
Расскажите мне ваш план
Планы - это способы, которыми клиенты могут удовлетворять важные картины в их голове вне консультирования. Консультанты реальностью ведут клиентов к развитию их собственных планов, а не создают их для них. Это влечет за собой работу консультантов в близком контакте с клиентами, поощряя, тем не менее, их уверенность в самих себе. Планы сосредотачиваются в особенности на таких компонентах полного поведения, как делание и мышление, поскольку, используя более раннюю аналогию, они являются передними колесами автомобиля. Планы могут включать обнаружение новых картин, которые приносят удовлетворение. Планы должны быть выполнимы с точки зрения способностей клиентов и их мотивации. Они не должны пытаться достигнуть слишком много слишком быстро, так как клиенты, стремящиеся восстановить контроль, могут нуждаться в маленьких успехах, чтобы создать уверенность для более трудных задач.
|
|
При планировании консультанты реальностью часто задают вопросы, которые вынуждают клиентов разъяснять определенных детали их планов. Например, когда девочка-подросток, которая никогда не искала работу, говорит, что она собирается это делать, консультант мог бы спросить, в какое время и в какой день она собирается начинаться, что она планирует одеть и как она собирается искать, какие рабочие места просить. Кроме того, консультант мог бы заставить клиентку внимательно рассмотреть, что она будет делать, если ее первые три или четыре попытки интервью с целью получения работы окажутся неудачными. Вообще, чем больше консультанты реальности ловят клиентов на слове относительно деталей их планов изменения поведения, тем больше у клиентов шансов успешного их осуществления.
Глассер (Glasser, 1984b) приводит случай с Рэнди, выпускником школы бизнеса, у которого была фобия относительно посещения занятий, потому что, если он окончит школу бизнеса, он может не получить ту работу высокого уровня, которую он нарисовал в своей голове. Глассер совместно с Рэнди разработал план, который сосредоточился на деятельном компоненте полного поведения и имел отношение к мыслительному компоненту. Рэнди должен был открыть свою фобию преподавателям и спросить у них, нельзя ли ему сидеть в задней части класса около открытой двери, тихо уходить, если становится слишком трудно оставаться, собираться (с силами) в пустом зале, и затем возвращаться в класс. Таким образом, он сумел восстановить некоторый контроль в ситуации, доселе неуправляемой. Частично потому, что его преподаватели не отвергли его, когда он открыл свою фобию, Рэнди также изменил в своей голове пагубные картины взыскательного человека. Он получил более реалистические картины как относительно требований к работе, так и о своих ресурсах в качестве потенциального служащего. Рэнди осуществил свой план с итоговым поведением чувствования, заключавшемся в том, что фобия у него прекратилась почти полностью.
|
|
Считаете ли вы своим долгом прилагать усилия, чтобы следовать своему плану?
Одно дело - составить план, и другое - взять на себя обязательство осуществить его. Консультанты реальностью стремятся добиться от клиентов обязательств осуществить планы. Если консультанты утвердили себя во внутренних мирах клиентов в качестве людей, развивающих способность удовлетворять потребности, клиенты будут брать на себя обязательства по отношению к ним серьезно. Кроме того, клиенты берут обязательства по отношению к себе. Сильные обязательства увеличивают вероятность серьезного следования им до конца. Ключом к чувствам контроля является также способность составлять планы и выполнять их.