Т е р а п е в т. Я теперь и сам не знаю, как быть... мы столько всего перепробовали, и ничего не помогает... Петер все равно вас не слушается.
О т е ц. Как это? Что вы хотите этим сказать? Вы же психотерапевт! Если уж и вам ничего больше в голову не приходит!
Т е р а п е в т. Да, мне очень жаль. Но я уже просто не знаю, что еще говорить. Боюсь, что я больше ничего не могу вам посоветовать.
М а т ь. Это значит, что вы не можете нам больше помочь?
Т е р а п е в т. У меня такое чувство, что мы должны не пытаться справиться с его непослушанием, а принять в нем что-то, что нам так трудно принять...
М а т ь....Что Петер никогда не изменится?
Т е р а п е в т. Он нас всех выбил из сил... кажется, он не захочет ничему учиться... даже если сделаем для этого стойку на голове.
О т е ц. Да! Вообще-то вы правы. У меня тоже иногда такое ощущение, что он просто не понимает, чего от него хотят...
М а т ь. (резко). Но я не хочу терять надежду! Должен же быть какой-нибудь способ научить его хотя бы раздеваться как следует!
Т е р а п е в т. Вы уже не так многого требуете... Было бы плохо, если бы и эта ваша надежда разбилась...
|
|
М а т ь. (резко). Я не могу себе такого представить.
Т е р а п е в т. Вам страшно, когда вы об этом думаете... но все-таки вы предчувствуете это уже давно.
О т е ц. (печально). Да. Это может означать только то, что он действительно очень ограничен в возможностях, то есть он действительно мало что может...
Т е р а п е в т. Так больно, когда приходится говорить себе такое про собственного ребенка...
Только когда терапевт признается, что не знает, как поступить дальше, он покажет родителям пример того, что сознаваться в своем поражении вполне возможно и допустимо. Родители увидят его собственный провал, и таким образом терапевт сможет лучше понять их боль.
Следующий пример показывает, как вопрос об отклонении в развитии ребенка может привести к теме конфликта между партнерами.
Жалобы
Госпожа К. лежит в стационаре вместе с дочерью, у которой легкая задержка в развитии. Возраст дочери 4 года и 11 месяцев. Мать выглядит отчаявшейся и подавленной. В беседах она сыплет упреками в адрес стационара по поводу того, как плохо здесь все организовано, по поводу питания и ухода за детьми. В двух словах она с безучастным видом описывает свое сложное семейное положение, создавшееся из-за необходимости часто переезжать и часто расставаться с супругом из-за его работы. С дочерью она конфликтует. Психотерапевт заводит разговор о том внутреннем напряжении, которое он чувствует в госпоже К. Он предполагает, что она гораздо больше беспокоится о развитии дочери, чем сама себе до сих пор сознавалась. И тут у госпожи К. вырывается признание, что она уже два года боится того момента, когда ровесники обгонят в развитии ее дочь.
|
|
Т е р а п е в т. И вы заставляете себя помогать ей.
Г о с п о ж а К. Я стараюсь развивать ее так, чтобы она этого не замечала. Если бы мы делали только то, что хочет она, — все бы ограничилось играми, развивающими память.
Т е р а п е в т. И это вас бесит, хотя вы тут же справляетесь со своим раздражением.
Г о с п о ж а К. Тогда мы ссоримся. Я начинаю злиться, а дочь больше ничего не делает.
Т е р а п е в т. Тут вы совсем отчаиваетесь. И становитесь еще более настойчивой. Вы изо всех сил боретесь с сопротивлением дочери.
Г о с п о ж а К. (очень смущена, но все-таки сдерживает слезы). По сути, я все время уже с этим борюсь. С мужем мне приходится спорить по каждому поводу. Он все время говорит: «Оставь ребенка в покое!» Я больше уже не могу этого слышать! Ведь нельзя же так!
Т е р а п е в т. Вы уже давно чувствуете, что девочка сильно отстает в развитии по многим показателям. И вы так боитесь за ее будущее, что даже ссоры с мужем на этом фоне теряют особое значение.
Г о с п о ж а К. Мы ссоримся не только из-за ребенка. Нет ничего такого, из-за чего мы бы не ссорились... Я не знаю, что будет дальше.
Т е р а п е в т. Получается, что с вашим мужем вы чувствуете себя... намного несчастней, чем это могло показаться на первый взгляд. Вы не находите нужной поддержки...
Г о с п о ж а К. На самом деле я уже ни на что не надеюсь. Его все равно целыми неделями нет дома... Я могу побыть и одна...
Т е р а п е в т. Вы чувствуете, что он оставил вас одну в борьбе за развитие дочери.
Г о с п о ж а К. Да... Мы не выносим больше друг друга.
Разговор переходит к ее разочарованию в семейной жизни. В течение определенного времени существует кризис в супружеских отношениях, грозящий закончиться разводом. Положение дел меняется тогда, когда становится ясно: у каждого из супругов существует свое представление о том, что делать с отклонением в развитии дочери. Прежде всего выясняется, что, хотя женщина часто упрекала мужа в непонимании, сама она никогда не показывала ему своего беспокойства и своих страхов. В заключительной беседе она получает возможность обсудить это с мужем, и, когда они вместе обдумывают, какую школу им выбрать, они в первый раз переживают общие чувства.