Л.Б. Ульянцева — учитель-логопед ГМПМПК, специалист высшей квалификационной категории;
Е.Б. Плетнева — учитель-логопед высшей квалификационной категории, методист высшей квалификационной категории
Учебная (коррекционно-развивающая) программа разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов, имеющим нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Программа опирается на понимание сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми и составлена в соответствии с государственным стандартом по чтению в начальной школе и в соответствии с определением дислексии в современной коррекци-онной педагогике. В программе отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.
В программе также нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.
При составлении учебной программы использованы:
• системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные в работах И. Н. Садовниковой, В. И. Городиловой, М. 3. Кудрявцевой, Л. Н. Ефименковой, Г. Мисиренко;
• система работы со слоговыми таблицами, предложенная А. Н, Корневым;
• система психологических упражнений и заданий, предложенных С. Н. Костроминой и Л. Г. Нагаевой;
• система заданий, направленных на совершенствование дикции и выразительности чтения, предложенная Т. И. Конд-раниной и Л. М. Козыревой.
При составлении программы был также использован опыт работы учителей-логопедов ГМПМПК с младшими школьниками по проблемам становления навыка чтения.
Программы предполагают определение тематики содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения; отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий; определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методической работы с родителями и специалистами образовательных учреждений.
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной
базовой программе и имеющими следующие особенности процесса чтения:
• временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;
• наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;
• замедленный темп чтения.
Как правило, нарушения чтения у детей сопровождаются неречевыми расстройствами: нарушение зрительного внимания, пространственных представлений, расстройства движений глаз при чтении и др.
Учебная программа включает в себя четыре блока: диагностика; формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения; коррекция несовершенного навыка чтения; совершенствование навыка чтения.
В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий.
Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на его усвоение.
Общая продолжительность занятий по программе может
составлять от 42 до 60 часов в зависимости от сложности нарушения.
Прием на занятия осуществляется по результатам проведенного в ГМПМПК логопедического обследования. Принципы, заложенные в программу:
• единство диагностики, коррекции и развития;
• онтогенетический подход;
• деятельностный характера занятий;
• совместное обучение с родителями;
• доступность;
• дифференцированный индивидуальный подход. Задачи программы:
• совершенствование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;
• коррекция несовершенного навыка чтения;
• совершенствование навыка чтения.
Особенностью программы является реализация индивидуально-ориентированного подхода в применении психолого-педагогических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семьей и образовательными учреждениями. В соответствии с этим программа предусматривает проведение совместных занятий родителей с детьми и занятий логопеда с родителями.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном тестировании.
Всякое положительное изменение в состоянии сформированное™ навыка чтения у ребенка, замеченное родителями или преподавателем, фиксируется как успешность в обучении.
Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и улучшение таких свойств личности и деятельности, как:
• способность к самостоятельной организации своей деятельности;
• способность осуществлять контроль над собственным чтением;
• умение использовать полученные навыки в новых условиях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Тема | Содержание работы | Виды работы | Оборудование | Кол-во часов |
| Диагностика | ||||
| Исследование | Исследование: | • отраженная речь; | • карточки с рече | |
| состояния устной речи | звукопроизношенин; фонематическою восприятия; | • ответы на вопросы; | вым материалом; • предметные и | |
| звукового и слогового анализа, синтеза, представлений; | • выделение звуков из слогов, | сюжетные картинки; | ||
| словарного запаса; | слов; | • серия сюжетных | ||
| развития связной речи | • деление слов на | картинок | ||
| слоги; | ||||
| • пересказ текста | ||||
| Исследование состояния письменной речи | • выявление наличия специфических ошибок в письменных работах; • исследование состояния навыка чтения (способа, правильности, выразительности, понимания, наличие специфических ошибок) | • работа с буквами разрезной азбуки; • запись букв под диктовку; • диктант; • списывание букв и текста (с печат | • разрезная азбука; • тексты для списывания; • тексты диктантов; • тексты для чтения; • тексты с пропу | |
| ного и рукописного); | щенными окончаниями; | |||
| • чтение текста | • два коротких | |||
| вслух; | текста одинако | |||
| • чтение коротких текстов про себя | вого уровня сложности | |||
| и вслух | ||||
| Исследование состояния неречевых психических функций | Исследование состояния: • зрительных функций (объема и концентрации внимания, памяти, поля зрения); | • корректурная проба «Догони и поймай букву»; | • таблицы корректурной пробы; |
Продолжение
| Тема | Содержание работы | Виды работы | Оборудование | Кол-во часов |
| Исследование | • слуховых функций (внимания, | • ифа «Запомни | • табличка с 10 | |
| состояния нерече | памяти); | 10 слов»; | словами; | |
| вых психических | • зрительно-моторной координа | • «Числовая пира | • и зображен ие | |
| функций | ции; | мида», | числовой пира | |
| • графомоторных навыков; | • рисование доро | миды; | ||
| • состояния природного темпа дея | жек, лабиринтов, | • бумага, каранда | ||
| тельности; | стрелок, схем; | ши; | ||
| • исследование качеств личности | • анализ состояния | • образцы пись | ||
| навыка письма; | менных работ | |||
| теппикг-тест; на | ||||
| блюдение за ре | ||||
| бенком |
Формирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыка чтения
| Совершенствование восприятия | • развитие избирательности восприятия; • обучение восприятию текста с | • цветовая маркировка букв, слогов, слов; | • •карточки со словами и предложениями с | 3-4 |
| учетом отдельных элементов на фоне целого; | • вычеркивание заданных букв | выделенными черным и крас | ||
| • расширение поля зрения; | из текста; | ным цветом | ||
| • развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации | • деление на слоги; • игра «Что вокруг?»; • числовые и бук | слогами; • тексты; • таблицы; • карточки «Пи | ||
| венные пирамиды, таблицы; • складывание узоров; • дорисовывание | рамиды» ей ни | |||
| ка ша\ | ||||
| • кубики Кооса, Никитина | ||||
| рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки | • дидактические игры (настоль-но-печатные) | |||
| Совершенствование внимания | • развитие зрительного и слухового внимания; | • путешествие по лабиринтам; | • лабиринты; • карточки с бес | 1—2 | |||||
| • концентрации и устойчивости; | • переписывание | смысленными | |||||||
| • расширение объема внимания; | бессмысленных | словами; | |||||||
| слов; | • карточки с | ||||||||
| • запоминание и | изображением | ||||||||
| рисование по | предметов; | ||||||||
| памяти предме | • речевой матери | ||||||||
| тов с нескольки | ал; | ||||||||
| ми деталями; | • тексты арифме | ||||||||
| • произнесение | тических дик | ||||||||
| слов, предложе | тантов | ||||||||
| ний в заданном | • карточки с рече | ||||||||
| темпе, громкос | вым материа | ||||||||
| ти, с различной | лом; | ||||||||
| эмоциональной | • таблицы с циф | ||||||||
| окраской; | рами 3Х3, | ||||||||
| • запоминание и | 4Х4,Х5 разной | ||||||||
| запись по памя | сложности; | ||||||||
| ти бессмыслен | • карточки с | ||||||||
| ных слов, зна | предложениями; | ||||||||
| комых слов и | • числовые табли | ||||||||
| предложений; | цы 4Х4, 5Х5 с | ||||||||
| • отыскание на | пропущенными | ||||||||
| квадратных таб | числами; | ||||||||
| лицах разной | • буквенные тек | ||||||||
| сложности цифр | сты; | ||||||||
| в порядке возра | • числовые табли | ||||||||
| стания | цы; | ||||||||
| • чтение предло | • бело-черные | ||||||||
| жений с одно | таблицы; | ||||||||
| временным слу | |||||||||
| ховым зашумле- | |||||||||
| нием; | |||||||||
| Продолжение | |||||||||
| Тема | Содержание работы | Виды работы | Оборудование | Кол-во часов | |||||
| Совершенствова | • развитие распределения, пере | • вычисление из | • буквенные тек | 1—2 | |||||
| ние внимания | ключения внимания | числовых таб | сты; | ||||||
| лиц отсутствую | • числовые табли | ||||||||
| щих чисел; | цы | ||||||||
| • нахождение в | |||||||||
| рядах букв це | |||||||||
| лых слов; | |||||||||
| • расстановка чи | |||||||||
| сел в возрастаю | |||||||||
| щем порядке; | |||||||||
| • отыскивание в | |||||||||
| таблицах чер | |||||||||
| ных и белых чи | |||||||||
| сел по порядку | |||||||||
| Совершенствова | • тренировка зрительной памяти; | • составление фи | • картинки; | 2-3 | |||||
| ние памяти | • тренировка оперативной памяти | гур из палочек; • запоминание | • произвольные изображения; | ||||||
| изображенных | • тексты предло | ||||||||
| предметов; | жений | ||||||||
| • зарисовывание | |||||||||
| произвольных | |||||||||
| изображений | |||||||||
| • чтение и запо | |||||||||
| минание пред | |||||||||
| ложений разной | |||||||||
| длины | |||||||||
| • палочки; | |||||||||
| Совершенствова | • тренировка способности созда | • мысленное | • слова и словосо | 2-3 | |||||
| ние мышления | вать мыслительный образ; | представление | четания; | ||||||
| • тренировка способности устанав | различных обра | • ряды картинок; | |||||||
| ливать логические связи между | зов и состояний; | • тексты | |||||||
| словами | • анализ и уста | ||||||||
| новление логич | |||||||||
| ных и нелогич | |||||||||
| ных ассоциаций; | |||||||||
| • представление | |||||||||
| текстов зритель | |||||||||
| ными образами | |||||||||
| Совершенствова | • создание положительной само | • рисование эмо | • шкалы оценок; | 1—2 | |||||
| ние эмоциональ | оценки при совершенствовании | циональных со | • экран результа | ||||||
| но-волевой сферы | навыка чтения; | стояний; | тов | ||||||
| • оценивание ребенком собствен | • самооценка по | ||||||||
| ной скорости чтения; | шкале | ||||||||
| • оценивание собственного настро | |||||||||
| ения на занятии; | |||||||||
| • оценивание достигнутых на заня | |||||||||
| тии результатов | |||||||||
| Коррекция несовершенно | о навыка чтения | ||||||||
| Развитие языково | • развитие анализа структуры | • определение | • тексты без точек; | 3-4 | |||||
| го анализа и | предложения; | границ предло | • предметные и | ||||||
| синтеза | жения в тексте | сюжетные кар | |||||||
| без точек; | тинки; | ||||||||
| • придумывание | • карточки со | ||||||||
| предложений по | словами; | ||||||||
| картинке, с за | • схемы предло | ||||||||
| данным словом; | жений; | ||||||||
| • придумывание | • тексты предло | ||||||||
| предложений по | жений | ||||||||
| опорным словам; | • карточки со | ||||||||
| • работа с дефор- | слогами, слова | ||||||||
| мированным | ми, буквами; | ||||||||
| предложением; | |||||||||
Продолжение
| Тема | Содержание работы | Виды работы | Оборудование | Кол-во часов |
| Развитие языково | • развитие слогового анализа и | • составление гра | • фишки, схемы; | 3-4 |
| го анализа и | синтеза; | фических схем | • карточки и схе | |
| синтеза | • развитие сложных форм фонема | предложений и | мы слов различ | |
| тического анализа и синтеза | предложений по | ной слоговой и | ||
| схемам; | звуковой струк | |||
| • определение ме | туры | |||
| ста заданного | ||||
| слова в предло | ||||
| жении; | ||||
| • выделение глас | ||||
| ных из слога, | ||||
| слова; | ||||
| • анализ и синтез | ||||
| слогов с помо | ||||
| щью фишек; | ||||
| • составление сло | ||||
| гов и слов из раз | ||||
| резной азбуки; | ||||
| • определение ко | ||||
| личества, после | ||||
| довательности | ||||
| звуков в словах, | ||||
| с опорой и без | ||||
| опоры на вспо- | ||||
| могательные | ||||
| средства | ||||
| Развитие морфо | • дифференциация грамматиче | • упражнения на | • карточки с раз | 4-5 |
| логической | ских значении; | дифференциа | личными вида | |
| системы языка | • совершенствование навыков сло | цию частей | ми упражнений; | |
| воизменения существительных, | речи; | • географическая | ||
| прилагательных, глаголов; | • игра «Кругосвет | карта; | ||
| • дифференциация ед. и мн. числа; | ное путеше | • перфокарты с | ||
| • закрепление беспредложных кон | ствие» (закреп | пропущенными | ||
| струкций; | ление категорий | окончаниями | ||
| • закрепление предложно-падеж- | одушевленно | имен существи | ||
| ных конструкций; | сти-неодушев | тельных, прила | ||
| • согласование прилагательных с | ленности суще | гательных | ||
| существительными в ед. и мн. | ствительных); | • карточки с од | ||
| числе в различных падежах; | • практические | нокоренными | ||
| • согласование глаголов с суще | упражнения по | словами; | ||
| ствительными в числе и роде; • дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; | определению рода, числа, падежа существи | • картинки; • изографы; | ||
| • совершенствование навыков словообразования уменьшительно- | тельного, прилагательного; | • карточки с деформированны | ||
| ласкательных форм имен суще | времени, вида | ми словами | ||
| ствительных, прилагательных от | глагола; | |||
| существительных, глаголов с | • упражнения, | |||
| приставками | игры на согласо | |||
| вание различных | ||||
| частей речи; | ||||
| • подбор род | ||||
| ственных слов; | ||||
| • игра «Назови | ||||
| ласково»; | ||||
| • работа с дефор- | ||||
| мированным | ||||
| словом; | ||||
| • работа с изогра | ||||
| фами; | ||||
| • игра «Составь | ||||
| слово» |
Продолжение
| Тема | Содержание работы | Виды работы | Оборудование | Кол-во часов |
| Совершенствова | • совершенствование умений | • составление | • карточки с | 4-5 |
| ние синтаксической структуры речи | составлять двусоставные распространенные предложения; сложные предложения | двусоставных предложений по опорным словам, картинкам; | опорными словами; • картинки; • схемы | |
| • упражнения на | ||||
| распространение | ||||
| предложений; | ||||
| • упражнения на | ||||
| составление | ||||
| сложных предложений при | ||||
| помощи сочи | ||||
| нительных и | ||||
| подчинитель | ||||
| ных союзов; | ||||
| • работа со схема | ||||
| ми | ||||
| Совершенствование лексической | Работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря | • упражнения на подбор слов по | • картинки по различным лек | 2-3 |
| стороны речи | лексическим темам, антонимов, синонимов, гла | сическим темам; • тексты без названий; | ||
| голов и прилага | • словари | |||
| тельных к существительным (и наоборот), на | ||||
| званий к тексту | ||||
| (и наоборот) | ||||
| Совершенствова | Работа над пониманием прочитан | • ответы на воп | • предметные и | |
| ние семантической | ных: слов, предложений, текстов | росы по прочи | сюжетные кнр- | |
| стороны речи | танному тексту; | тинки; | ||
| • подбор картинок | • тексты (неокон | |||
| • работа с дефор | ченные, дефор | |||
| мированными | мированные); | |||
| текстами; пере | • карточки со | |||
| сказ | словами, пред | |||
| • придумывание | ложениями | |||
| начала и конца | ||||
| к тексту |
Совершенствование навыка чтения
| Обучение технике | • поэтапное обучение технике чте | • чтение слогов | • слоговые и сло | 10-15 |
| чтения (способ, | ния (послоговое, целыми слова | (прямых, обрат | весные таблицы, | |
| четкая дикция | ми, синтаксического); | ных, со стечени | столбики; | |
| правильность, вы | • чтение слогов, слов и предложе | ем согласных); | • предложения и | |
| разительность) | ний с использованием различных | • чтение слов раз | тексты; | |
| методических приемов для увели | личной буквен | • «пирамидки» и | ||
| чения скорости чтения; | ной наполняе- | «лесенки» слов; | ||
| • работа над дикцией, артикуляци | мости; | • тексты диалогов | ||
| ей и орфографической правиль | • чтение предло | |||
| ностью чтения; | жений, тестов; | |||
| • развитие навыка правильной рас | • упражнения по | |||
| становки логического ударения; | чтению «по кру | |||
| • выработка правильной интона | гу», «молния», | |||
| ции, соблюдение логических | «буксир»; | |||
| пауз; использование различных | • чтение хоровое; | |||
| приемов при чтении с целью: | • чтение «лесенок» | |||
| борьбы с регрессиями, | и «пирамидок»; | |||
| борьбы с неправильной анти | • чтение чистогово- | |||
| ципацией, | рок, скорогово | |||
| совершенствования правиль | рок, слов одина | |||
| ной антиципации | ковой и различ | |||
| ной структуры; |
Окончание
| Тема | Содержание работы | Виды работы | Оборудование | Кол-во часов |
| Обучение технике | • исправление | |||
| чтения (способ, | ударения в сло | |||
| темп, четкая | вах; | |||
| дикция правиль | • чтение индиви | |||
| ность, выразитель | дуальное и по | |||
| ность) | ролям; | |||
| • чтение с «око | ||||
| шечком» (ле | ||||
| вым, правым), | ||||
| «решеткой»; | ||||
| • чтение несура | ||||
| зиц |