По характеру возникновения выделяют четыре типа конфликтов и четыре типа инцидентов: объективно -целенаправленные, объективно - нецеленаправленные, субъективно - целенаправленные, субъективно -нецеленаправленные. Исходя из приведенных параметров конфликтов и инцидентов (субъективность — объективность, целенаправленность — нецеленаправленность) можно получить различные по характеру конфликты. Характер же окончания инцидента и конфликта тесно связан со спецификой их возникновения.
В развитии любого конфликта можно фиксировать момент возникновения новой конфликтной ситуации и инцидента, а также их прекращение. Любое изменение конфликтной ситуации приводит либо к приостановлению данного конфликта (если инцидент уже начался), либо к началу нового конфликта.
Рассмотрим классификацию конфликтов.
Конфликты, происходящие в процессе трудовой деятельности индивида, называются деловыми. Закономерность динамики деловых конфликтов заключается в том, что они перерастают в личностно-эмоциональные конфликты. Затянувшийся деловой конфликт может привести:
|
|
1) к потере объекта конфликта (и трансформироваться в личностный);
2) к формированию негативного отношения оппонентов друг к другу.
Личностно-эмоциональные конфликты базируются на внутренних психологических причинах — личностных качествах оппонентов.
По степени проявления конфликты делятся на скрытые и открытые, случайные и хронические
Скрытый конфликт затрагивает обычно двух людей, которые до определенного времени стараются скрыть свой конфликт. Но когда терпение одного оппонента заканчивается, конфликт становится открытым.
Конфликты бывают случайные (стихийно, спонтанно возникшие) и хронические (сознательно провоцируемые). Во втором случае они влияют на производительность труда, являются причиной спада качества продукции. Поэтому при анализе причин и источников конфликта необходимо искать его виновников, цели и истоки провокации.
Также различают две формы производственных конфликтов:
1) вертикальные — между руководителем и подчиненными в конкретном производственном коллективе;
2) горизонтальные — между членами коллектива, работниками
производства и т.д.
Выделяют следующие источники конфликтов:
1) противоречия, возникающие на производственной основе;
2) внутриличностные противоречия, выражающиеся в отрицательных взаимоотношениях;
3) конфликтная личность.
1.Производственно-деловой конфликт — проблемная ситуация, возникающая в процессе деловых отношений на производстве. Часто конфликт сравнивают с айсбергом: его поверхность имеет глубокие мотивы, которые являются внутренними причинами конфликта.
|
|
2.Межличностный конфликт—это проблемная ситуация, в ко
торой индивидуумы либо преследуют различные цели, либо придерживаются несовместимых ценностей, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно, в конструктивной борьбе стремятся к достижению одной цели, которая может быть достигнута только одной из конфликтующих сторон.
3.Межгрупповой конфликт — это конфликт, в котором в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы.
Разновидности таких конфликтов представляют:
1) ролевой конфликт—ситуация, в которой от человека требуется одновременное исполнение двух или более несовместимых типов по
ведения;
2) моно и поликаузальные конфликты имеют в своей основе, со
ответственно, одну или много причин.
3) внутриличностные конфликты возникают при столкновении
противоположных мотивов, интересов у одного и того же чело
века. В их основе лежит негативное психологическое состояние человека, обиды, разочарования, страх.