Типы конфликтов

По характеру возникновения выделяют четыре типа конфликтов и четыре типа инцидентов: объективно -целенаправленные, объективно - нецеленаправленные, субъективно - целенаправленные, субъективно -нецеленаправленные. Исходя из приведенных параметров конфликтов и инцидентов (субъективность — объективность, целенаправленность — нецеленаправленность) можно получить различные по характеру конфликты. Характер же окончания инцидента и конфликта тесно связан со спецификой их возникновения.

В развитии любого конфликта можно фиксировать момент возникновения новой конфликтной ситуации и инцидента, а также их прекращение. Любое изменение конфликтной ситуации приводит либо к приостановлению данного конфликта (если инцидент уже начался), либо к началу нового конфликта.

Рассмотрим классификацию конфликтов.

Конфликты, происходящие в процессе трудовой деятельности индивида, называются деловыми. Закономерность динамики деловых конфликтов заключается в том, что они перерастают в личност­но-эмоциональные конфликты. Затянувшийся деловой конфликт может привести:

1) к потере объекта конфликта (и трансформироваться в личностный);

2) к формированию негативного отношения оппонентов друг к другу.
Личностно-эмоциональные конфликты базируются на внутренних психологических причинах — личностных качествах оппонентов.

По степени проявления конфликты делятся на скрытые и от­крытые, случайные и хронические

Скрытый конфликт затрагивает обычно двух людей, кото­рые до определенного времени стараются скрыть свой конфликт. Но когда терпение одного оппонента заканчивается, конфликт становится открытым.

Конфликты бывают случайные (стихийно, спонтанно возник­шие) и хронические (сознательно провоцируемые). Во втором слу­чае они влияют на производительность труда, являются причиной спада качества продукции. Поэтому при анализе причин и источ­ников конфликта необходимо искать его виновников, цели и ис­токи провокации.

Также различают две формы производственных конфликтов:

1) вертикальные — между руководителем и подчиненными в кон­кретном производственном коллективе;

2) горизонтальные — между членами коллектива, работниками
производства и т.д.

Выделяют следующие источники конфликтов:

1) противоречия, возникающие на производственной основе;

2) внутриличностные противоречия, выражающиеся в отрицатель­ных взаимоотношениях;

3) конфликтная личность.

1.Производственно-деловой конфликт — проблемная ситуация, возникающая в процессе деловых отношений на производстве. Часто конфликт сравнивают с айсбергом: его поверхность имеет глубокие мотивы, которые являются внутренними причинами конф­ликта.

2.Межличностный конфликт—это проблемная ситуация, в ко­
торой индивидуумы либо преследуют различные цели, либо придерживаются несовместимых ценностей, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно, в конст­руктивной борьбе стремятся к достижению одной цели, которая может быть достигнута только одной из конфликтующих сторон.

3.Межгрупповой конфликт — это конфликт, в котором в ка­честве конфликтующих сторон выступают социальные группы.

Разновидности таких конфликтов представляют:

1) ролевой конфликт—ситуация, в которой от человека требуется одновременное исполнение двух или более несовместимых типов по­
ведения;

2) моно и поликаузальные конфликты имеют в своей основе, со­
ответственно, одну или много причин.

3) внутриличностные конфликты возникают при столкновении
противоположных мотивов, интересов у одного и того же чело­
века. В их основе лежит негативное психологическое состоя­ние человека, обиды, разочарования, страх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: