Программа «Коррекция нерезко выраженной дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников»

Л.Б. Ульянцева — учитель-логопед ГМПМПК, специалист высшей квалификационной категории;

Е.Б. Плетнева — учитель-логопед высшей квалификационной категории, методист высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная (коррекционно-развивающая) программа разрабо­тана в целях оказания логопедической помощи ученикам на­чальных классов, имеющим нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Про­грамма опирается на понимание сложной психофизиологиче­ской структуры процесса чтения в норме и особенностей усвое­ния этого навыка детьми и составлена в соответствии с государ­ственным стандартом по чтению в начальной школе и в соот­ветствии с определением дислексии в современной коррекци-онной педагогике. В программе отражены научные данные по теории и методике коррекционной работы, а также достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Вы­готским, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.

В программе также нашли отражение идеи ряда ученых (Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой) по проблемам формирования и преодоления нарушений процесса чтения у детей.

При составлении учебной программы использованы:

• системы коррекционной работы на фонетическом, лекси­ческом и синтаксическом уровнях, предложенные в рабо­тах И. Н. Садовниковой, В. И. Городиловой, М. 3. Кудряв­цевой, Л. Н. Ефименковой, Г. Мисиренко;

• система работы со слоговыми таблицами, предложенная А. Н, Корневым;

• система психологических упражнений и заданий, предло­женных С. Н. Костроминой и Л. Г. Нагаевой;

• система заданий, направленных на совершенствование дик­ции и выразительности чтения, предложенная Т. И. Конд-раниной и Л. М. Козыревой.

При составлении программы был также использован опыт работы учителей-логопедов ГМПМПК с младшими школьни­ками по проблемам становления навыка чтения.

Программы предполагают определение тематики содержа­ния коррекционно-развивающих занятий для получения поло­жительной динамики в коррекции процесса чтения; отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-раз­вивающих занятий; определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методи­ческой работы с родителями и специалистами образователь­ных учреждений.

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по общеобразовательной

базовой программе и имеющими следующие особенности про­цесса чтения:

• временная затянутость ступеней становления навыка чте­ния и трудность перехода на более высокую ступень;

• наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;

• замедленный темп чтения.

Как правило, нарушения чтения у детей сопровождаются неречевыми расстройствами: нарушение зрительного внима­ния, пространственных представлений, расстройства движе­ний глаз при чтении и др.

Учебная программа включает в себя четыре блока: диагно­стика; формирование неречевых психических функций, уча­ствующих в процессе чтения; коррекция несовершенного на­выка чтения; совершенствование навыка чтения.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенно­сти и уровень речевого развития каждого ребенка, более глу­боко рассматривать индивидуальное планирование занятий.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается выборочное ис­пользование разделов программы. Каждый раздел можно ис­пользовать автономно, варьируя количество занятий на его ус­воение.

Общая продолжительность занятий по программе может

составлять от 42 до 60 часов в зависимости от сложности нару­шения.

Прием на занятия осуществляется по результатам прове­денного в ГМПМПК логопедического обследования. Принципы, заложенные в программу:

• единство диагностики, коррекции и развития;

• онтогенетический подход;

• деятельностный характера занятий;

• совместное обучение с родителями;

• доступность;

• дифференцированный индивидуальный подход. Задачи программы:

• совершенствование неречевых психических функций, уча­ствующих в процессе чтения;

• коррекция несовершенного навыка чтения;

• совершенствование навыка чтения.

Особенностью программы является реализация индивиду­ально-ориентированного подхода в применении психолого-педагогических технологий, широкое использование занима­тельного, игрового материала, наглядно-практических мето­дов. Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семь­ей и образовательными учреждениями. В соответствии с этим программа предусматривает проведение совместных занятий родителей с детьми и занятий логопеда с родителями.

Результативность работы определяется по итогам сравни­тельного анализа данных первичного логопедического обсле­дования и состояния навыка чтения на заключительном тести­ровании.

Всякое положительное изменение в состоянии сформиро­ванное™ навыка чтения у ребенка, замеченное родителями или преподавателем, фиксируется как успешность в обучении.

Успешностью в обучении также можно считать совершен­ствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и улучшение таких свойств личности и деятельности, как:

• способность к самостоятельной организации своей дея­тельности;

• способность осуществлять контроль над собственным чте­нием;

• умение использовать полученные навыки в новых условиях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема Содержание работы Виды работы Оборудование Кол-во часов
Диагностика  
Исследование Исследование: • отраженная речь; • карточки с рече­  
состояния устной речи звукопроизношенин; фонематическою восприятия; • ответы на вопро­сы; вым материалом; • предметные и  
  звукового и слогового анализа, синтеза, представлений; • выделение зву­ков из слогов, сюжетные кар­тинки;  
  словарного запаса; слов; • серия сюжетных  
  развития связной речи • деление слов на картинок  
    слоги;    
    • пересказ текста    
Исследование состояния пись­менной речи • выявление наличия специфических ошибок в письменных работах; • исследование состояния навыка чтения (способа, правильности, выразительности, понимания, наличие специфических ошибок) • работа с буква­ми разрезной азбуки; • запись букв под диктовку; • диктант; • списывание букв и текста (с печат­ • разрезная азбука; • тексты для спи­сывания; • тексты диктан­тов; • тексты для чте­ния; • тексты с пропу­  
    ного и рукопис­ного); щенными окон­чаниями;  
    • чтение текста • два коротких  
    вслух; текста одинако­  
    • чтение коротких текстов про себя вого уровня сложности  
    и вслух    
Исследование состояния нерече­вых психических функций Исследование состояния: • зрительных функций (объема и концентрации внимания, памяти, поля зрения); • корректурная проба «Догони и поймай букву»; • таблицы коррек­турной пробы;  

Продолжение

Тема Содержание работы Виды работы Оборудование Кол-во часов
Исследование • слуховых функций (внимания, • ифа «Запомни • табличка с 10  
состояния нерече­ памяти); 10 слов»; словами;  
вых психических • зрительно-моторной координа­ • «Числовая пира­ • и зображен ие  
функций ции; мида», числовой пира­  
  • графомоторных навыков; • рисование доро­ миды;  
  • состояния природного темпа дея­ жек, лабиринтов, • бумага, каранда­  
  тельности; стрелок, схем; ши;  
  • исследование качеств личности • анализ состояния • образцы пись­  
    навыка письма; менных работ  
    теппикг-тест; на­    
    блюдение за ре­    
    бенком    

Формирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыка чтения

Совершенствова­ние восприятия • развитие избирательности вос­приятия; • обучение восприятию текста с • цветовая марки­ровка букв, сло­гов, слов; • •карточки со словами и пред­ложениями с 3-4
  учетом отдельных элементов на фоне целого; • вычеркивание заданных букв выделенными черным и крас­  
  • расширение поля зрения; из текста; ным цветом  
  • развитие зрительно-простран­ственной ориентировки и зри­тельно-моторной координации • деление на слоги; • игра «Что вок­руг?»; • числовые и бук­ слогами; • тексты; • таблицы; • карточки «Пи­  
    венные пирами­ды, таблицы; • складывание узоров; • дорисовывание рамиды» ей ни  
ка ша\
кубики Кооса, Никитина
    рисунков, штри­ховка, лабирин­ты, дорожки • дидактические игры (настоль-но-печатные)  
         
           
Совершенствова­ние внимания • развитие зрительного и слухового внимания; • путешествие по лабиринтам; • лабиринты; • карточки с бес­ 1—2  
  • концентрации и устойчивости; • переписывание смысленными    
  • расширение объема внимания; бессмысленных словами;    
    слов; • карточки с    
    • запоминание и изображением    
    рисование по предметов;    
    памяти предме­ • речевой матери­    
    тов с нескольки­ ал;    
    ми деталями; • тексты арифме­    
    • произнесение тических дик­    
    слов, предложе­ тантов    
    ний в заданном • карточки с рече­    
    темпе, громкос­ вым материа­    
    ти, с различной лом;    
    эмоциональной • таблицы с циф­    
    окраской; рами 3Х3,    
    • запоминание и 4Х4,Х5 разной    
    запись по памя­ сложности;    
    ти бессмыслен­ • карточки с    
    ных слов, зна­ предложениями;    
    комых слов и • числовые табли­    
    предложений; цы 4Х4, 5Х5 с    
    • отыскание на пропущенными    
    квадратных таб­ числами;    
    лицах разной • буквенные тек­    
    сложности цифр сты;    
    в порядке возра­ • числовые табли­    
    стания цы;    
    • чтение предло­ • бело-черные    
    жений с одно­ таблицы;    
    временным слу­      
    ховым зашумле-      
    нием;      
Продолжение
Тема Содержание работы Виды работы Оборудование Кол-во часов
Совершенствова­ • развитие распределения, пере­ • вычисление из • буквенные тек­ 1—2
ние внимания ключения внимания числовых таб­ сты;  
    лиц отсутствую­ • числовые табли­  
    щих чисел; цы  
    • нахождение в    
    рядах букв це­    
    лых слов;    
    • расстановка чи­    
    сел в возрастаю­    
    щем порядке;    
    • отыскивание в    
    таблицах чер­    
    ных и белых чи­    
    сел по порядку    
Совершенствова­ • тренировка зрительной памяти; • составление фи­ • картинки; 2-3
ние памяти • тренировка оперативной памяти гур из палочек; • запоминание • произвольные изображения;  
    изображенных • тексты предло­  
    предметов; жений  
    • зарисовывание    
    произвольных    
    изображений    
    • чтение и запо­    
    минание пред­    
    ложений разной    
    длины    
    • палочки;    
         
Совершенствова­ • тренировка способности созда­ • мысленное • слова и словосо­ 2-3
ние мышления вать мыслительный образ; представление четания;  
  • тренировка способности устанав­ различных обра­ • ряды картинок;  
  ливать логические связи между зов и состояний; • тексты  
  словами • анализ и уста­    
    новление логич­    
    ных и нелогич­    
    ных ассоциаций;    
    • представление    
    текстов зритель­    
    ными образами    
Совершенствова­ • создание положительной само­ • рисование эмо­ • шкалы оценок; 1—2
ние эмоциональ­ оценки при совершенствовании циональных со­ • экран результа­  
но-волевой сферы навыка чтения; стояний; тов  
  • оценивание ребенком собствен­ • самооценка по    
  ной скорости чтения; шкале    
  • оценивание собственного настро­      
  ения на занятии;      
  • оценивание достигнутых на заня­      
  тии результатов      
Коррекция несовершенно о навыка чтения
Развитие языково­ • развитие анализа структуры • определение • тексты без точек; 3-4
го анализа и предложения; границ предло­ • предметные и  
синтеза   жения в тексте сюжетные кар­  
    без точек; тинки;  
    • придумывание • карточки со  
    предложений по словами;  
    картинке, с за­ • схемы предло­  
    данным словом; жений;  
    • придумывание • тексты предло­  
    предложений по жений  
    опорным словам; • карточки со  
    • работа с дефор- слогами, слова­  
    мированным ми, буквами;  
    предложением;    
                   

Продолжение

Тема Содержание работы Виды работы Оборудование Кол-во часов
Развитие языково­ • развитие слогового анализа и • составление гра­ • фишки, схемы; 3-4
го анализа и синтеза; фических схем • карточки и схе­  
синтеза • развитие сложных форм фонема­ предложений и мы слов различ­  
  тического анализа и синтеза предложений по ной слоговой и  
    схемам; звуковой струк­  
    • определение ме­ туры  
    ста заданного    
    слова в предло­    
    жении;    
    • выделение глас­    
    ных из слога,    
    слова;    
    • анализ и синтез    
    слогов с помо­    
    щью фишек;    
    • составление сло­    
    гов и слов из раз­    
    резной азбуки;    
    • определение ко­    
    личества, после­    
    довательности    
    звуков в словах,    
    с опорой и без    
    опоры на вспо-    
    могательные    
    средства    
         
         
Развитие морфо­ • дифференциация грамматиче­ • упражнения на • карточки с раз­ 4-5
логической ских значении; дифференциа­ личными вида­  
системы языка • совершенствование навыков сло­ цию частей ми упражнений;  
  воизменения существительных, речи; • географическая  
  прилагательных, глаголов; • игра «Кругосвет­ карта;  
  • дифференциация ед. и мн. числа; ное путеше­ • перфокарты с  
  • закрепление беспредложных кон­ ствие» (закреп­ пропущенными  
  струкций; ление категорий окончаниями  
  • закрепление предложно-падеж- одушевленно­ имен существи­  
  ных конструкций; сти-неодушев­ тельных, прила­  
  • согласование прилагательных с ленности суще­ гательных  
  существительными в ед. и мн. ствительных); • карточки с од­  
  числе в различных падежах; • практические нокоренными  
  • согласование глаголов с суще­ упражнения по словами;  
  ствительными в числе и роде; • дифференциация глаголов совер­шенного и несовершенного вида; определению рода, числа, па­дежа существи­ • картинки; • изографы;  
  • совершенствование навыков сло­вообразования уменьшительно- тельного, при­лагательного; • карточки с де­формированны­  
  ласкательных форм имен суще­ времени, вида ми словами  
  ствительных, прилагательных от глагола;    
  существительных, глаголов с • упражнения,    
  приставками игры на согласо­    
    вание различных    
    частей речи;    
    • подбор род­    
    ственных слов;    
    • игра «Назови    
    ласково»;    
    • работа с дефор-    
    мированным    
    словом;    
    • работа с изогра­    
    фами;    
    • игра «Составь    
    слово»    

Продолжение

Тема Содержание работы Виды работы Оборудование Кол-во часов
Совершенствова­ • совершенствование умений • составление • карточки с 4-5
ние синтаксиче­ской структуры речи составлять двусоставные распро­страненные предложения; слож­ные предложения двусоставных предложений по опорным сло­вам, картинкам; опорными сло­вами; • картинки; • схемы  
    • упражнения на    
    распространение    
    предложений;    
    • упражнения на    
    составление    
    сложных пред­ложений при    
    помощи сочи­    
    нительных и    
    подчинитель­    
    ных союзов;    
    • работа со схема­    
    ми    
Совершенствова­ние лексической Работа над расширением, уточне­нием и систематизацией словаря • упражнения на подбор слов по • картинки по различным лек­ 2-3
стороны речи   лексическим те­мам, антонимов, синонимов, гла­ сическим темам; • тексты без на­званий;  
    голов и прилага­ • словари  
    тельных к суще­ствительным (и наоборот), на­    
    званий к тексту    
    (и наоборот)    
         
         
Совершенствова­ Работа над пониманием прочитан­ • ответы на воп­ • предметные и  
ние семантической ных: слов, предложений, текстов росы по прочи­ сюжетные кнр-  
стороны речи   танному тексту; тинки;  
    • подбор картинок • тексты (неокон­  
    • работа с дефор­ ченные, дефор­  
    мированными мированные);  
    текстами; пере­ • карточки со  
    сказ словами, пред­  
    • придумывание ложениями  
    начала и конца    
    к тексту    

Совершенствование навыка чтения

Обучение технике • поэтапное обучение технике чте­ • чтение слогов • слоговые и сло­ 10-15
чтения (способ, ния (послоговое, целыми слова­ (прямых, обрат­ весные таблицы,  
четкая дикция ми, синтаксического); ных, со стечени­ столбики;  
правильность, вы­ • чтение слогов, слов и предложе­ ем согласных); • предложения и  
разительность) ний с использованием различных • чтение слов раз­ тексты;  
  методических приемов для увели­ личной буквен­ • «пирамидки» и  
  чения скорости чтения; ной наполняе- «лесенки» слов;  
  • работа над дикцией, артикуляци­ мости; • тексты диалогов  
  ей и орфографической правиль­ • чтение предло­    
  ностью чтения; жений, тестов;    
  • развитие навыка правильной рас­ • упражнения по    
  становки логического ударения; чтению «по кру­    
  • выработка правильной интона­ гу», «молния»,    
  ции, соблюдение логических «буксир»;    
  пауз; использование различных • чтение хоровое;    
  приемов при чтении с целью: • чтение «лесенок»    
  борьбы с регрессиями, и «пирамидок»;    
  борьбы с неправильной анти­ • чтение чистогово-    
  ципацией, рок, скорогово­    
  совершенствования правиль­ рок, слов одина­    
  ной антиципации ковой и различ­    
    ной структуры;    

Окончание

Тема Содержание работы Виды работы Оборудование Кол-во часов
Обучение технике   • исправление    
чтения (способ,   ударения в сло­    
темп, четкая   вах;    
дикция правиль­   • чтение индиви­    
ность, выразитель­   дуальное и по    
ность)   ролям;    
    • чтение с «око­    
    шечком» (ле­    
    вым, правым),    
    «решеткой»;    
    • чтение несура­    
    зиц    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: