Конфликты и формирующаяся политическая система мира

Последнее десятилетие было ознаменовано бурным ростом поли­тической активности, в основе которой лежит национальный и рели­гиозный факторы. Данные тенденции позволили многим исследова­телям говорить о «взрыве этничности и конфессиональности». Однако данные явления вовсе не являются феноменом лишь уходя­щего века. Этническая и религиозная активность на протяжении всей истории человечества была одним из основных двигателей истории.

Можно с уверенностью констатировать, что этничность и кон­фессиональная принадлежность являются неотъемлемой характе­ристикой каждого человека. Они во многом определяют содержа­ние психических процессов индивида, его стереотип поведения и стили взаимодействия с другими людьми. А мобилизованная эт­ничность и конфессиональность становятся важнейшим фактором динамики конфликта.

Особое значение рассматриваемые факторы приобретают в свя­зи с нарастающими глобализационными процессами. Под глоба­лизацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени т.о., что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а с другой — действия местных общин могут иметь важные глобальные последствия. Глобализация предполагает, что множество политических, социальных, экономических, культурных и иных отношений и связей приобретают всемирный характер. Идейным фундаментом глобализации являются либерализм, рынок и техни­ческий прогресс. По мнению многих исследователей, глобализа­ция влечет за собой трансформацию всей системы социальных связей индивида. Она раскрепощает личность, освобождает ее от привязки к определенной среде, открывает беспрецедентные воз­можности выбора жизненных стратегий. Таким образом, стирают­ся межэтнические различия и происходит постепенный переход человечества к общей цивилизации с единым центром или к существо­ванию человечества в рамках нескольких предельно глобализированных региональных объединений.

В результате исторического развития отдельные группы людей вырабатывали свою систему ценностей, свое миропонимание и мировосприятие. Каждый этнос формировал свои категории ис­тины, красоты, добра и справедливости (изобилия). Представите­ли отдельных культур могут зачастую воспринимать друг друга как диких, отсталых, грязных, глупых, лживых и т.д. Столь прин­ципиальные различия привели к появлению политических систем и культурных норм, не только полностью не сводимых к какому-то единому общему стандарту, но и практически исключающих серьез­ные успехи в выработке унифицированных форм существования для различных культур.

Этнокультурное развитие человечества шло не только по пути-усиления и подчеркивания различий от внешних групп, но и по пути усиления внутригруппового единства. Традиция, обычай, культ, ритуал, всякое заучивание правил, текстов церемоний, сте­реотипов выражения эмоций и даже шаблонность в материальной культуре и пище — все это средства приведения этнической систе­мы к единому стандарту.

В лице глобализации сегодня представлена качественно новая колониальная политика. Главным проводником этой политики является в первую очередь администрация США. Основными составляющими этой политики является распространение идей ры­ночного фундаментализма и либеральных ценностей. Новый вы­сокотехнологичный бизнес заинтересован в глобальной экспансии и всеобщей стандартизации. Через навязываемые стандарты потребления идеи глобализации все глубже проникают в человеческое сознание. Но глобализация наталкивается на непреодолимые барье­ры, порожденные принципиальной несводимостью политических систем и культурных норм к более или менее унифицированным нормам. На этот барьер наталкивались и все колониальные импе­рии прошлого.

Противоположные процессы глобализации и сопротивления ей уже сейчас оказывают серьезное влияние на жизнь конкретных людей. Для того чтобы политика могла эффективно обслуживать потребность человека в ориентации, необходимы самые серьезные -исследования, учитывающие в т.ч. и этнический фактор. А основ­ным способом избежать последующих разочарований может стать увеличение ценности национальных культур и развитие в этом на­правлении. Такая тенденция, как защитная реакция на процессы уни­фикации, все явственнее прослеживается уже сегодня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: