Любая система одновременно стремится и к равновесию, и к динамике. В условиях рыночной экономики происходит постоянная конкурентная борьба, которая ведется в условиях неопределенности, неустойчивости и при постоянном риске. Руководители предприятий вынуждены принимать в таких условиях самостоятельные управленческие решения, за которые они несут ответственность. Поэтому необходима быстрая и адекватная реакция на кризисные ситуации, которая является мерой эффективного управления. Деятельность специалиста по связям с общественностью (PR-специалиста) является инструментом реализации кризисного управления. Эта деятельность предусматривает подготовку руководства высшего звена к переменам, затруднениям и максимально эффективному использованию возможностей.
Кризис — момент неустойчивого положения организации, который может повторятся несколько раз. Он возникает в результате нарушения гармонии внутри организации, а также во взаимоотношениях организации с внешней средой. Кризис необязательно приводит к гибели организации, он может дать новые возможности для организации. Кризис во многих случаях приводит к внедрению на предприятии новаций, которые поднимают его на совершенно новый уровень развития. Следовательно, чем больше управленцы подготовлены к действиям в условиях кризиса, тем быстрее и рациональнее кризис разрешается. Развитие кризиса происходит по следующей схеме: потенциальный кризис — скрытый кризис — острый управляемый кризис.
|
|
Потенциальный кризис в организации вероятен в результате невысокого уровня культуры управления, организационной культуры, непродуманных управленческих решений и т.д.
Скрытый кризис — в организации периодически проявляются и проходят трудности. Острый управляемый кризис — когда в организации по результатам оценки выявлено 40% негативных факторов, влияющих на нее. Острый неуправляемый кризис — более 50% отрицательных факторов. Этот вид кризиса ведет к банкротству.
Целью PR является преодоление кризиса и управление им, прогнозирование кризиса, снижение влияния кризиса на организацию, восстановление организации после его завершения. Кризисное управление происходит в следующей последовательности:
1) анализ факторов, которые могут поставить организацию в затруднительное положение;
2)моделирование кризисных ситуаций;
3)разработка антикризисных программ.
Своевременный учет кризисных факторов и управление ими способны предотвратить его угрозу, свести к минимуму потери при кризисе. Устранение кризиса укрепляет положение на рынке, имидж организации.