Фаза безнадежности. На первых сеансах госпожа В. выглядит неуверенной и смущенной, как будто ей кажется, что она не туда попала. Разговор проходит с заминками, клиентка опускает глаза или смотрит вдаль. Она держится напряженно, скрестив руки на груди. Она не знает, какое у нее состояние, и вообще больше не понимает себя. Чувствует себя брошенной, болезненно реагирует на каждую мелочь. Ей кажется, что муж ее не любит, абсолютно ею не интересуется, хотя одновременно она думает, что, возможно, ждет от него слишком многого.
Госпожа В. гордится тем, что ей не много нужно для жизни — достаточно прилечь на диване с книжкой. Речь на сеансах часто заходит о ее потребности в одобрении, но так же часто она развязно заговаривает о том, как это глупо и искусственно, когда мужья льстят своим женам. Равнодушие напоминает ей об отсутствии тепла дома в детстве. Иногда в глазах людей она надеется увидеть сочувствие в связи с трудностями в развитии ее ребенка.
На первом этапе терапии госпожа В. постоянно ищет подтверждения, что терапевт действительно представляет себе всю безотрадность ее будней, что он так же, как и она, считает ситуацию безвыходной. Она еще не может разрешить себе чувство горя, не может осознать, что причина ее страданий — диагноз дочери. Тоска и неуверенность в себе для нее пока затмевают травмирующее событие и настолько преобладают в сознании, что клиентка чувствует себя полностью обескураженной и лишенной надежд. Она проверяет, способен ли психотерапевт посочувствовать ей сильнее, чем прежде сочувствовали другие, и одновременно хочет понять, имеет ли это сочувствие вообще какое-то значение для нее.
|
|
Фаза размышлений о прошлом. Самобичевание клиентки становится сильнее, когда мать начинает критиковать ее за то, что она нанимает воспитательницу и таким образом облегчает себе жизнь. Однако вместо того чтобы воспользоваться свободным временем, госпожа В. вяло лежит на диване и думает о своей слабости, никчемности и неспособности вести свои дела, из-за которой ей и приходится обращаться за чужой помощью. То, что даже и эту помощь она не может принять как следует, женщина воспринимает как лишнее доказательство своей бездарности.
Теперь она и сама начинает чувствовать то кроющееся за самоосуждением отчаяние, о котором много раз говорил психотерапевт. Это активизирует в ее памяти первые неприятные впечатления детства. Ребенком госпожа В. изо всех сил старалась угодить матери, но не получала за это похвалы. Такую пренебрежительную позицию она всегда воспринимала как обвинение. Клиентку очень волнует и огорчает это давнее материнское неуважение к ней, которое она теперь переживает заново. Если бы не любовь отца, она чувствовала бы себя «золушкой», нелюбимой падчерицей в семье.
|
|
Госпожа В. продолжает упрекать себя в том, что не справляется с ролью матери двух маленьких детей. Описывая семейную ссору, она вдруг обращает внимание, что все время стремится получить от мужа столько благодарности, сколько ей требуется, но не приемлет никакого намека на критику. Женщина не рискует отмежеваться от него, потому что конфликт для нее невыносим. Когда отец в детстве помогал ей сделать какую-то работу, она тоже морально тяжело переживала это. Сейчас она чувствует себя униженной, хотя тогда, вероятно, все-таки радовалась помощи. Клиентке вдруг приходит в голову, что ей, может быть, так трудно общаться с Сарой именно потому, что своевольное поведение девочки она воспринимает как неприятие с ее стороны.
Важным событием оказывается разговор клиентки с матерью, в котором она рассказывает ей о тревогах по поводу Сары и о чувстве, что она не справляется со своими делами. В ответ мать с упреком говорит, что ей в свое время приходилось заботиться о пятерых детях. Тут госпожа В. выходит из себя (что ей несвойственно) и требует понимания. На сеансе у психотерапевта она узнает, что может гордиться своим протестом, и вместо ожидаемого стыда ощущает удовлетворение своим поступком.
Фаза конкретизации. Госпожа В. медленно освобождается от чувства неполноценности, и ее переживания становятся более конкретными. Когда маленький сын воскликнул: «Мама — моя!», клиентка вдруг ощутила себя стесненной. Она замечает, насколько ей не хочется жить только «в этой роли матери» — так, будто вся ее жизнь уже позади. Женщине в первый раз удается рассказать о своем стремлении к свободе и не испытывать потом угрызений совести. Соперничество между детьми заставляет обратить внимание на отношение клиентки к дочери. На этом этапе госпожа В. испытывает противоречивые чувства по отношению к терапевту, говоря, что ей нужна конкретная помощь в воспитании детей, и высказывая сомнение в пользе терапии.