Психотерапия заканчивается на 26-й беседе по желанию госпожи В.; причина — нехватка у нее времени. Психическое состояние клиентки явно улучшилось, окрепла уверенность в себе и личная инициатива. Госпожа В. снова стала заниматься социальной деятельностью, способность переносить нагрузку и участвовать в конфликтах увеличилась. Во время сеансов клиентка впервые позволила себе испытать чувство горя по поводу отклонения в развитии дочери, и это не повлекло за собой упреков в собственный адрес. И все же прекращение терапии кажется слишком резким и не удовлетворяет психотерапевта. Госпожа В. часто говорила о связанном с дочерью чувством злости и разочарования, и теперь с этим нельзя будет работать. Ее внутреннее отношение к пороку развития Сары тоже осталось не раскрытым до конца. Возможно, на данном этапе клиентка еще не хотела раскрывать его.
Из ранних этапов своей жизни госпожа В. вынесла дефицит любви и признания. При этом мать внушила ей покорное отношение к жизни с неверием в собственные силы, но высокими требованиями к себе. Кризис мобилизовал это желание добиться успеха, а оно, в свою очередь, актуализировало чувства, отвергавшиеся из-за первичной несовместимости: печаль по неполученному уважению, сомнения в значимости своих усилий, злоба на отсутствие признания. С этими чувствами госпожа В. боролась с помощью особенно душевного, заботливого и поощрительного отношения к дочери. Скорбеть по поводу все отчетливее проявляющегося отклонения в развитии ребенка было нельзя, потому что это разбередило бы переживания прошлых лет. Чем очевиднее становились проблемы Сары, тем сильнее клиентка боялась, что она не сможет приемлемым образом справиться с ситуацией. Она думала о позорной неудаче, и это было невыносимо. Госпожа В. стала пытаться во что бы то ни стало исправить поведение дочери, в результате чего напряжение передалось и ребенку, отношения ухудшились и в конце концов стали почти совсем невозможны из-за депрессивного симптома: упреков в свой адрес за провал.
|
|
В ходе психотерапии госпожа В. смогла проследить связь между своими чрезмерными усилиями в заботе о Саре и заниженной самооценкой, идущей из детства. Благодаря тому что терапевт принимал ее и относился к ней серьезно, она стала более уверенной в себе. Возрастающая вера в свои силы побудила ее понять собственные потребности и попытаться их удовлетворить. То, что она начала работать, высветило несоответствие между ее Я-реальным и Я-идеальным и активизировало давние сомнения в ценности собственной личности. Вместе с тем этот шаг означал для госпожи В. изменение отношений с детьми — отдаление от них и снижение собственной нагрузки. По логике своего жизненного опыта, она должна обвинять себя в том, что она «плохая мать». Но вместо этого она воспринимает облегчение почти как избавление и убеждается, что имеет право желать отдалиться от детей и самой определять пределы допустимого общения. Только на основании этого усилившегося ощущения собственного достоинства клиентка смогла позволить себе чувство горя по поводу отклонения в развитии Сары, хотя она и не до конца приняла невозможность справиться с проблемой. Это внутреннее сопротивление по-прежнему проявляется в поисках обычных детских садов или «нормальной» школы.
|
|
На контрольном сеансе год спустя госпожа В. говорит, что в целом настроена оптимистично и жалоб нет. Отдалившись от семьи, она стала искать поддержки в обществе. По собственной оценке, она теперь более адекватно выражает свои чувства, открыто говорит с мужем и более творчески подходит к семейным конфликтам. И хотя женщина все еще часто чувствует на себе огромную нагрузку, она твердо верит в свои силы.