Г о с п о ж а В. Вы действительно считаете, что то, что мы здесь с вами обсуждаем, непосредственно влияет на мои отношения с Сарой?
Т е р а п е в т. Вы на всякий случай сильно сомневаетесь в этом...
Г о с п о ж а В. Я ведь жду от вас советов, мне бы так хотелось получить пару простых советов о том, как правильно обращаться с детьми!
Т е р а п е в т. А то, что мы здесь делаем, вас в настоящий момент не удовлетворяет.
Г о с п о ж а В. Я иногда совершенно не знаю, что делать, когда Сара начинает плохо себя вести.
Т е р а п е в т. Она выводит вас из себя...
Г о с п о ж а В. Я ведь все-таки тоже не хочу быть с ней жесткой, дрессировать ее и тому подобное...
Т е р а п е в т. Нельзя воспитывать ее в строгости.
Г о с п о ж а В. Она должна чувствовать себя свободной... не стесненной ничем.
Т е р а п е в т. Вам хотелось бы дать ей свободу...
Г о с п о ж а В. Я просто хочу, чтобы она чувствовала себя свободной. Но у меня это не получается!
Т е р а п е в т. Вы бы очень хотели предоставить ей больше свободы, чем было у вас самой, но ей очень трудно ею воспользоваться.
|
|
Г о с п о ж а В. Ей чертовски трудно ею воспользоваться. (Молчит.)
Т е р а п е в т. Еще вас мучает то, как сильно вы на нее злитесь...
Г о с п о ж а В. Иногда я действительно выхожу из себя! А после этого мне снова больно за нее. Я не понимаю, почему она меня так злит! Она абсолютно не делает того, что я ей говорю... все время открывает и закрывает холодильник... она просто не понимает, в чем дело!
Т е р а п е в т. В такие моменты вы каждый раз снова ощущаете... м-м... как медленно она развивается. Когда непослушание тесно связано с отклонением в развитии...
Госпожа В. молчит.
Т е р а п е в т (тихо). Больно, когда тебе все время напоминают о пороке развития...
Госпожа В. плачет.
Г о с п о ж а В. Мне все время приходится защищаться от собственных родителей и от... вообще объяснять всем, что у Сары отклонение в развитии. Даже здесь, на сеансах, у меня иногда возникает чувство, как будто вы считаете, что я не принимаю ее порока развития.
Т е р а п е в т. Вам кажется, что вы должны бороться и со мной... что вас вообще никто не понимает по-настоящему.
Г о с п о ж а В. Ответьте же мне наконец, четко и ясно!
Т е р а п е в т. Я думаю, вы правы. Иногда мне кажется, что вы переоцениваете возможности Сары, например когда ожидаете, что она поймет какие-то бытовые правила. Или когда вы не видите, что ее энергичная деятельность — это в каком-то смысле игра, что она просто играет так, в соответствии со своим уровнем развития...
Г о с п о ж а В. (плачет). Я думала, вы давно поняли, что я не обманываю себя насчет порока развития Сары...
Т е р а п е в т. Мне жаль, если я сейчас еще сильнее задел вас.
|
|
Г о с п о ж а В. Просто это ужасно, что тебе все постоянно напоминает об этом...
Вступительный вопрос клиентки может быть связан с ее неуверенностью в себе, и тогда его позволительно понять так, что она стала ниже себя ценить («Я не знаю, что делать»). В нем также содержится скрытый вопрос, можно ли вообще изменить ребенка. Это сомнение госпожи В. в нужности терапевтических бесед может дать понять терапевту, что женщина очень устала из-за Сары. Он чувствует, что она злится на себя и испытывает угрызения совести. С помощью вербализации ее добрых намерений терапевт увеличивает ее уважение к себе и открывает ей возможность, испытывая злобу на непослушного ребенка, вспомнить про собственную сдержанность и терпимость. Однако дальше клиентку задевают слова о пороке развития — она не может воспринять их как оскорбление и поэтому разочаровывается в терапевте, как таковом. Последний же открыто высказывает свое мнение; таким образом он проявляет себя как человек, на которого можно воздействовать, и дает возможность начать сердито выяснять с ним отношения.
Доверие благодаря этому вновь укрепляется, и клиентка поднимает тему своей нежеланной беременности и тогдашнего отчаяния. Она говорит о том, как неуверенно ощущала себя в роли молодой матери и как неприятна ей эта роль вообще. В связи с этим разговор заходит о развитии образа самой себя. Госпожа В. соглашается, что неприятие материнства и женственности выражает ее протест против подчиненного положения в семье. Вместе с болью из-за несправедливого поведения матери она начинает чувствовать симпатию к ребенку, за которым так мало ухаживали, «золушке». Свое отрицание женского она теперь больше не воспринимает как признание собственной никчемности и отказ от себя. Вместо этого она обнаруживает творческую энергию и упорство, идущие из глубины души. В повседневной жизни она решается чаще идти на конфликты.
Когда одна знакомая госпожи В. делает аборт, клиентка вдруг с ужасом думает, что и Сара могла бы не родиться. В замешательстве от этой мысли она постепенно начинает осознавать свое скрытое желание отказаться от Сары и сомневаться, правильно ли она сделала, что не прервала беременность. Но тут же с недоумением она замечает позитивные изменения в дочери: та как будто стала более послушной и самостоятельной.
Фаза переориентации. Клиентка решает перестроиться, чтобы быть довольной детьми, даже несмотря на порок развития Сары. В качестве первого шага она пытается снова получить работу. Госпожа В. отваживается послать резюме, и ее приглашают на собеседование. Вопреки ожиданию, ей сразу предлагают работу на полдня. В последней части терапии тема нарушения в развитии дочери снова занимает центральное место. Госпожа В. опять начинает упрекать себя в нетерпеливом отношении к Саре.