Замени предложения одним словом;
1. Растолковать. Сделать понятным.
2. Недоеденные куски.
3. Полоса земли вдоль берега моря, озера.
4. Вход в здание.
5. Ходовая часть саней.
6. Вспрыскивание лекарства, укол.
7. Снежная буря, метель.
8. Почтовый служащий, разносящий почту.
9. Мясной отвар.
10. Идущий в пищу, пригодный к еде.
11. Почтовое отправление.
Карточка № 11
Утром мышонок Мыша сел на велосипед и поехал в магазин за сыром.
Только отъехал от дома, смотрит — кот на дороге разлёгся и спит.
Объехал его Мыша тихонечко и дальше поехал. Съехал с горки, подъехал к магазину и обратно поехал. Только въехал на горку, видит — кот проснулся. Потягивается. «Посижу — кА я пока под кустиком, — думает Мыша, — съем кусочек сыра.» Сел и отъел кусочек. Потом ещё и ещё.
Так весь кусок и объел. Остался маленький кусочек. — Эх! Только сел, а уже весь кусок съел... Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.
Планирование логопедических занятий по преодолению различных видов дисграфии (4—7-е классы)
|
|
Е.В. Боева, Ю. Л. Коробкина — учителя-логопеды школы № 231 Красносельского района
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наиболее распространенным видом нарушения письменной речи у учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. С учетом данных нарушений тематическое планирование делится на следующие разделы:
• работа по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза (4—7-й класс);
• работа по преодолению аграмматической дисграфии (4—9-й класс);
• работа по преодолению оптической дисграфии;
• работа по преодолению акустической дисграфии.
Каждый раздел включает в себя задачи; содержание кор-рекционно-логопедической работы; примерные темы занятий.
Выбор количества часов на каждую тему зависит от логопедического заключения, индивидуальных особенностей ребенка, качества и скорости усвоения материала.
В некоторых разделах даются рекомендации и примечания по отбору тем на групповые и индивидуальные занятия и имеются ссылки на виды работ, представленные в приложении.
Следует отметить, что параллельно с коррекционной работой по преодолению различных видов дисграфии должна осуществляться работа по развитию пространственных представлений, психических процессов.
Преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза Задачи:
• формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры предложения;
• формирование, развитие и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза;
|
|
• формирование, развитие и совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза.
Содержание коррекционно-логопедической работы
Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающее в себя:
• определение количества, последовательности и места слов в предложении;
• выделение гласного звука из слога, слова;
• работа но дифференциации гласных и согласных звуков в составе слова;
• определение количества, места слога в слове;
• составление слов путем перестановки добавления звуков, слогов;
• вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места;
• определение последовательности, количества и позиционного места в слове.
На развитие навыка фонематического анализа и синтеза отводится 2—3 занятия:
первое занятие — развитие навыка анализа, второе занятие — совершенствование данного навыка, третье занятие — контрольно-тренировочный тест.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (4-й класс)
Тема | Приложение |
Развитие фонематического анализа и синтеза | |
Звуки: Звуки речи. Буквы. Гласные звуки. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие согласные | |
Слова различной звукобуквенной структуры: Развитие навыка анализа звукоряда из двух звуков (му) и слов (ус). Развитие навыка анализа звукоряда из трех звуков (бах) и слов (кот). Развитие навыка звукобуквенного анализа слов (рама). Развитие навыка звукобуквенного анализа слов (диван). Развитие навыка звукобуквенного анализа слов (мышка). | Приложение № 1а |
Продолжение | |
Тема | Приложение |
Развитие навыка звукобуквенного анализа слов (стул). Развитие навыка звукобуквенного анализа слов (волк). Развитие навыка звукобуквенного анализа слов Приложение № 1 а (дрова, крышка). Развитие навыка звукобуквенного анализа слов (самолет). Развитие навыка звукобуквенного анализа слов (кастрюля). Упражнения на закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов различной звуковой структуры | |
Гласные звуки: Выделение гласного из звукоряда различной структуры (кра, аст, ма). Выделение гласных звуков из слова. Слогообразующая роль гласных звуков | Приложение № 16 1-5. 7, 8, 10, 14-21 |
Слова различной слоговой структуры: Слоговой анализ слов различной слоговой структуры. Составление слов из слогов. Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов. Преобразование односложных слов в двухсложные и наоборот. Преобразование двухсложных слов в трехсложные и наоборот. Основные правила переноса | |
Слово: Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действия предметов. Слова, обозначающие признаки предметов | Приложение № 1 в |
Предложение: Дифференциация понятий «слово», «предложение». Предложение. Предложение по цели высказывания. Анализ предложений. Выделение главных членов предложения. Анализ предложений из трех слов. Составление схемы. |
Окончание | |
Тема | Приложение |
Анализ предложений из четырех и более слов. Анализ предложений с предлогами в, на. Анализ предложений с предлогами с (со), из. Анализ предложений с предлогами над, под. Анализ предложений с предлогами к, от. Анализ предложений с предлогами по, около (у). Составление предложений по картинке. Составление предложений с определенным количеством слов. Составление предложений по данной схеме. | Приложение № 1в |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5-й класс) | |
Тема | Приложение |
Развитие фонематического анализа и синтеза | |
Гласные звуки: Гласные после шипящих и и, | Приложение №!а |
Согласные звуки: Звонкие и глухие согласные: 1) парные звонкие и глухие согласные (б-п, д-т, в-ф, з-с...); 2) звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слов). Твердые и мягкие согласные: / 1) разделительный мягкий знак; 2) разделительный твердый знак. Непроизносимые согласные. Двойные согласные | |
Фонетический разбор слов различной структуры | |
Развитие слогового анализа и синтеза | |
Ударение: Роль ударения. Проверяемые безударные гласные в корне слова. | Приложение № 16 |
Слова различной слоговой структуры | |
Развитие анализа структуры предложения | |
Слово: Синонимы. Антонимы. Омонимы | Приложение № 1в |
Предложение: Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Обращение. Прямая и косвенная речь |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6-й класс) | |
Тема | Приложение |
Развитие фонематического анализа и синтеза | |
Гласные звуки: Правописание гласных в приставках. Чередование гласных о-а в корнях лож-лаг, рос-раст, ращ, кос-кос, гор-гар. Звонкие и глухие согласные: Правописание согласных в приставках | Приложение № 1а |
Твердые и мягкие согласные: Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм. Мягкий знак на конце и в середине числительных | |
Фонетический разбор слов различной структуры. | |
Развитие слогового анализа и синтеза | |
Ударение: Многозначность слов. Правописание сложных слов | Приложение №16 |
Слова различной слоговой структуры | |
Развитие анализа структуры предложения | |
Слово: Устаревшие слова. Диалектические слова | Приложением" 1в |
Предложение: Анализ и синтез предложений из четырех и более слов. Сокращение предложений. Составление предложений | |
Развитие анализа структуры текста | |
Текст: Связь предложений в тексте. Работа со сплошным текстом. Работа с деформированным текстом (абзац). Работа с деформированным текстом (предложение). Текст-повествование, Текст-описание. Текст-рассуждение | Приложение №1в |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7-й класс)
|
|
Тема | Приложение |
Развитие анализа структуры предложений | |
Причастие как особая форма глагола. Причастный оборот. Анализ предложений с причастным оборотом. Деепричастие как особая форма глагола. Деепричастный оборот. Анализ предложений с деепричастным оборотом. Наречие как часть речи. Анализ предложений с наречиями. Анализ предложений с непроизводными предлогами (без, до, для, из, к, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через). Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над). Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчет, в продолжение, в течение, в виде) | Приложение № 1в |
Развитие анализа структуры текста. Составление текста из деформированных предложений. Подробное изложение повествовательных текстов. Подробное изложение с творческими дополнениями. Сжатое изложение. Выборочное изложение. Сочинение |
|
|