ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Планирование логопедических занятий по устранению аг-рамматизмов у учащихся вторых—четвертых классов ЗПР при работе по теме «предлоги»
С. В. Бровина ~ учитель-логопед школы № 5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети с общим недоразвитием речи плохо овладевают грамматическим строем языка: не согласуют слова в предложении, пропускают предлоги, не умеют правильно их употреблять. Это речевое нарушение связано с недоразвитием пространственных ориентировок и временных представлений. Изучение темы «Предлоги» (тех из них, которые имеют конкретное пространственное значение) дает возможность для развития и уточнения пространственных представлений, преодоления аг-рамматизмов как в импрессивной, так и в экспрессивной речи школьников.
Нарушение языкового анализа и синтеза проявляется в слитном написании предлогов со словами, к которым они относятся (слово, с которым «дружит» предлог) и в раздельном написании глагольных приставок, сходных с предлогами. Предлоги представляют собой сложную отвлеченную категорию, они не имеют самостоятельного вещественного значения, их значения реализуются в словосочетании. Значительные трудности испытывают учащиеся в усвоении правильного написания предлогов. Изучение предлогов в соответствии с учебной программой для детей с ЗПР начинается со второго класса (третьей четверти), продолжается в третьем классе (третьей четверти) темой «Различие предлогов и приставок», в четвертом классе (третьей четверти) темой «Написание предлогов с местоимениями». Работа с предлогами на логопедических занятиях позволяет предупредить ошибки, которые могут допустить учащиеся на уроках русского языка, и исправить те ошибки, которые они допускают.
|
|
Включая в перспективный план работу с предлогами, необходимо учитывать данные, полученные при обследовании учащихся, и планировать работу только с теми предлогами, которые вызывают затруднения у ребят данной группы. Основные задачи:
• сформировать преставление о смысловой (семантической) значимости предлогов;
• сформировать преставление о предлоге как отдельном слове;
• выработать навык употребления в устной и письменной речи предложного управления;
• научить правильно произносить предлоги, а затем и писать
их. Работа над смысловым значением предлогов:
• перемещение различных предметов в пространстве;
• определение расположения предмета в пространстве, на картине;
• расположение изображений предметов на плоскости относительно друг друга;
|
|
• узнавание и употребление предлогов в устной речи без зрительной опоры;
• использование графических схем предложений с графическим изображением предлога и его буквенным написанием. Количество часов на коррекцию нарушения употребления предлогов в устной и письменной речи регулируется логопедом в зависимости от сложности нарушения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2-й класс) | |||||||||||
Тема | Задачи | Содержание работы | |||||||||
Слово | |||||||||||
Слова, обозначающие предмет | Формирование понятия «Слово» как части предложения. Различение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Постановка вопросов к этим словам | • игра «Определи слово». Ученикам раздаются картинки, изображающие различные предметы. Логопед называет слова и звукосочетания, учащиеся поднимают картинки, услышав названия предметов, и не поднимают, услышав звукосочетание, так как набор звуков не является словом; • игра «Что это? Кто это?»; • игра «Посмотри, запомни, назови». Рассмотреть картинки, запомнить их, назвать только те, которые обозначают живые (неживые) предметы. Графическое изображение слова-предмета | |||||||||
Слова, обозначающие действие предмета | Различение слов, обозначающих действие предмета. Постановка вопросов к словам-действиям | • игра «Закончи фразу». (Логопед произносит: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все...» (видят). Что может делать человек? Ответь одним словом); • игра «Послушай, запомни, назови». Логопед называет слова-предметы и слова-действия и просит назвать только слова-действия, поставить к этим словам вопрос, графически изобразить их | |||||||||
Различение слов, обозначающих предмет и действие | Различение слов-предметов и слов-действий по вопросам | • игра «Назови предмет по его действию»; • игра «Кто как передвигается?»; • выделение из предложений типа: Светит солнце, | |||||||||
Различение слов, обозначающих предмет и действие | Различение слов-предметов и слов-действий по вопросам | • к каждому слову учащиеся ставят вопрос, объясняют, что означает; • загадки (перечисляются действия, нужно определить предмет) | |||||||||
Слова, обозначающие признак предмета | Различение слов, обозначающих признак предмета по вопросам: Какой? Какая? Какое? Какие? | • назвать несколько признаков к одному предмету; • назвать слова-признаки, обозначающие форму, цвет, вкус, материал | |||||||||
Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков | Закрепление понятий о словах, обозначающих предмет, действие, признак предмета | • подбор к словам-предметам по два признака, слова-признаки, противоположные по значению; • игра «Кто больше подберет слов-действий к словам предметам» и наоборот; • игра-загадка «Назови предмет по его признакам»; • графический диктант | |||||||||
Предлоги | |||||||||||
Понятие о предлоге | Дать понятие о предлоге как самостоятельном слове | • игра «Догадайся, какое слово я пропустила?»: • игра «Ответь на вопрос маленьким словом» (затем словосочетанием) по положению предмета, по картинке | |||||||||
Предлог на/ Схема предлога | Развитие словаря по теме «Транспорт». Формирование навыка практического использования предлога на в устной и письменной речи | • игра с мячом «На чем можно ездить?»; • игра «Что на чем?» Используются карточки с предметными картинками: стол, книга, крыша, кошка...; • составление предложений по картинкам, используя схему: Кто? Что делает? Что? Куда? | |||||||||
Продолжение | |||||||||||
Тема | Задачи | Содержание работы | |||||||||
Предлог в. Схема предлога | Формирование навыка практического использования предлога в в устной и письменной речи | • игра «Ответь на вопрос словосочетанием» (Куда туристы складывают вещи? Где хранятся продукты? Где живут дельфины? и т. д.) • работа с деформированными фразами (ученикам предлагается прослушать слова, составить из них предложение, назвать предлог — спала, белка, дупле, в. ежика, кустах, в. мальчики, нашли, чистом, в, работать, классе, приятно.... и т. д.) | |||||||||
Дифференциация предлогов в и на. Схемы предлогов | Формирование навыка практического использования предлогов в и на в устной и письменной речи | • игра «Солнечный зайчик». Логопед читает стихотворение, затем зеркалом пускает солнечный зайчик и просит назвать, куда он спрятался. • игра «Исправь ошибки» (В стене висит портрет. Суп варят на кастрюле.) • упражнение «составь словосочетание, используя предлоги в, на. ныряет вода кладет в, на тумбочка лезет крыша | |||||||||
Предлог из. Схема предлога | Формирование навыка практического использования предлога из в устной и письменной речи | • игра с мячом «Из чего это сделано?» Например: шапка... из меха, стакан....из стекла, стол....из дерева; • ответы на вопросы Откуда? Из чего? Например: Откуда достал ручку? (Из портфеля). Из чего вылепили снеговика? (Из снега); • упражнение «Составь предложение, назови предлог»; • определение место предлога (работа с числовым рядом) | |||||||||
Дифференциация предлогов в, из. Схемы предлогов | Формирование навыка практического использования предлогов в и из в устной и письменной речи | • игра «Куда положил? Откуда достал?»; • упражнение — прослушай, назови третье слово, составь схему; • составление предложений с предлогами в, из и опорными словами, например: мальчик, дом; молоко, холодильник; люди, метро: • графический диктант (предлог изображается в виде схемы) | |||||||||
Предлоги с (со) | Формирование навыка практического использования предлогов с (со) в устной и письменной речи | • игра «С чем пекут пироги?» «С чем пьешь чай?» «С кем ты дружишь?» • игра «День рождения», например: Я для своих гостей приготовлю бутерброды с...; • упражнение «Вставьте пропущенные предлоги»: У меня сестренок семь, Помогать я буду всем!... Олей сеять,... Полей жать,... Дашей куклу наряжать,... Леной стряпать,.... Нюрой шить,... Шурой сено ворошить, Песни петь... Марусенькой Самою малюсенькой. | |||||||||
Дифференциация предлогов с (со), на. Схемы предлогов | Развитие языкового чутья (обращать внимание учащихся на просторечное неправильное употребление предлога с вместо предлога, из) | • игра с различными предметами (игрушками). Возьми мяч. Откуда ты взял мяч? (со стола) Положи мяч. Куда ты положил? (на стол); • игра «Наоборот». Бабочка села на ромашку. (Бабочка улетела с ромашки.) Картину сняли со стены. (Картину повесили на стену,); | |||||||||
Продолжение | |||||||||||
Тема | Задачи | Содержание работы | |||||||||
Дифференциация предлогов с (со), на. Схемы предлогов | Развитие языкового чутья (обращать внимание учащихся на просторечное неправильное употребление предлога с вместо предлога из) | • исправь ошибку (Мама с дочки пошла гулять. Молоток лежит на ящик. Дым валит с трубы. Мама пришла с магазина. Бабушка приехала с деревни); • составь предложения из данных словосочетаний: сошел с поезда | |||||||||
Предлоги у, к, от. Схемы предлогов | Дифференциация предлогов у, к, от. Формирование навыка практического использования предлогов у, к, от в устной и письменной речи | • игра с мячом «Послушный мяч». Лети мяч от меня к...(имя). (Предлог выделять голосом); • составление схем предложений из полосок; • определение место предлога и подбор соответствующей схемы предлога; • определение предлога на слух. С. М. Маршак «Где обедал воробей?» | |||||||||
Предлоги по, к. Схемы предлогов | Дифференциация предлогов по, к. Формирование навыка практического использования предлогов по, к в устной и письменной речи | • игра «Шалунья-обезьянка». Логопед передвигает игрушку, а дети рассказывают, что делает обезьянка: Обезьянка бегает по парте, по полу, подбежала к шкафу,...; • составление предложения из словосочетаний с предлогами по, к (ехал по дороге, подошел к дому, плыл по реке, приехал к дедушке); • упражнение «Вставь пропущенный предлог к, по в предложение»; • письмо по памяти: Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам. Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон). | |||||||||
Дифференциация предлогов в, за. Схемы предлогов | Формирование навыка практического использования предлогов в и за в устной и письменной речи | • игра «Скажи, где лежит?» Логопед берет разноцветные карандаши и кладет в коробку, за коробку, в стакан, за стакан. Дети отвечают, называя цвет карандаша. • упражнение «Найди и исправь ошибку»: Ребята ехали в автобусы. У Лены в рука большой шар. Котенок сидел за коробках.; • составление рассказа по картине и вопросам. У сосны стоит муравейник. (Где стоит муравейник? Какой муравейник? Кто живет в муравейнике?) • рассматривание картинок, ответ на вопрос (Где?). | |||||||||
Дифференциация предлогов под, над. Схемы предлогов | Формирование навыка практического использования предлогов под и над в устной и письменной речи. Закрепление ранее изученных предлогов | игра с мячом «Скажи, где мяч?»; игра «Что под чем? Что над чем?» (используются картинки, схемы предлогов); составление словосочетаний; игра «Расставь мебель»; составление предложений по схемам; работа с карточками: вставить подходящий по смыслу предлог в предложения:... березами кружили грачи. Мальчики промокли... проливным дождем; • составление схемы к предложениям | |||||||||
Дифференциация предлогов по, под. Схемы предлогов | Формирование навыка практического использования предлогов по и под в устной и письменной речи | • упражнение с заданием: прослушайте предложение, вставьте слово-признак, начертите схему предложения (Едет по (какой?) дороге. Бродит по (какому?) лесу.); • продолжение предложения по схеме; • упражнение «Исправь ошибку»: Жук ползет под траве. Книга упала по стол. | |||||||||
Окончание | |||||||||||
Тема | Задачи | Содержание работы | |||||||||
Дифференциация предлогов на, над. Схемы предлогов | Формирование навыка практического использования предлогов на и над в устной и письменной речи | • игра «Ответь, где карандаш?» (на столе, на книге, над книгой,...); • упражнение: отберите картинки, по которым можно составить предложения с предлогами на в одну колонку, а с предлогом над — в другую (карточки: на столе стоит стакан, самолет летит над лесом), • упражнение: вставь предлоги на или над (лезет... дерево, висит... дверью,...); • упражнение: прослушайте словосочетания, назовите предлог и слово, с которым он «дружит» (лежит на окне (на окне) | |||||||||
Обобщение по теме «Предлоги» | Закрепление навыка использования предлогов в устной и письменной речи | • составление словосочетаний по картинкам (назвать предлоги, поднять соответствующую схему); • работа с числовым рядом (сосчитать слова в предложении, назвать предлог, определить его место); • письмо по памяти: За селом в густом лесу Встретишь зайца и лису. На охоту дед идет. Что же он с собой берет? (Ружье) • прослушивание предложения, запись слова с соответствующим предлогом | |||||||||
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3-й класс) | |||||||||||
Тема | Задачи | Содержание работы | |||||||||
Сложные предлоги | |||||||||||
Предлоги за, из-за | Ознакомление с употреблением и написанием сложного предлога | • выделение предлогов из словосочетаний (например: спрятался за дерево, выглянул из-за дерева, скрылся за поворотом, выглянул из-за поворота, скрылось за тучами, выглянуло из-за облаков, стояла за домом); • игра «Репка». Вспомнить сказку, расставить героев по порядку, назвать, кто за кого держался; • составление предложений с использованием сложного предлога (из-за непогоды, из-за болезни) | |||||||||
Предлоги под, из-под | Учить правильно употреблять предлоги под, из-под и дифференцировать их | • игра «Где мяч?» Где прятался мяч? Откуда я достала мяч? Откуда выкатился мяч? • упражнение «Назовите предлоги» (От дождя мы спрятались под дерево. Из-под дивана вымели мусор.); • упражнение «Замени предлог». (Предлог из-под замени предлогом под, составь предложения: Лошадь вывели из-под навеса. Коробку вытащили из-под кровати) | |||||||||
Предлоги между, через, сквозь | Учить правильно употреблять предлоги между, через, сквозь и дифференцировать их | • составление предложений с предлогом через и глаголами перешагнуть, перепрыгнуть, перейти; • упражнение: выпиши словосочетание с предлогом между (Между деревьями виден дом (виден между деревьями); • сравнение предлогов сквозь и через, • упражнение «Вставь предлог». (Самолет летел... облака. Мальчик перешагнул... лужу.) | |||||||||
Продолжение | |||||||||||
Тема | Задачи | Содержание работы | |||||||||
Предлоги для, без | Учить правильно употреблять предлоги для, без и дифференцировать их | • выделение из предложений словосочетаний с предлогами для, без; • придумывание предложений с предлогами для, без; • упражнение «Вставь предлог» (...растений нужна вода... воды растения погибнут) | |||||||||
Предлоги и приставки | |||||||||||
Слова-предметы, слова-действия, предлоги | Закрепить понятия: слова-предметы, слова-действия. Повторить предлоги | • игра с мячом «Кто кричит, а что трещит?» (мурлычет — кот трещит — лед); • игра «Где мячик?» (с использованием предлогов в, под); • работа с таблицами приставок; • образование однокоренных слов-действий: пришел, отошел, ушел, зашел, вошел, вышел, подошел...; • работа с текстом: «В лесу». Дети пришли в лес за грибами. Лена нашла четыре гриба. Вера нашла два гриба под елкой. Ваня нашел пять грибов под березой. Дети устали. Они сели под елку и пели песни. Задания к тексту: определить количество предложений в тексте, определить количество слов в предложении, назвать главные члены предложения, выписать словосочетания с предлогами (нашла под елкой, пришли в лес, нашел под березой), обозначить приставку, обведи предлог в кружок, надписать части слова | |||||||||
Предлог, приставка | Учить различать два понятия: предлог — отдельное слово и приставка — часть слова | • игра с мячом «Кто и что?» Летит (кто?) — чайка, воробей, утка Летит (что?) — самолет, вертолет Плывет (что?) — Плывет (кто?) — • работа с таблицей приставок (образование однокоренных глаголов от глагола бежали}; Работа с деформированными предложениями: стадо (по) мосту (по)шло; (на) дно рыба. (у)шла; (у)ползли (в) норы раки; • работа с текстом. Случай на реке. Пришла зима. Мороз еще не очень сильный, но река покрылась льдом. Ребята пришли на речку кататься на коньках. Вдруг под Федей затрещал лед. Федя провалился в воду. Дети стали кричать. На их крик прибежали взрослые. Они спасли мальчика. Задания к тексту: аналогичны работе с текстом «В лесу», пересказ текста | |||||||||
Дифференциация предлогов и приставок | Учить образовывать однокоренные слова-действия префиксальным способом | • игра «Отгадай загадку, придумай сам» (по названным действиям определить предмет); • работа с таблицей приставок: Придумать глаголы с приставками с, на (слетел, налетел, съехал, наехал, спрыгнул, списал, написал, сломал, наломал, стащил, срисовал, нарисовал) • закончи предложение, запомни, запиши, проверь: Листок слетел (с чего?)... Кошка спрыгнула (Откуда?) • работа с текстом (по аналогии с предыдущим уроком) | |||||||||
Окончание | |||||||||||
Тема | Задачи | Содержание работы | |||||||||
Дифференциация | Учить образовывать однокоренные | Шалуны. | |||||||||
предлогов и при | слова-действия префиксальным спосо | Два мальчика нашли на березе гнездо. Они хо | |||||||||
ставок | бом | тели вынуть из гнезда птенцов. Налетели во | |||||||||
роны. Вороны клевали мальчиков и били их кры | |||||||||||
льями. Мальчики спустились с дерева и убежа | |||||||||||
ли от ворон. Не надо разорять гнезда. | |||||||||||
Дифференциация | Путем практических упражнений усво | • игра «Найди глагол» (Логопед называет | |||||||||
предлогов и при | ить навык употребления в письменной | слова, а ученики хлопают в ладоши, когда | |||||||||
ставок | речи предлогов и приставок (запом | услышат глагол, ставят к нему вопрос.) | |||||||||
нить, что слова-действия с предлогами | • работа с карточками (Спиши, раскрывая | ||||||||||
не употребляются) | скобки, объясни написание: (на)бегает (на) | ||||||||||
берег, (с)прыгнул (с) дерева,...С любым сло | |||||||||||
восочетанием составь предложение); | |||||||||||
• составление словосочетаний: побежал (по | |||||||||||
чему?)...; | |||||||||||
• работа с текстом. | |||||||||||
Катание | |||||||||||
Витя задумал ездить на собаке. Он приучил ее | |||||||||||
возить санки. Витя поехал по улице. Вдруг собака | |||||||||||
увидела на дороге кошку. Она бросилась за кош | |||||||||||
кой. Витя выпал из санок. На улице все смеялись. | |||||||||||
Задания к тексту: логопед читает текст, а учени | |||||||||||
ки называют и затем записывают глаголы в тет | |||||||||||
радь, обозначают приставки; ответьте на воп | |||||||||||
рос словом с предлогом, запишите ответ в тет | |||||||||||
радь: | |||||||||||
На ком задумал ездить Витя? | |||||||||||
Где поехал Витя? | |||||||||||
Где собака увидела кошку? | |||||||||||
Дифференциация | Путем практических упражнений усво | За кем бросилась собака? | |||||||||
предлогов и при | ить навык употребления в письменной | Откуда выпал Витя? | |||||||||
ставок | речи предлогов и приставок (запом | Где все смеялись 7 | |||||||||
нить, что слова-действия с предлогами | Перескажите текст, используя записанные | ||||||||||
не употребляются) | глаголы | ||||||||||
Закрепление диф- | Закрепление навыка написания пред | • составление словосочетании с предлогами | |||||||||
ф е р с 11 ц и а ц и и | логов и приставок с различными частя | по картинкам; | |||||||||
предлогов и при | ми речи | • составление предложений (Кто?).... съехал с | |||||||||
ставок | горы...(с кем?); | ||||||||||
Закрепление диф- | Закрепление навыка четкой дифферен | • работа по карточкам: | |||||||||
ференциации | циации слов-предметов, слов-действий | записать словосочетания, составить пред | |||||||||
предлогов и при | и слов-признаков | ложения, объяснить написание: (за)шло | |||||||||
ставок | (за)тучи, (у)селись (у)дороги...; | ||||||||||
• упражнение: прослушать стихотворение, | |||||||||||
найти каламбуры, назвать предлоги и сло | |||||||||||
ва, к которым они относятся (Сугробы снега | |||||||||||
вьюги намели, и грузовик, как баржа на мели. | |||||||||||
Зависело б от мыла веснушки я б отмыла.) | |||||||||||
• исправить ошибку в выделенных словах, | |||||||||||
подобрать однокоренное слово, подходя | |||||||||||
щее по смыслу (Картинку нужно вклеить на | |||||||||||
картон.) | |||||||||||
• упражнение: записать стихотворение, рас | |||||||||||
крывая скобки. | |||||||||||
А потом ты (по)катился | |||||||||||
и назад не воротился. | |||||||||||
(По)катился (в)огород, | |||||||||||
(до)катился (до) ворот, | |||||||||||
(под)катился (под)ворота, | |||||||||||
(до)бежал (до)поворота.... (С. Маршак) | |||||||||||
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4-й класс) | |||||||||||
Тема | Задачи | Содержание работы | |||||||||
Родительный па | Развитие умения находить родитель | • упражнение: ответить на вопрос (от кого? | |||||||||
деж с предлогами | ный падеж имени существительного по | от чего?) | |||||||||
от, до | вопросу. | Поезд отошел... от ветки | |||||||||
Учить правильно употреблять предлоги | лист оторвался... от станции | ||||||||||
от, до с именами существительными в | лес далеко... от деревни; | ||||||||||
родительном падеже | * упражнение: закончить предложение: | ||||||||||
Машина отъехала...(сп чего?) | |||||||||||
Олень убежал... (от кого?) | |||||||||||
Лодка отплыла,..(от чего?); | |||||||||||
• придумывание предложения с данными | |||||||||||
глаголами и предлогом от: | |||||||||||
Отлетел...от чего? | |||||||||||
Отбежал... от кого? | |||||||||||
Отчалил... от чего? | |||||||||||
• составление предложений: | |||||||||||
Кто?... дошел (до чего?) до дома. Кто?...йобе- | |||||||||||
жал до финиша. | |||||||||||
Кто?...долез до вершины горы (обозначить при | |||||||||||
ставку в глаголах, обвести предлог, найти су | |||||||||||
ществительные, стоящие в Р.п., обозначить | |||||||||||
падеж, выделить окончания); | |||||||||||
• составление предложений: до, птица, гнез | |||||||||||
да, долетела; дошли, ребята, леса, до; дое | |||||||||||
хал, с, станции, поезд, до, опозданием (обо | |||||||||||
значить приставку в глаголах, обвести | |||||||||||
предлог, найти существительные, сто | |||||||||||
ящие в Р. п., обозначить падеж, выделить | |||||||||||
окончания) | |||||||||||
Родительный па | Учить правильно употреблять предлоги | • упражнение: заменить предлог у предлога | |||||||||
деж с предлогами | у, около, возле с именами существитель | ми возле, около там, где это возможно (Уче | |||||||||
у, около, возле | ными в родительном падеже. | ник стоит у стола. Кошка сидит у крыльца. | |||||||||
Развитие связной речи | У коровы родился теленок. У девочки в руках | ||||||||||
цветы) | |||||||||||
Найти слова, к которым относятся предлоги, | |||||||||||
определить падеж имен существительных, | |||||||||||
выделить окончания. | |||||||||||
• составление предложений по вопросам: | |||||||||||
У кого сломался портфель?... мальчика. | |||||||||||
Около кого можно спокойно заснуть?...мамы. | |||||||||||
Возле чего оставили сумку?...прилавка. | |||||||||||
Найти слова, к которым относятся предлоги, | |||||||||||
определить падеж имен существительных, | |||||||||||
выделить окончания; | |||||||||||
• составление вопросов и предложений по | |||||||||||
вопросам: | |||||||||||
Образец: | |||||||||||
Где находится парк.? | |||||||||||
Парк находится около реки. | |||||||||||
кинотеатр находится площади | |||||||||||
бассейн возле, около цирка | |||||||||||
Стадион магазина | |||||||||||
Родительный па | Учить правильно употреблять предлоги | • упражнение «Закончи предложения» | |||||||||
деж с предлогом с | с с именами существительными в роди | Листок слетел...(с чего?) с головы. | |||||||||
тельном падеже | (С кого?)... сняли сбрую с дивана. | ||||||||||
Кошка спрыгнула (откуда?) с лошади. | |||||||||||
• придумывание предложений с данными | |||||||||||
словами: | |||||||||||
Съехал...(с, чего? откуда?). | |||||||||||
Сбежал... (с чего? откуда?). | |||||||||||
Сбросил...(с чего? откуда?) | |||||||||||
Продолжение | |||||||||||
Тема | Задачи | Содержание работы | |||||||||
Родительный па | Учить правильно употреблять предлоги | • работа с деформированными предложения | |||||||||
деж с предлогами | из, из-за, из-под с. именами существи | ми: скворечник, из, скворец, вылетел; из-за, | |||||||||
из, из-за, из-под | тельными в родительном падеже. | ребенок, дверь, выглядывает; ласточка, кры | |||||||||
Развитие логического мышления | ши, из-под, вылетела. Составить предложе | ||||||||||
ния, определить падеж имен существитель | |||||||||||
ных, выделить окончания. | |||||||||||
• упражнение: вставить нужный предлог и | |||||||||||
данные предложения. | |||||||||||
Мальчик выбежал... дома. | |||||||||||
... колес машины выскочили камни. | |||||||||||
... дерева выглянула девочка; | |||||||||||
• дописывание,предложений: | |||||||||||
Галя достала тарелку (откуда?)... (из) трубы. | |||||||||||
Птенцы высунулись (из чего?)... (из)шкафа. | |||||||||||
Дым идет (откуда?)... (из)гнезда; | |||||||||||
• упражнение: выбрать нужный предлог (из, | |||||||||||
из-за, из-под),нанхн имена существитель | |||||||||||
ные, стоящее в Р. п., обозначить падеж. | |||||||||||
Мальчик вылил воду...стакана. | |||||||||||
Кролик выпрыгнул...крыльца. | |||||||||||
Лодка выплыла...поворота реки | |||||||||||
• упражнение: продолжить предложения: | |||||||||||
Галя приехала из Смоленска, а Сережа из.... | |||||||||||
Оля пришла из леса, а бабушка из.... | |||||||||||
Таня идет в школу, а Андрей идет (из школы). | |||||||||||
Дети едут в музей, а Саша.... | |||||||||||
Бабушка идет в магазин, а женщина идет.... | |||||||||||
• преобразование предложений по образцу: | |||||||||||
Миша был в школе. Он возвращается из школы. | |||||||||||
Медведь спит в берлоге. Он вылез... | |||||||||||
Мышка живет в норке. Она выбежала.... | |||||||||||
Птичка сидела в клетке. Она вылетела... | |||||||||||
Родительный падеж с предлогами без, для | Учить правильно употреблять предлоги без, для с именами существительными в родительном падеже | • составление вопросов по картинкам и запись ответов (Для (кого?) мама купила платье? Мама купила платье для дочки. Девочка купила поводок для (кого?)..Человек не | |||||||||
может жить без (чего?)..Артисты выступали | |||||||||||
для (кого?)...) | |||||||||||
• упражнение: вставить в предложения нуж | |||||||||||
ные предлоги для, без; определить имена | |||||||||||
существительные, стоящие в Р. п., обозна | |||||||||||
чить падеж. | |||||||||||
Самолет нужен.. перевозки пассажиров. | |||||||||||
Машина не может ехать.. мотора. | |||||||||||
Зимой птицы могут погибнуть...корма. | |||||||||||
Мама купила нитки...вязания | |||||||||||
Дательный падеж с предлогами к, по | Развитие умения находить дательный падеж имени существительного по вопросу. | • упражнение: закончить предложения, выделить окончания имен существительных, стоящих в Д. п., определить род имен суще | |||||||||
Учить правильно употреблять предлоги к, по с именами существительными в дательном падеже | ствительных. Коршун спускается (к кому?)... Пуговицу пришили (к чему?)... Кошка подкралась (к кому?)... | ||||||||||
Слова для справок: цыплята, пальто, мышка: | |||||||||||
• составление предложений из слов данных | |||||||||||
вразбивку (Выделить окончания имен су | |||||||||||
ществительных, стоящих в Д. п., опреде | |||||||||||
лить род имен существительных): | |||||||||||
гнезду, к, подлетела, сорока; потолку, к, мя | |||||||||||
чик, подскочил; утке, к, лиса, подкралась; | |||||||||||
• дописывание предложений: Дети подбежа | |||||||||||
ли к.... Лошадь привязали к.... Пароход по | |||||||||||
дошел к... | |||||||||||
• составление вопросов к предложениям: | |||||||||||
Трактор едет по полю. Жук ползет по земле. | |||||||||||
Туман стелется по траве. | |||||||||||
Продолжение | |||||||||||
Тема | Задачи | Содержание работы | |||||||||
Дательный падеж с предлогами к, по | Учить правильно употреблять предлоги без, для с именами существительными в родительном падеже | • упражнение: закончить предложения, выделить окончания имен существительных, стоящих в Д.. п., определить род имен существительных Мальчик идет (где?)... Белка прыгает (где?)... Трамвай едет (где?).... Слова для справок: по бревну, по веткам, по рельсам. | |||||||||
Винительный падеж с предлогами в, на | Развитие умения определять винительный падеж имени существительного по вопросу. Учить правильно употреблять предлоги в, на с именами существительными в винительном падеже | • дописывание предложений с заданием: выделить окончания имен существительных, стоящих в В.. п., определить род имен существительных Собака залезла (куда?)... (будка). Рыбак вытаскивает лодку (куда?)...(берег). • дописывание предложений с заданными сочетаниями Автобус въехал в... окно Мальчик выпрыгнул... яму Человек упал в... гараж. | |||||||||
Дифференциация родительного и винительного падежей | Развитие умения различать родительный и винительный падежи имени существительного по вопросу, окончанию. Учить правильно употреблять предлоги с именами существительными в родительном и винительном падежах | • упражнение с заданием: заменить предлог обратным, определить падеж имен существительных, выписать предлоги В. п. и Р. п., сравнить их: Ребята побежали в лес. (Ребята выбежали из леса.) За пень заползла змея. (Из-за пня выползла змея.) Черепаха заползла под шкаф. (Черепаха выползла из-под шкафа.) | |||||||||
Дифференциация родительного и винительного падежей | Развитие умения различать родительный и винительный падежи имени существительного по вопросу, окончанию. Учить правильно употреблять предлоги с именами существительными в родительном и винительном падежах | • упражнение с заданием: поставить имя существительное в нужную форму, определить падеж: У (девочка) убежала кошка. Около (лес) стоит лосенок. Вокруг (девочка) летают бабочки. Мы быстро дошли до (река). Через (мост) мы прошли на другой берег. Сквозь (сетка) дождя ничего не было видно. Машина высыпало песок под (забор). На (девочка) надели новое платье. | |||||||||
Творительны падеж с предлогом с | Развитие умения определять творительный падеж имени существительного по вопросу. Учить правильно употреблять предлог с с именами существительными в творительном падеже | • дополнение предложений именами существительными и определение их падежа Образец. У моего брата есть товарищ,. Он часто ходит в кино вместе с товарищем. У Ани есть подруга. Она часто играет... У меня есть друзья. Я часто хожу в бассейн... У девочки есть сестра. Она учится в одной школе...; • составление предложения по образцу: Я люблю кушать салат (с чем?) со сметаной. Закуски: салат с мясом, салат с рыбой, бутерброд с сыром, бутерброд с колбасой. Первые блюда: суп с мясом, бульон с курицей, борщ со сметаной. Вторые блюда: мясо с рисом, мясо с картофелем, блинчики с творогом, блинчики с мясом. | |||||||||
Творительный падеж с предлогами над, под | Учить правильно употреблять предлоги над, под с именами существительными в творительном падеже | • прочтение предложений, ответы на вопросы по образцу: Таня положила письмо под книгу. Где лежит письмо? Письмо лежит (под чем?) под книгой. Карандаш упал под стол. Где лежит карандаш? Книга упала под диван.....? Дети сели под деревом. | |||||||||
Продолжение | |||||||||||
Тема | Задачи | Содержание работы | |||||||||
Творительный падеж с предлогами над, под | Развитие пространственных представлений | • упражнение с заданием: ответить на вопросы, используя слова для справок. (Над кем?) светит солнце? Птицы летают (над чем?) Самолет летит (над чем?). Ласточка свила гнездо (под чем?). Лодка плывет (под чем?) Метро проходит (под чем?) Слова для справок: над людьми, над лесом, над | |||||||||
облаками, под крыше, под мостом, под землей. | |||||||||||
Творительный падеж с предлогом между | Учить правильно употреблять предлог между с именами существительными в творительном падеже. Закрепить единственное и множественное число имен существительных | • упражнение с заданием: записать предложения, поставить слова, данные в скобках в нужную форму, выделить предлог Между (дома) прошел человек. Между (деревья) была видна поляна. Между (ветки) ели промелькнула белка. • составление предложений из словосочетаний с предлогом между'. лесом и садом был громкий спор спортсменами было проложено шоссе между (кем? чем?) берегами реки был протянут паром мальчиками велись соревнования | |||||||||
Творительный падеж с предлогом за | Учить правильно употреблять предлог за с именами существительными в творительном падеже, выделять имена существительные в творительном падеже из предложения | • сравнение винительного и творительного падежей имен существительных с предлогом за: прочитать предложения, ответить на вопрос: где находятся Коля, Таня, Оля,... по образцу: Коля спрятался за дерево (за что? — В. п.) Где Коля? Коля стоит за деревом (за чем? — Т. п.} Володя спрятался за машину. Где спрятался Володя? | |||||||||
---- - ^ | |||||||||||
Творительный падеж с предлогом за | Учить правильно употреблять предлог за с именами существительными в творительном падеже, выделять имена существительные в творительном падеже из предложения | Мальчик спрятался за сарай. Где спрятался мальчик? Оля спряталась за скамейку. Где спряталась Оля? • упражнение «Подбери по смыслу»: Солнце спряталось... за курицей. Музыка слышна... за хозяином. Цыплят а бегу т... за стеной. Собака бежит... за лесом. | |||||||||
Творительный падеж с предлогом перед | Учить правильно употреблять предлог перед с именами существительными в творительном падеже | • упражнение с заданием: прочитать предложения, поставить в нужную форму имена существительные в скобках. (Перед кем?) Перед (учитель) стоит ученик. (Перед кем?) Перед (дверь) лежал старый коврик. (Перед чем?) Перед (дом) стоит скамейка. • составление предложений: Цветы растут (перед чем?) — памятник, школа, больница; • придумывание предложений по картинкам с предлогом перед | |||||||||
Предложный падеж с предлогами об, о | Развитие умения определять предложный падеж имени существительного по вопросу и окончанию Учить правильно употреблять предлоги об, о с именами существительными в предложном падеже | • упражнение с заданием: определить падеж имени существительного с предлогами о, об 0 землетрясении написали статью. Об урагане рассказывали со страхом. Кошка думала о мыши. В телепередаче рассказывали об известном артисте. • упражнение «Закончи предложения»: Дети вспоминали лето уроки 0 чем? 0 ком? школа утренник | |||||||||
Продолжение | |||||||||||
Тема | Задачи | Содержание работы | |||||||||
Предложный падеж с предлогом на | Учить правильно употреблять предлог на с именами существительными в предложном падеже. Развитие связной речи | • упражнение с заданием: ответить на вопрос, используя слова для справок Книга лежит (на чем?); Девочка сидит (на чем?); Наездник скачет (на ком?) Слова для справок: на столе, на кресле, на лошади; • дописывание предложений, используя имена существительные с предлогом на: Рабочие работают...; Птичка сидит..; Пальто висит...; Мячик лежит...; • придумывание предложений по картинке с предлогом на, чтобы слова в предложении отвечали на вопросы: На ком? На чем? | |||||||||
Предложный падеж с предлогом в | Учить правильно употреблять предлог в с именами существительными в предложном падеже | • дополнение предложений: Вера была (где?) в дупле Летом дети отдыхали (где?) в лагере Белка живет (где?) в музее; • составление предложений по вопросам: В ком? В чем? Где? Ученики с учителем были (...)в театре (кино, музей зоопарк); • составление предложений по вопросу: Где живет человек? В (квартира, палатка, шалаш) | |||||||||
Винительный и предложный падежи с предлогом в, во | Развитие умения различать предложный и винительный падежи имени существительного по вопросу, окончанию | • списывание предложений с изменение формы имени существительного Дети поехали в (деревня). Дети живут в (деревня). Машина въехала во (двор).Машина стоит во (двор). Кашу положили в (тарелка). В (тарелка) лежит каша. | |||||||||
Употребление предлогов с местоимениями | |||||||||||
Понятие о местоимении | Дать понятие о местоимении и его склонении | • нахождение в предложениях местоимений: Я пойду в театр. Ты читаешь книгу. Мы играем в футбол. Она поет песню; • изменение местоимений по лицам: Вы пишите письмо. Они пошли гулять в лес. Я учу уроки. | |||||||||
Изменение личных местоимений третьего лица по родам | Учить различать местоимения третьего лица по родам | • упражнение с заданием: вместо точек вписать подходящее местоимение. Змея свернулась в клубок,... собиралась спать. Мальчик заболел,...не пошел в школу. Зеркало положили на краю стола,... упало и разбилось. Зверюшки бегали по клетке,... были очень подвижны | |||||||||
Склонение местоимений | Учить различать падежи местоимений | • заполнение таблицы склонения местоимений; • сравнение местоимений третьего лица мужского и среднего рода | |||||||||
Употребление местоимений с предлогами | Ознакомить с употреблением местоимений с предлогами и правописанием местоимений его, ему, им, ее, ею, ими после предлогов | • упражнение: вписать в предложение местоимение. Сказали ему. Подошли к.... Встретили его. Спросили у... • списывание предложений с изменением формы местоимения в скобках. Брат очень рад, что завтра увидится с (он). Учительница спрашивала о (он), когда он придет в школу. | |||||||||
Родительный падеж местоимений с предлогами | Практическое усвоение раздельного написания местоимения родительного падежа с предлогом | • ответы на вопросы с использованием местоимения по образцу: У тебя есть карандаш? У меня есть карандаш. У тебя есть чистая тетрадь? У него есть часы? У вас есть велосипед? | |||||||||
Окончание
|
|
|
|
Тема | Задачи | Содержание работы |
Закрепление пра | Практическое усвоение раздельного | • упражнение с заданием: подставить подхо |
вописания место | написания местоимений с предлогами | дящие по смыслу местоимения. |
имений с предло | и правописание местоимений его, ему, | Малыш упал и заплакал. Петр подошел к.. и |
гами | им, ее, ею, ими после предлогов | помог встать. У нас в классе стоят цветы. |
Мы ухаживаем за.... | ||
• упражнение с заданием: выделенные суще | ||
ствительные заменить местоимением. | ||
Летом мы купались в озере. Теперь на деревьях | ||
нет ни одного листочка. Летом под деревьями | ||
мы прятались от дождя. | ||
• упражнение с заданием: раскрыть скобки. | ||
записать местоимение в пр |