Логопедическая тема: развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
Лексическая тема: весна.
Грамматическая тема: обозначение мягкости согласных на письме посредством букв Ь, разделительный Ь.
Цель: развитие звукобуквенного анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры
Задачи:
Образовательные:
• формирование сложных форм звукобуквенного анализа и синтеза;
• развитие умения различать на слух твердые и мягкие фонемы;
• обучение умению обозначать мягкость согласных на письме
с помощью буквы ь. Коррекпионные:
• развитие слуховой памяти и слухового восприятия;
• обогащение словарного запаса по теме «Весна». Воспитательные:
• формирование аккуратности при работе со схемами.
Оборудование: предметные картинки, стихотворения о весне, картинные линейки для звукобуквенного синтеза слов, магнитофонная запись птичьих голосов, раздаточный материал.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Сообщение лексической темы.
• Здравствуйте. Садитесь. Сейчас я прочту стихотворение С. Я. Маршака.
|
|
Внимательно его послушайте и скажите, о каком это времени года.
Снег теперь уже не гот —
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей веселей на крыше. Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки, И на вербах серебром Светятся сережки.
— О каком времени года это стихотворение? (О весне.)
— Верно. О весне и весенних приметах мы сегодня и будем говорить.
— Откройте тетради и запишите число.
II. Выделение мягких согласных из слов стихотворения. Запись слов с комментированием и проговариванием.
— Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май.)
— Ребята, подскажите, в названии какого месяца последний согласный звучит мягко? (Апрель.)
— Назовите последний звук в слове, [л]
— Какую букву надо написать на конце слова? (мягкий знак) Почему? (Потому что последний согласный мягкий.)
— Послушайте, как сказал поэт об апреле. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи, Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник.
— Скажите, какие признаки апреля в этом стихотворении описывает поэт?
(Ручьи, лужи, муравьи, медведь, птицы, подснежник.) (Логопед выставляет картинки.)
— Назовите по картинкам слово, в котором последний согласный звук — мягкий. (Медведь.)
— Назовите последний звук в слове, [т]
— Какими буквами этот звук обозначается на письме? (дъ)
— А как мы напишем слово медведь? Какую букву надо написать на конце слова?
(Мягкий знак.) Почему? (Потому что последний согласный
|
|
мягкий.)
(Слово записывается в тетради с проговариванием.)
— Найдите слово, в котором звук ч между гласными у и м? (Ручьи.)
— Какой мягкий звук? [ч] Сливается ч с последующими звуками или разделяется в произношении; ручьи? (Не сливается.)
— Какую букву надо написать после ч7 (ь)
— Это какой мягкий знак? (Разделительный.)
— Почему? (чь не сливается с и) Запись слова.
— Назовите слово, в котором а слышится перед звуком в (Муравьи.)
— Какой мягкий согласный в этом слове? (вь). Какой он по счету? (пятый)
— Какую букву вы напишите перед к? (ь) Какой это мягкий знак? (Разделительный.)
Что он показывает? (Что согласный вь не сливается с гласной и.) Запись слова.
III. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Индивидуальная работа с картинными линейками.
— Раздаю вам карточки с зашифрованными весенними словами. (Логопед раздает материал).
— На карточках изображены различные предметы. Для того чтобы узнать слово, нужно запомнить первые буквы названий предметов.
— Кто первый расшифровал слово? (Апрель, сирень, листья, ручьи.)
— Каждый запишет свое слово в тетрадь.
— Поднимите руки те, у кого в слове ь показывает мягкость согласного. (Апрель, сирень.)
— Поднимите руки те, у кого в слове ь показывает, что согласный не сливается с гласным. (Ручьи, листья.)
— Составьте предложение со своим словом.
Физкультурная минутка.
Логопед и дети встают в круг и выполняют движения в ритме стихотворения С.Я. Маршака «Апрель».
IV. Составление текста о весне.
— Ребята, у вас на столах карточки со словами, из которых нужно составить предложения. Обратите внимание на цвет
карточек. Разложите карточки по цветам. (Дети раскладывают.)
Составьте предложения из слов на карточках. Давайте составим связный рассказ из этих предложений. (Составляют совместно с логопедом.) Запишите рассказ в тетрадь.
V. Подведение итогов занятия.
Обсуждение видов и форм работы на занятии. О какой букве говорили? (ь) О каком времени года говорили? (О весне.) Какие виды работы выполняли на занятии?
Оценка деятельности детей.
Задание на дом. Вспомнить загадки о весне и ее признаках.