Конспект логопедического занятия по профилактике дисграфии

Логопедическая тема: развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Лексическая тема: весна.

Грамматическая тема: обозначение мягкости согласных на письме посредством букв Ь, разделительный Ь.

Цель: развитие звукобуквенного анализа и синтеза на ма­териале слов различной слоговой структуры

Задачи:

Образовательные:

• формирование сложных форм звукобуквенного анализа и синтеза;

• развитие умения различать на слух твердые и мягкие фонемы;

• обучение умению обозначать мягкость согласных на письме

с помощью буквы ь. Коррекпионные:

• развитие слуховой памяти и слухового восприятия;

• обогащение словарного запаса по теме «Весна». Воспитательные:

• формирование аккуратности при работе со схемами.

Оборудование: предметные картинки, стихотворения о вес­не, картинные линейки для звукобуквенного синтеза слов, маг­нитофонная запись птичьих голосов, раздаточный материал.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Сообщение лексической темы.

• Здравствуйте. Садитесь. Сейчас я прочту стихотворение С. Я. Маршака.

Внимательно его послушайте и скажите, о каком это вре­мени года.

Снег теперь уже не гот —

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей веселей на крыше. Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки, И на вербах серебром Светятся сережки.

— О каком времени года это стихотворение? (О весне.)

— Верно. О весне и весенних приметах мы сегодня и будем говорить.

— Откройте тетради и запишите число.

II. Выделение мягких согласных из слов стихотворения. Запись слов с комментированием и проговариванием.

— Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май.)

— Ребята, подскажите, в названии какого месяца последний согласный звучит мягко? (Апрель.)

— Назовите последний звук в слове, [л]

— Какую букву надо написать на конце слова? (мягкий знак) Почему? (Потому что последний согласный мягкий.)

— Послушайте, как сказал поэт об апреле. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи, Скоро выйдут муравьи После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник.

— Скажите, какие признаки апреля в этом стихотворении описывает поэт?

(Ручьи, лужи, муравьи, медведь, птицы, подснежник.) (Ло­гопед выставляет картинки.)

— Назовите по картинкам слово, в котором последний со­гласный звук — мягкий. (Медведь.)

— Назовите последний звук в слове, [т]

— Какими буквами этот звук обозначается на письме? (дъ)

А как мы напишем слово медведь? Какую букву надо напи­сать на конце слова?

(Мягкий знак.) Почему? (Потому что последний согласный

мягкий.)

(Слово записывается в тетради с проговариванием.)

— Найдите слово, в котором звук ч между гласными у и м? (Ручьи.)

— Какой мягкий звук? [ч] Сливается ч с последующими звука­ми или разделяется в произношении; ручьи? (Не сливается.)

— Какую букву надо написать после ч7 (ь)

Это какой мягкий знак? (Разделительный.)

— Почему? (чь не сливается с и) Запись слова.

— Назовите слово, в котором а слышится перед звуком в (Му­равьи.)

— Какой мягкий согласный в этом слове? (вь). Какой он по счету? (пятый)

— Какую букву вы напишите перед к? (ь) Какой это мягкий знак? (Разделительный.)

Что он показывает? (Что согласный вь не сливается с глас­ной и.) Запись слова.

III. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Индиви­дуальная работа с картинными линейками.

— Раздаю вам карточки с зашифрованными весенними слова­ми. (Логопед раздает материал).

— На карточках изображены различные предметы. Для того чтобы узнать слово, нужно запомнить первые буквы назва­ний предметов.

— Кто первый расшифровал слово? (Апрель, сирень, листья, ручьи.)

— Каждый запишет свое слово в тетрадь.

— Поднимите руки те, у кого в слове ь показывает мягкость согласного. (Апрель, сирень.)

— Поднимите руки те, у кого в слове ь показывает, что со­гласный не сливается с гласным. (Ручьи, листья.)

— Составьте предложение со своим словом.

Физкультурная минутка.

Логопед и дети встают в круг и выполняют движения в ритме стихотворения С.Я. Маршака «Апрель».

IV. Составление текста о весне.

— Ребята, у вас на столах карточки со словами, из которых нужно составить предложения. Обратите внимание на цвет

карточек. Разложите карточки по цветам. (Дети расклады­вают.)

Составьте предложения из слов на карточках. Давайте составим связный рассказ из этих предложений. (Составляют совместно с логопедом.) Запишите рассказ в тетрадь.

V. Подведение итогов занятия.

Обсуждение видов и форм работы на занятии. О какой букве говорили? (ь) О каком времени года говорили? (О весне.) Какие виды работы выполняли на занятии?

Оценка деятельности детей.

Задание на дом. Вспомнить загадки о весне и ее признаках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: