Последнее десятилетие было ознаменовано бурным ростом политической активности, в основе которой лежит национальный и религиозный факторы. Данные тенденции позволили многим исследователям говорить о «взрыве этничности и конфессиональности». Однако данные явления вовсе не являются феноменом лишь уходящего века. Этническая и религиозная активность на протяжении всей истории человечества была одним из основных двигателей истории.
Можно с уверенностью констатировать, что этничность и конфессиональная принадлежность являются неотъемлемой характеристикой каждого человека. Они во многом определяют содержание психических процессов индивида, его стереотип поведения и стили взаимодействия с другими людьми. А мобилизованная этничность и конфессиональность становятся важнейшим фактором динамики конфликта.
Особое значение рассматриваемые факторы приобретают в связи с нарастающими глобализационными процессами. Под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени т.о., что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а с другой — действия местных общин могут иметь важные глобальные последствия. Глобализация предполагает, что множество политических, социальных, экономических, культурных и иных отношений и связей приобретают всемирный характер. Идейным фундаментом глобализации являются либерализм, рынок и технический прогресс. По мнению многих исследователей, глобализация влечет за собой трансформацию всей системы социальных связей индивида. Она раскрепощает личность, освобождает ее от привязки к определенной среде, открывает беспрецедентные возможности выбора жизненных стратегий. Таким образом, стираются межэтнические различия и происходит постепенный переход человечества к общей цивилизации с единым центром или к существованию человечества в рамках нескольких предельно глобализированных региональных объединений.
|
|
В результате исторического развития отдельные группы людей вырабатывали свою систему ценностей, свое миропонимание и мировосприятие. Каждый этнос формировал свои категории истины, красоты, добра и справедливости (изобилия). Представители отдельных культур могут зачастую воспринимать друг друга как диких, отсталых, грязных, глупых, лживых и т.д. Столь принципиальные различия привели к появлению политических систем и культурных норм, не только полностью не сводимых к какому-то единому общему стандарту, но и практически исключающих серьезные успехи в выработке унифицированных форм существования для различных культур.
|
|
Этнокультурное развитие человечества шло не только по пути-усиления и подчеркивания различий от внешних групп, но и по пути усиления внутригруппового единства. Традиция, обычай, культ, ритуал, всякое заучивание правил, текстов церемоний, стереотипов выражения эмоций и даже шаблонность в материальной культуре и пище — все это средства приведения этнической системы к единому стандарту.
В лице глобализации сегодня представлена качественно новая колониальная политика. Главным проводником этой политики является в первую очередь администрация США. Основными составляющими этой политики является распространение идей рыночного фундаментализма и либеральных ценностей. Новый высокотехнологичный бизнес заинтересован в глобальной экспансии и всеобщей стандартизации. Через навязываемые стандарты потребления идеи глобализации все глубже проникают в человеческое сознание. Но глобализация наталкивается на непреодолимые барьеры, порожденные принципиальной несводимостью политических систем и культурных норм к более или менее унифицированным нормам. На этот барьер наталкивались и все колониальные империи прошлого.
Противоположные процессы глобализации и сопротивления ей уже сейчас оказывают серьезное влияние на жизнь конкретных людей. Для того чтобы политика могла эффективно обслуживать потребность человека в ориентации, необходимы самые серьезные -исследования, учитывающие в т.ч. и этнический фактор. А основным способом избежать последующих разочарований может стать увеличение ценности национальных культур и развитие в этом направлении. Такая тенденция, как защитная реакция на процессы унификации, все явственнее прослеживается уже сегодня.