К выполнению лабораторных работ допускаются только те учащиеся, которые ознакомились с правилами техники безопасности, прошли вводный, общий инструктаж и инструктаж на каждом рабочем месте и расписались в журнале по технике безопасности.
Лабораторные работы желательно проводить после изучения и закрепления соответствующей темы. Содержание лабораторных, занятий должно помогать усвоению и углублению знаний главным образом по основным, ведущим разделам курса и являться дополнением этих разделов.
Увеличение числа и объема работ приводит к недостаточно тщательному их выполнению, получению веточных результатов, снижающих полезность лабораторных работ.
Организация лабораторных занятий должна обеспечивать наибольшую активность учащихся, как в лаборатории, так и при самостоятельной подготовке к выполнению задания и составлению отчета. Активность учащихся повышается, если все необходимые схемы они собирают сами. Предварительный монтаж целесообразен, когда следует разгрузить учащихся от механических или достаточно знакомых им работ.
|
|
Каждая работа имеет четко составленное задание, где указаны цель и назначение работы, и рассчитана на выполнение в течение одного занятия.
Каждая лабораторная работа выполняется постоянной по составу бригадой в составе трех-четырех человек.
На рабочем месте в определенном порядке должно находиться только то оборудование, которое необходимо для выполнения данной работы. Когда отдельные приборы используются для выполнения какой-либо части работы, они должны находиться в ящиках лабораторного стола.
Лабораторная работа должна комплектоваться как исправными приборами и аппаратами электрооборудования автомобилей, так и приборами с характерными неисправностями. Рекомендуется для каждой бригады использовать приборы различных типов и с разными неисправностями.
Для лучшей подготовки к выполнению лабораторных работ заранее составляется календарный график выполнения работ по каждой группе. Учащиеся, зная по графику, какую работу им предстоит выполнить, готовятся к ней самостоятельно. Домашняя подготовка учащихся должна выразиться в выяснении цели и задач, поставленных в работе, в ознакомлении с содержанием всей работы и последовательностью ее выполнения, в знакомстве с оборудованием и приборами, используемыми при выполнении, и правилами обращения с ними; в повторении теоретического материала.
Учащийся, приступающий к работе, должен представлять отчет по предыдущей работе и получить разрешение руководителя занятия на выполнение очередной работы. Перед началом учащиеся проверяют наличие оборудования на рабочем месте.
|
|
Учащиеся, прежде всего, знакомятся с оборудованием, продумывают план расположения аппаратуры в соответствии со схемой соединения, а затем производят присоединение приборов. При присоединении приборов необходимо обращать внимание на чистоту и прочность контактов в местах соединений.
Сборку схемы следует начинать с одной клеммы источника тока и заканчивать на другой его клемме. Выключатели и рубильники при сборке схемы должны быть выключены, сопротивления реостатов полностью введены, стрелки измерительных приборов установлены на нулевые деления шкалы.
Собранную схему вначале проверяют члены бригады, а затем руководитель занятий. Включать схему без проверки руководителя и его разрешения запрещается.
Если при включении схемы стрелка амперметра ненормально быстро перемещается к концу шкалы или зашкаливает, учащийся должен немедленно выключить цепь и поставить в известность руководителя занятий.
Запрещается самостоятельно устранять какие-либо неисправности схемы без разрешения руководителя.
Отсчеты показаний измерительных приборов следует производить внимательно и аккуратно, избегая погрешности в наблюдениях. Если в цепи имеется несколько измерительных приборов, каждый учащийся ведет наблюдение за определенным прибором. Замер производится одновременно всеми наблюдателями по сигналу одного из членов бригады. Нельзя допускать записей наблюдений «на память» спустя некоторое время после окончания испытания.
Предварительные результаты выполнения работы сообщаются руководителю занятий, который дает разрешение на окончание работы или при неудовлетворительных результатах предлагает выполнить ее вновь.
По окончании работы каждая бригада отключает электрическую цепь, разбирает схему в той ее части, которая была выполнена самостоятельно, не отключая ту часть схемы, которая была собрана до начала занятий; устанавливает приборы в том порядке, в каком они находились до начала работы; производит уборку рабочего места и в присутствии руководителя занятий проверяет оборудование.
При составлении отчета в таблицах должны быть выполнены принципиальные схемы включения приборов при испытании. Схемы следует выполнять аккуратно" с использованием стандартных обозначений. Графики строятся на миллиметровой бумаге в выбранном масштабе.
Отчет по каждой лабораторной работе должен содержать заключение о техническом состоянии испытуемого прибора с указанием всех выявленных дефектов и способ их устранения.
Учащиеся при выполнении работ должны использовать инструкции по эксплуатации стендов, технические условия на контроль и регулировку приборов электрооборудования, знания, полученные на теоретических занятиях.
В главе V даны вопросы для самоподготовки учащихся к зачетам по лабораторным работам.