Муниципальный бюджет

Вопросы формирования и исполнения местного бюджета регулируются федеральным законодательством: Бюджетным Кодексом РФ, Налоговым Кодексом РФ, ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и иными правовыми актами.

=======================

Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) определяет местный бюджет как форму образования и расхо­дования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

В соответствии со ст. 52. «Местные бюджеты» ФЗ-131 каждое муниципальное образование имеет собственный бюд­жет (местный бюджет).

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, вхо­дящих в состав муниципального района, образуют консолидиро­ванный бюджет муниципального района.

==========================

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть пре­дусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунк­тов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами МСУ соответствующих поселений и района самостоятельно.

В России существует двухуровневая система местных бюджетов:

1) первый уровень - бюджет муниципального района, в со­став которого входят бюджеты городских и сельских поселений;

2) второй (низовой) уровень - бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, ЗАТО и иных МО остаются одноуровневыми.

=============================

К функци­ям местного бюджета относятся:

1) правовая функция (бюджет муниципального образования представляет собой местный нормативный акт);

2) функция покрытия потребностей (главная задача бюдже­та МО состоит в предоставлении до­статочных средств для решения вопросов местного значения);

3) функция контроля (местный бюджет предусматривает формы контроля не только со стороны контрольных органов, но и со стороны населения МО);

4) общехозяйственная функция (при составлении бюджета учитываются требования общехозяйственного баланса);

5) политическая функция (местный бюджет отражает поли­тические интересы, определяя приоритетные направления и объем использования бюджетных средств);

6) функция перераспределения финансовых ресурсов (через местный бюджет перераспределяются финансовые ресурсы в целях обеспечения социальной справедливости и экономичес­кого роста);

7) плановая функция (каждый местный бюджет принимает­ся сроком на один год и, следовательно, является примером срочного и среднесрочного планирования.

=======================

К основным характеристикам бюджета относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.

==================

Органы МСУ обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита мест­ных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Принцип сбаланси­рованности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объе­му доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита (ст. 33 БК. РФ).

=======================

Большинство МО в настоящее время имеют дефицитный бюджет (или искусственно его создают). Вместе с тем состав местных налогов и сборов согласно Налоговому кодексу РФ не дает возможности прогнозировать позитивные измене­ния в данной сфере. Бюджетный Кодекс РФ допускает размер дефицита местного бюджета не более 10% (для ряда МО – не более 5%) от объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. Одновременно должны быть утверждены источники покрытия этого дефицита (муниципальные займы, кредиты, поступления от продажи имущества и т.д.).

========================

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, соответственно и расходы, направляемые на осуществление полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами МСУ отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными органами власти.

Примечание:

Под субвенцией понимаются денежные средства, предостав­ляемые местному бюджету из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ на определенный срок и на конкретные цели или программы. В случае использования ее не по целе­вому назначению субвенция подлежит возврату в двойном раз­мере в бесспорном порядке предоставившему ее органу. Суб­венция, не использованная в срок, также подлежит возврату (ст.ст. 78, 284 БК РФ).

=======================

Проект местного бюджета, решение о его утверждении, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципаль­ных служащих органов МСУ, работников муни­ципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денеж­ное содержание подлежат официальному опубликованию.

В данной норме реализуются принцип гласности дея­тельности органов МСУ и принцип про­зрачности местных бюджетов. Кроме того, бюджет муниципаль­ного образования, как и любой местный нормативный акт, всту­пает в силу только после его опубликования (обнародования).

=========================

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Бюджетный процесс осуществляется на основе требований установленных БК РФ, иным федеральным законодательством. а также законами субъектов РФ.

Под бюджетным процессом следует понимать регламентируемую нормами муниципального и финансового права деятельность органов МСУ и других участников по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению местного бюджета, а также контролю за его исполнением и утверждению отчетов о его исполнении.

=====================

Бюджетный процесс состоит из следующих этапов:

1) прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики на следующий год (осуществляется местной администрацией в мае — июле текущего года);

2) формирование местного бюджета (осуществляется органами местного самоуправления в июле — ноябре текущего года);

3) утверждение бюджета (производится представительным органом муниципального образования в ноябре — декабре текущего года);

4) исполнение бюджета (осуществляется местной администрацией в январе - декабре отчетного года);

5) завершение операций по исполнению бюджета, составление отчета об исполнении бюджета (осуществляется местной администрацией в январе — феврале года, следующего за отчетным);

6) утверждение отчета об исполнении бюджета (производит представительный орган МО в феврале- апреле года, следующего за отчетным).

=======================

Следует отметить, что на всех этапах бюджетного процесса представительный орган муниципального образования осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль проводится в ходе обсуждения и ут­верждения проекта бюджета на заседаниях представительного органа МО. Текущий контроль осуще­ствляется контрольно-счетной палатой (при ее наличии), а также в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджета на заседаниях постоянных комиссий (комитетов) и рабочих групп представительного органа.

Последующий конт­роль проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении местного бюджета на заседаниях представительно­го органа муниципального образования.

=======================

Источники доходов местного бюджета:

Бюджетный кодекс РФ (гл. 9) выделяет налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов а также - безвозмездные и безвозвратные перечисления.

========================

I. К налоговым доходам относятся:

1.1. Собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенных налоговым законодательством РФ. К таковым относятся - земельный налог (100%), налог на имущество физических лиц (100%).

.

1.2. Отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов (т.е. собственных доходов федерального бюджета), передаваемые местным бюджетам РФ и субъектом РФ (налог на доходы физических лиц (10% для поселений и 30% для городских округов), единый сельскохозяйственный налог (30% для поселений и 60% для городских округов);

1.3. Отчисления от региональных регулирующих налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов, которые могут быть переданы на постоянной основе полностью или частично – в процентной доле, утверждаемой законодательством субъектов РФ на срок не менее трех лет. Сокращение нормативов также допускается лишь в случае изменения налогового законодательства;

1.4. Государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета – по нормативу 100% по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

========================

II. К неналоговым доходам местных бюджетов относятся:

2.1. Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

К этому виду доходов относятся:

- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, юридическим лицам на возвратной и платной основах;

- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным образованиям;

- часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- другие предусмотренные доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

2.2. Доходы от продажи или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности, которые подлежат зачислению в местные бюджеты в полном объеме. Порядок перечисления средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разного уровня определяются законодательст вом о приватизации.

========================

III.Безвозмездные и безвозвратные перечисления представляют собой доходы в виде финансовой помощи (дотаций, субвенций, субсидий) и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

====================

Органы МСУ обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств МО.

===================

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрациеймуниципального района.

==========================


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: