Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений употребления предлогов в письменной речи (четвертый класс)

Логопедическая тема: творительный падеж имени суще­ствительного с предлогом.

Лексическая тема: мебель, инструменты.

Грамматическая тема: согласование имени существи­тельного в творительном падеже с именем прилагательным и глаголом.

Цель: практическое усвоение творительного падежа имени существительного с предлогом и без него.

Задачи:

Образовательные:

• обучение грамотному употреблению имен существительных в форме творительного падежа с предлогом и без него, оп­ределение Т. п. имен существительных, согласование их с именами прилагательными, со словами сочетаниями типа:

глагол + имя существительное, имя существительное + имя существительное с предлогом и имя существительное + имя прилагательное;

• развитие навыка слогового и языкового анализа и синтеза. Коррекционные:

• коррекция речевого, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления;

• развитие и обогащение речи учащихся. Воспитательные:

• воспитание самоконтроля, взаимоконтроля, любви к род­ному языку, интереса к занятиям.

Оборудование: карточки с падежами и падежными вопроса­ми, пиктограммы, картинки для игры «Что над чем? Кто над чем?», конверты с заданиями для составления предложений из слов, данных в начальной форме, картинка с Незнайкой.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

• Здравствуйте. Назовите свои имена.

• Я попрошу первым сесть того, в чьем имени есть слог на, ня, са.

— Молодцы, если вы будете такие же внимательные весь урок, то без труда выполните все задания.

2. Повторение.

— Вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке?

— Какую часть речи вы сейчас изучаете на уроках русского языка?

— Изменяется ли имя существительное по падежам?

— Посмотрите на доску, что обозначают эти буквы?

— Посмотрите внимательно и скажите, какого падежа не хва­тает?

— Возьмите по два вопроса, прочитайте их, подумайте, каким падежам они соответствуют. Подойдите к доске и прикре­пите вопросы к соответствующим падежам. Проверьте, все ли верно.

—- Назовите вопросы творительного падежа.

— С этим падежом мы и будем сегодня работать

3. Выделение существительных, стоящих в творительном падеже, из текста (работа с пиктограммами).

— Послушайте маленький отрывок из сказки Ершова «Конек — Горбунок» За горами За лесами

За широкими морями Не на небе — на земле Жил старик в одном селе.

— Разложите пиктограммы, а я еще раз прочту.

— Повторите отрывок наизусть, глядя на пиктограммы.

— Назовите имена существительные, стоящие в одном падеже?

— Определите падеж. Докажите.

4. Подготовка руки к письму.

— А теперь мы с вами подготовим пальцы рук к письму, ис­пользуя это четверостишье.

— Поставьте локти на парту и нажимайте поочередно поду­шечками пальцев на подушечку большого пальца и при этом повторяйте четверостишье, которое вы сейчас выучили (Логопед обращает внимание на ритмичность нажатия пальцев в сочетании с проговариванием.)

5. Практическое усвоение творительного падежа имени существительного.

1) Развитие фонематического анализа и синтеза.

— Откройте тетради, запишите число.

— Назовите тему урока?

— Запишите тему урока и вопросы творительного падежа.

— Сейчас я буду называть слова, а вы будете записывать толь­ко слоги данных слов.

Слоги будете записывать в строчку, оставляя между ними расстояние:

1-й слог из слова пирог

2-й слог из слова сила 2-й слог из слова столовая

2-й слог из слова репа

3-й слог из слова ракета

2-й слог из слова комочек

2-й слог из слова колодец

2-й слог из слова каток

Прочитайте, что у вас получилось (пила, лопата, молоток). Как назвать все эти слова, одним словом? (Инструменты.)

Какой инструмент лишний? Почему? (Если ученики зат­рудняются ответить, то логопед задает следующие вопросы:

Человеку, какой профессии необходимы пила и молоток? Кому нужна лопата?)

2) Выделение имен существительных творительного паде­жа из предложения.

— Мне Незнайка продиктовал предложения.

— Проверьте, все ли правильно? (Предложения записаны на

доске.) Пилят лопатой. Заколачивают плюй. Копают молотком.

Спишите предложения правильно.

— Определите падеж имен существительных. Обозначьте ка­рандашом. Выделите окончания.

— Проверка: прочитайте предложения так, как вы написали. В каком падеже употреблены имена существительные? До­кажите.

— Проверьте правильность написания слов лопата, молоток. Прочитайте слова по слогам.

— Кто записал без ошибок, тот был очень внимательным, а кто нашел у себя ошибки, тоже молодец, исправленная вами ошибка, не будет засчитываться при оценивании работы.

Отложите тетради на край парты.

3) Выделение имен существительных творительного паде­жа из текста.

— Послушайте внимательно стихотворение и назовите имена

существительные, стоящие в творительном падеже:

Самолет — самолет,

Захвати меня в полет,

Полетим над облаками,

Над лесами,

Над лугами,

Над полями,

Пашнями

Над домами нашими.

Какой предлог стоит перед именем существительным в творительном падеже? Физкультурная минутка. Встаньте, пожалуйста.

Предлагаю поиграть в нашу любимую игру, которая назы­вается....

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем мы играть.

Кто ошибается, тот садится на свое место.

Узнаем, кто будет сегодня победителем, а для этого нужно

быть очень...

4) Развитие пространственных представлений Составле­ние предложений по действию.

— Хочу предложить вам игру «Кто над чем? Что над чем?»

(Логопед раздает картинки.)

Составьте предложение с предлогом над. Расположите картинки так, чтобы было понятно: что над чем? кто над чем?

Назовите имена существительные, стоящие в творитель­ном падеже. Докажите.

Вы хорошо справились с заданием, молодцы.

5) Работа с деформированными предложениями.

— Возьмите конверты, достаньте содержимое. Разложите кар­точки по группам. В первую группу — карточки с красной полосой, во вторую — с синей полосой, в третью — с зеле­ной полосой.

— Разложите карточки на краю парты, противоположном от вас. Откройте тетради.

— На столе над тетрадью выложите карточки с красной поло­сой в одну линию.

— Прочитайте, что на них написано. Перемешая карточки по столу, расположите слова так, чтобы получилось предложе­ние. Обратите внимание, что слова даны в начальной фор­ме. Прочитайте, что получилось.

— Запишите предложение в тетрадь, соблюдая все правила написания предложения.

— Подчеркните главные члены предложения.

— Найдите имя существительное, стоящее в творительном падеже, обозначьте падеж.

— Следующее предложение составляем по карточкам с синей полосой (задания аналогичны).

Разложите карточки с зеленой полосой, составьте предло­жение (задания аналогичны).

6. Взаимопроверка.

— Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые карандаши, проверьте работы своих товарищей и поставьте оценки. Логопед проверяет работы. Сообщает результаты.

7. Итог урока.

— Наш урок подошел к концу. Чему мы сегодня учились на уроке?

— С каким падежом работали?

— С какими предлогами употребляется творительный падеж имен существительных?

— Могут ли имена существительные употребляться без пред­логов?

— Молодцы! Вы сегодня на уроке были очень внимательны­ми.

— Урок окончен, до свидания, ребята!

Планирование логопедических занятий по коррекции аграмматической дисграфии

О.Н. Сорочинская, М.В. Егорова — логопеды детского дома № 9 Фрунзенского района

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ведущей формой дисграфии у воспитанников детских до­мов является аграмматическая дисграфия. Проявляется она на уровне связных текстов, на синтаксическом и морфологиче­ском уровне.

Наиболее распространенными ошибками на уровне связ­ного текста является нарушение структуры текста, неточный анализ и синтез, а также трудности выделения сложных се­мантических связей; на синтаксическом уровне — пропуски значимых элементов, искажение структуры предложения. На­рушения словоизменения и словообразования проявляются в неправильном употреблении предлогов и падежных оконча­ний, нарушении согласований существительного с глаголом, прилагательным и другие ошибки.

Основной практической задачей школьного логопеда яв­ляется помощь учащимся в овладении программным материа­лом по русскому языку.

Особенностями работы логопеда в детском доме является то, что дети поступают в течение всего года в разном возрасте и обучены в разной степени. Отдельные воспитанники 12—14 лет обучались только в 1—2-х классах, некоторые эпизодически.

Эти особенности определяют три специфических направ­ления в коррекционной работе логопедической службы наряду с традиционными.

Первое направление заключается в том, что часть учебного ма­териала по русскому языку, вызывающего наибольшие трудно­сти, адаптируется и предлагается в форме, необходимой для коррекционных учреждений. Темп изучения этих тем замедлен, а характер заданий и речевого материала постепенно усложняется.

Вторым направлением является коррекционная работа с учащимися среднего и даже старшего звена. Эти дети, имею­щие в онтогенезе недостаточную сформированность лексико-грамматического строя речи и не получившие своевременно

логопедической помощи, оказываются не готовы усваивать учебный материал старших классов. Поэтому в коррекцион-ную работу включаются такие нетрадиционные для логопедии разделы, как преодоление аграмматизмов на всех уровнях при изучении причастия. Объем материала, изучаемого по всем предметам, в старших классах заметно возрастает. Растет также потребность воспроизводить в краткой форме текстовый мате­риал, в умении связно, грамматически правильно выражать свои мысли, высказывать суждения оценочного характера, со­ставлять рассказы о предстоящих событиях. Несформирован-ность этих речевых навыков приводит к развитию заниженной самооценки у воспитанников детского дома, что приводит к социальной дезадаптации. Снижается и деформируется моти­вация учебной деятельности, учащаются прогулы и возрастает число правонарушений.

Третье направление — это работа с детьми, обучающимися за границей. Эти дети в течение года жили, например, в Вели­кобритании и изучали все предметы на английском языке. Возвратившись в Россию, они испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по русскому языку. Завышенная самооценка создает дополнительные сложности в социальной адаптации этих детей.

Коррекция аграмматической дисграфии разделяется на три блока:

1. Формирование грамматического структурирования (слово­изменение и словообразование).

2. Внутреннее программирование отдельной фразы.

3. Внутреннее программирование связного высказывания (диалог, монологическая речь).

Каждый блок включает в себя несколько этапов. В практи­ческой коррекционной работе преодоление аграмматизмов идет поэтапно и параллельно по всем трем блокам, то есть на­вык словообразования и словоизменения отрабатывается на уровне предложения и текста.

Работа по усвоению каждой грамматической формы осу­ществляется в следующей последовательности:

1. Уточнение грамматического значения словоформы.

2. Выделение и звукобуквенный анализ флексии, обозначаю­щей данное грамматическое значение.

3. Образование аналогичных словоформ в устной речи.

4. Закрепление правильной формы в письменной речи, на-уровне словосочетания, предложения, связной речи.

Наиболее сложным является закрепление отработанной грамматической формы в связной речи, поэтому при работе над внутренним программированием связного высказывания сначала формируется диалог как наиболее простой вид связ­ной речи, не требующий программирования серии высказыва­ний.

Все грамматические словоформы в дальнейшем отрабаты­ваются в монологической речи с постепенным усложнением заданий от использования серии сюжетных картинок до само­стоятельного высказывания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  
Тема Задачи Виды деятельности  
Состав слова  
Корень, пристав­ка, суффикс • совершенствовать сло­варь детей, обучая их подбору родственных слов и образованию • практические упражнения на выделение основных частей слова: корень, при­ставка, суффикс, оконча­ выделение из предложе­ния слов, связанных меж­ду собой по смыслу (без предлога, с предлогом);  
  новых слов с помощью приставок и суффик­сов; • воспитывать у детей языковое чутье, уме­ ние; • подбор однокоренных слов; • дифференциация одноко­ренных и родственных • составление предложения из слов, данных в беспо­рядке. Все слова даны в нужной грамматической форме;  
  ние чувствовать и по­ слов и слов с корнями- • составление предложения,  
  нимать лексические оттенки слов омонимами: гора-горе, рис-рисовал не меняя порядок слов. Существительные даны в начальной форме;  
      • определение границ пред­  
      ложения в тексте  
Суффикс Практическое усвоение суффиксального способа образования слов образование слов с помо­щью суффиксов, придаю­щих слову значение • составление предложения из слов, данных в беспо­рядке  
    уменьшения, увеличения (стена-стенка, дом-доми­ще); • образование слов с помо­щью суффиксов, образую­    
    щих название некоторых профессий (печь-печник, сварка-сварщик.)    
Продолжение
Тема Задачи Виды деят ельностн
Приставка Учить различать пристав­ки и предлоги, опираясь не только на граммати­ческое правило правопи­сания приставок и пред­логов, но и на смысловое значение предлогов. Обучать выделению слов (пар слов), связанных между собой по смыслу • образование слов с помо­щью приставок; • конструирование слов из данных морфем; • упражнения на различие приставки и предлога, смыслового значение предлогов, на лексиче­ский оттенок слова с при­ставкой и без нее • выделение из предложе­ния слов, связанных меж­ду собой по смыслу (без предлога, с предлогом); • выделение пар слов, со­гласованных между собой по вопросам
Окончание Обучение умению выде­лять границы предложе­ния, опираясь на семан­тическую завершенность • склонение имен суще­ствительных (выделение окончаний); • работа с деформирован­ными предложениями (изменение формы слова); • работа с перфокартами (вставить окончания имен существительных) • составление предложении из слов с изменением формы имени существи­тельного
Предлог Формирование представ­ления о смысловом зна­чении предлогов и о предлоге как об отдель­ном слове, навыка пред­ложного управления. Развитие пространствен­ных представлений • перемещение предметов в пространстве; • определение расположе­ния предмета, изображен­ного на картинке; • различное расположение изображения одного пред­мета относительно изоб­ражения другого предмета на плоскости; • составление предложении с правильным употребле­нием падежной формы имени существительного с предлогом
       
Предлог Формирование представ­ления о смысловом зна­чении предлогов и о предлоге как об отдель­ном слове, навыка пред­ложного управления. Развитие пространствен­ных представлений • узнавание и употребление предлога в устной речи без зрительной опоры; • упражнение на дифферен­циацию предлогов на-над, по-под, из-из-за, из-из-под.; • упражнения на усвоение временных (после обеда), целевых' (от головной боли), причинных (из-за непогоды) предлогов  
Части речи
Имя существи­тельное Обогащение словаря ан­тонимами, синонимами. Учить объяснять значе­ния слов, обозначающих отвлеченные понятия (счастье, верность, тер­пение, ложь); изменять по падежам имена суще­ствительные единствен­ного и множественного числа • выделение из предложения имени существительного; • упражнения на дифферен­циацию существительных единственного и множе­ственного числа; • образование форм косвен­ных падежей единственно­го числа одушевленных и неодушевленных имен су­ществительных без предло­гов: В. п., Р. п., Д. п., Т. п.; • образование форм косвен­ных падежей единствен­ного числа существитель­ных с предлогами: Р. п. — от, до, из, без, у, для, с; Д. п. — к, по; В. п. — в, во, на, за, про, через; Т.п. — с, со, за, под, над, между, перед; • составление предложения из слов, данных в беспо­рядке с добавлением нуж­ного предлога
Продолжение  
Тема Задачи Виды деятельности  
Имя существи­ Учить восстанавливать • образование предложно- • составление рассказа из  
тельное рассказ из предложений, падежных конструкций; предложений, данных в  
  данных в беспорядке, • образование форм косвен­ беспорядке.  
  выделять главные члены ных падежей множествен­ Озаглавливание рассказа.  
  предложения ного числа существитель­ Письменные ответы на воп­  
    ных без предлогов и с росы предложениями из  
    предлогами; текста  
    • образование форм косвен­    
    ных существительных 1-го,    
    2-го, 3-го склонений;    
    • образование сложных слов    
    (лесоруб, кофемолка, ово­    
    щехранилище, снегоочисти­    
    тель). Включение их в сло­    
    восочетание и предложе­    
    ние. Выделение из предло­    
    жения подлежащего    
Глагол Обогащать предикатив­ • выделение глаголов из • составление предложения  
  ный словарь. Учить согласовывать су­ текста по значению и по вопросам; из слов, данных в беспо­рядке. Существительные и  
  ществительные и глаго­ • упражнения на дифферен­ глаголы даны в начальной  
  лы в роде и числе, выде­ циацию имен существи­ форме;  
  лять из предложения тельных и глаголов; • составление рассказа по  
  подлежащее и сказуемое. • упражнения на образова­ картинкам и вопросам к  
    ние глаголов приставоч­ ним;  
  Учить делить текст на ча­сти, озаглавливать и со­ ным способом; • упражнения на употребле­ • деление повествовательно­го текста на части. Выделе­  
  ставлять простой план, используя опорные гла­голы ние глагола в разных зна­чениях (Идет человек. Идут часы.); ние из каждой части опор­ных глаголов. Составление плана текста с использова­  
      нием опорных глаголов;  
         
Глагол Обогащать предикатив­ • согласование имен суще­ • включение в предложение  
  ный словарь. ствительных и глаголов глаголов, близких по зна­  
  Учить согласовывать су­ единственного и множе­ чению. Наблюдение за из­  
  ществительные и глаго­ ственного числа в настоя­ менившимся смыслом  
  лы в роде и числе, выде­лять из предложения подлежащее и сказуемое. щем времени; • упражнение на дифферен­циацию глаголов настояще­ (мыть-стирать, нести-везти, рисовать-раскраши­вать);  
  Учить делить текст на ча­сти, озаглавливать и со­ го и прошедшего времени; • согласование имен суще­ствительных и глаголов • составление предложений с однородными сказуемы­ми;  
  ставлять простой план, используя опорные гла­голы прошедшего времени в роде и числе; • образование возвратных глаголов (мыл-мылся); • составление сложнопод­чиненных предложений с союзом чтобы;  
    • упражнения на дифферен­ • установление смысловых  
    циация глаголов совер­ связей между частями  
    шенного и несовершенно­ сложиоподчи пенного  
    го вида (моет-вымоет), предложения;  
    выделение из предложе­ • составление предложений  
    ния сказуемого; с возвратными и невозв­  
    • восстановление пропу­ ратными глаголами.  
    щенного глагола в предло­ (Мама мыла Дашу. Даша  
    жении; мылась в ванной.)  
    • упражнение на подбор    
    пропущенного сказуемого    
    или однородного сказуе­    
    мого по смыслу    
Имя прилагатель­ Обогащать словарь при­ • выделение из предложе­ составление простого рас­  
ное лагательных синонима­ ния имени прилагатель­ пространенного предло­  
  ми, антонимами, омони­ ного по значению и по жения из слов, данных и  
  мами. вопросам; беспорядке (все слова  
      даны в начальной форме);  
                       

Продолжение

Тема Задачи Виды деятельности
Имя прилагатель­ Учить согласовывать • установление связи имени • составление плана расска­
ное имена существительные существительного и име­ за в виде вопросительных
  с именами прилагатель­ ни прилагательного в сло­ и повествовательных
  ными в роде, числе и па­ восочетании и предложе­ предложений;
  деже. нии; • составление текста-описа­
  Развивать умение выде­ • согласование имен суще­ ния;
  лять из предложения оп­ ствительных и имен при­ • составление и запись
  ределение. лагательных в именитель­ предложений по вопросам
  Формировать умение ном падеже, единствен­ логопеда на основании на­
  описывать предмет по ном числе; блюдений явлений приро­
  предложенному плану • согласование имен суще­ ды, используя имена при­
    ствительных и имен при­ лагательные;
    лагательных в форме кос­ • составление небольшого
    венных падежей, един­ рассказа о детских играх,
    ственного числа; прогулке с элементами
    • согласование имен суще­ описания;
    ствительных и имен при­ • составление текста-описа­
    лагательных в форме кос­ ния по вопросам плана
    венных падежей множе­ (описание птиц, зверей,
    ственного числа; рыб);
    • образование относитель­ • составление рассказа-опи­
    ных имен прилагательных сания особенностей внеш­
    от имен существительных; него вида и характера че­
    • образование притяжатель­ ловека, используя прила­
    ных прилагательных от гательные
    существительных (сосед­  
    ний — соседский)',  
    • выделение из предложения  
    определения, выраженно­  
    го прилагательными;  
       
         
Имя прилагатель­ное   • выделение из предложе­ния пар слов, связанных между собой по смыслу    
Имя числительное Учить согласовывать • выделение из предложе­ • выделение из предложения  
  имена существительные ния количественных и ка­ словосочетания «суще­  
  с именами числительны­ чественных числительных ствительное + числитель­  
  ми. по лексическому значе­ ное» как одного члена  
  Развивать умение из нию и вопросам:сколько? предложения: Два мальчи­  
  предложения выделять который?; ка подошли к школе. Заня­  
  главные и второстепен­ • согласование порядковых тия начались в девять ча­  
  ные члены предложения, числительных и существи­ сов. Два да два — четыре;  
  выраженные именами тельных в роде, падеже; • выделение из предложе­  
  числительными. • согласование простых ко­ ния определения, выра­  
  Развивать логическое личественных числитель­ женного порядковым чис­  
  мышление посредством ных и существительных в лительным. (Рассмотрите  
  работы с деформирован­ косвенных падежах; рисунок на восьмой стра­  
  ным текстом • согласование составных нице.) Составление рас­  
    количественных числи­ сказа из предложений,  
    тельных и существитель­ данных в беспорядке;  
    ных в косвенных падежах; • описание внешности че­  
    • согласование собиратель­ ловека по плану: черты  
    ных числительных (трое, лица, фигура, поза, мими­  
    семеро) и имен существи­ ка, жесты, одежда, ис­  
    тельных в форме косвен­ пользуя ключевые слова и  
    ных падежей; слова для справок;  
    • склонение словосочета­ • описание внешности че­  
    ний «существительное + ловека по плану с исполь­  
    собирательное числитель­ зованием словосочетания  
    ное»; с причастиями (лосня­  
      щийся лоб, обветренные  
      губы);  
      • выборочное изложение;  
      • знакомство с текстом-рас­  
      суждением;  
Окончание
Тема Задачи Виды деятельности
Имя числительное Учить согласовывать су­ • выделение причастия из • обучение составлению
  ществительное и причас­тие в роде, числе и паде­ предложения: плывущий корабль — такой, который текста-рассуждения по данному образцу
  же. плывет. Слово «плыву­  
  Развивать умение диф­ щий» обозначает признак  
  ференцировать причас­ корабля, который совер­  
  тия и прилагательные, шает действие в настоя­  
  причастия совершенного щее время;  
  и несовершенного вида, • дифференциация причас­  
  действительные и стра­ тий, прилагательных и  
  дательные причастия, глаголов;  
  используя рассуждение. • согласование причастия и  
  Учить описывать вне­ имени существительного в  
  шность человека роде и числе;  
    • согласование причастия и  
    имени существительного в  
    косвенных падежах един­  
    ственного и множествен­  
    ного числа;  
    • дифференциация причас­  
    тий совершенного и несо­  
    вершенного вида: упав­  
    шие листья, которые упа­  
    ли, то есть действие уже  
    совершилось, упавшие —  
    причастие совершенного  
    вида прошедшего време­  
    ни. Падающие листья —  
    те, которые падают, то  
       
    есть действие происходит  
    сейчас, и оно еще не со­  
    вершилось, падающие —  
    причастие несовершенно­  
    го вида настоящего време­  
    ни;  
    • дифференциация семан­  
    тического значения дей­  
    ствительных и страдатель­  
    ных причастий: вылечив­  
    ший врач — тот, который  
    сам вылечил, то есть сам  
    совершил действие, выле­  
    чивший — действительное  
    причастие; вылеченный  
    больной — тот, которого  
    вылечили, то есть не сам  
    совершил действие; дей­  
    ствие над ним соверша­  
    лось другим лицом, выле­  
    ченный — страдательное  
    причастие  
             

Планирование логопедических занятий по устранению дизорфографических ошибок при написании слов с твердым знаком в средних и старших классах

Г.Н. Архиповаучитель-логопед школы № 5 Центрального района

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ошибки при написании слов с твердым знаком проявляет­ся в заменах твердого знака на мягкий знак или в отсутствии твердого знака в слове. Данные ошибки часто встречаются у детей с задержкой психического развития (ЗПР).

В школьной программе для обучения детей правописанию слов с твердым знаком предлагается правило, основанное на знании детьми морфем. У учащихся с ЗПР такие знания не всегда сформированы в полном объеме и своеобразное разви­тие психических процессов иногда не позволяет усвоить пра­вило и применять его на письме. Поэтому для учащихся с ЗПР необходимо продумать приемы, позволяющие при изучении темы опираться не на правило, написанное в учебнике, а на компенсаторные механизмы самого ребенка.

Мы предлагаем планирование по коррекции дизорфогра­фических ошибок при написании слов с твердым знаком.

Цель: коррекция ошибок при написании слов с раздели­тельным твердым знаком.

Задачи:

закрепление знаний детей о составе слова, значении и на­писании корня и приставки;

• формирование понятия о единообразном написании разде­лительного твердого знака после приставок перед гласны­ми е, ё, ю, я в корне слова;

• развитие фонематического анализа, синтеза.

Коррекционная работа осуществляется в три этапа. На первом этапе предлагаются задания на слуховую диф­ференциацию слогов с твердым знаком и без него; звукобук-венный анализ слогов. После усвоения слогов аналогичная работа осуществляется со словами, отрабатывается их слого-ритмическая структура и производится морфологический разбор.

Второй этап включает в себя:

• работу с отдельными корнями: езд, ех, ем, ёж, яв, един, ясн, ел;

уточнение лексического значения слов (учащиеся с помо­щью учителя выводят алгоритм написания слов с твердым знаком);

• введение слов с данными корнями в активный словарь уча­щихся.

На третьем этапе ведется работа на синтаксическом уров­не (слова с изученными корнями вводятся в предложения, тексты).

  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  
Тема Виды работы Речевой материал
Сравнение на слух и в написа­нии слогов с ъ и без него (2 часа) прочитать слоги; звукобуквенный анализ слогов; игра «Услышь меня в слове» Слоги: де, дье, бя, бъя, и так да­лее
Сравнение слов с г> на основе звукобуквенного анализа (2 часа) прочитать слова; звукобуквенный анализ слов; морфологический разбор слов; разложить карточки со словами, име­ющими ь и без него, в две группы Подъехал Въезд Отъезд Подъезд Въехал Объявление
Выведение правила написания слов с и (1 час) • игра «Услышь меня в слове»; • морфологический разбор слов; • сделать вывод; • запомнить правило Карточка № 1
Работа с корнями ех, езд (1 час) • разложить карточки со словами в две группы; • доказать написание в слове ь; • запомнить корни езд, ех; • в тексте найти слова с данными кор­нями; • вставь в слова и, там где нужно; • составить слова с корнями езд, ех, • образовать другие части речи отдан­ных слов Съезд Въезд Подъезд Объезд Отъезд Въехал Съехал Отъехал Подъехал Въехавший Подъехавший Отъехав
Работа с корнями ел, ед, ем • разложить карточки со словами в две группы; • доказать написание в слове и; • запомнить корни ел.ем, ед; Съел Съем Подъел Отъем
     
Работа с корнями ел, ед, ем в тексте найти слова с данными кор­нями; • вставить в слова б, там где нужно; • составить слова с корнями ел,ем, ед; • образование других частей речи от данных слов Объедки Съевший
Работа корнями яв, ясн, ем (1 час) • разложить карточки со словами в две группы; • доказать написание в слове ь; • запомнить корни яв, ясн, ем; • в тексте найти слова с данными кор­нями; • вставить в слова в, там где нужно; • составить слова с корнями яв, ясн, ем; • образование других частей речи от данных слов Объявление Объяснить Подъём Объявлявший Объяснявшие
Работа с корнями ёж, ек, ят, един (1 час) • разложить карточки со словами в две группы; • доказать написание в слове ь; • запомнить корни ёж,ек, ят, един; • в тексте найти слова с данными кор­нями; • вставить в слова ь, там где нужно; • составь слова с корнями еж, ек, ят, един; • образование других частей речи от данных слов Съёжился Инъекция Объята Объединение Объятия
Выделение слов с данными кор­нями в тексте (2 часа) Выделение слов с данными кор­нями и тексте (2 часа) • игра «Услышь меня в слове»; • подчеркнуть слова с нужными кор­нями в тексте; • вписать в слова ь, сказать правило; • составить свои слова Карточка № 2
Окончание
Тема Виды работы Речевой материал
Работа над выделением слов на слух и закрепление навыков в письменных работах (4 часа) • игра «Услышь меня в слове»; • подчеркнуть слова с нужными кор­нями в тексте; • вписать в слова ь, сказать правило; • составить свои слова; • составить предложение из данных слов; • исправить ошибки в словах Карточка № 3, 4
Выделение слов с б из предложе­ний (2 часа) • игра « Услышь меня в слове»; • вспомнить и написать корни; • сделать звукобуквенный анализ слов; • доказать написание слов с ь (прави­ло); • подчеркнуть слова с ь; • вставить а в слова Карточки № 5,6
Выделение слов с и на фоне тек­ста (4 часа) • игра « Услышь меня в слове»; • вспомнить и написать корни; • сделать звукобуквенный анализ слов; • доказать написание слов с ь (прави­ло); • подчеркнуть слова с ь; • вставить б в слова Карточки № 7, 8, 9, 10
Выделение слов с б в устной и письменной речи (2 часа) • составить 15 слов с ь; • составить текст с использованием данных слов; • прочитать друг другу свой текст, на слух определить количество слов с ь Карточка № 11

Приложение к шанированию Г.Н. Архиповой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: