1. Каковы основные причины, вызывающие нарушения мутации?
2. Перечислите основные виды нарушений мутации.
3. Опишите акустические особенности мутационной дисфонии.
4. Подберите комплекс упражнений для общей релаксации в ходе коррекции мутационной дисфонии.
4.3. Основные направления логопедической
работы по коррекции голосовых нарушений у
детей в условиях образовательных учреждений
Цели и задачи логопедической работы по коррекции голосовых нарушений у детей • Особенности организации специальной помощи в условиях детских образовательных учреждений • Система работы по коррекции нарушений голоса у детей • Критерии оценки эффективности этой работы • Профилактика нарушений голоса у детей и подростков
Несмотря на значительную распространенность нарушений голосовой функции в дошкольном возрасте, осуществление диагностической и коррекционно-педагогической работы в отечественной системе дошкольного и начального образования затруднено рядом факторов. К ним, в частности, относятся следующие.
|
|
1. В типовых программах по обучению и воспитанию детей с
нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного уч
реждения (ДОУ) коррекция нарушений голоса рассматривается
лишь как частный компонент работы над интонационно-мелоди
ческой стороной речи.
2. Недостаточно разработана система педагогической диагности
ки, и теоретически не обоснована методика интерпретации резуль
татов обследования голосовой функции в дошкольном возрасте.
3. Отсутствуют методические указания по планированию, орга
низации и оценке эффективности фонопедической работы в ус
ловиях ДОУ и школы.
В зарубежной логопедии диагностика и коррекция нарушений голоса у детей организуются по «бригадному» принципу (\УП-80П Э. К., 1990). Бригада специалистов в составе врача-оториноларинголога, фонопеда, педагога-психолога регулярно проводит мониторинг состояния голосового аппарата у детей, осуществляет их динамическое сопровождение на всех этапах коррекционной работы. Ведущую роль при этом играет логопед-фонопед, который планирует и осуществляет коррекционную работу, проводит тематические занятия с педагогами и родителями.
В нашей стране, как правило, учитель-логопед решает диагностические, коррекционные и психокоррекционные задачи.
В соответствии с коррекционными задачами, стоящими перед логопедом, возможно использование «комбинированной» системы фонопедической работы, в структуру которой можно включать как методы и приемы, разработанные в отечественной логопедии, так и приемы, используемые зарубежными специалистами. Выбор методов и форм коррекционной работы определяется характером и степенью нарушений фонаторной функции, а так-
|
|
| |
же числом детей, нуждающихся в помощи. 105
В ДОУ по результатам исследований (О. Д. Коптева, М. В.Ткачева) выделяются две группы детей, имеющих нарушения функции голосового аппарата.
1-я группа — дети, у которых голосовые нарушения выступают как самостоятельный вид речевой патологии:
функциональной дисфонии с гипертонусом мышц голосового
аппарата (гипертонусные дисфонии); __---
функциональной дисфонии с гипотонусом мышц голосового аппарата (гипотонусные дисфонии);
выраженных дискоординаторных расстройств;
органически обусловленной дисфонии (узелки голосовых складок, рубцовые стенозы, папилломатоз гортани в постоперационном периоде и др.).
2-я группа — дети, у которых голосовые нарушения входят в структуру других нарушений речи:
общего недоразвития речи (преимущественно нарушений способности к динамическому изменению таких акустических параметров голоса, как сила и высота);
ринофонии в структуре ринолалии;
дисфонии в структуре заикания (преимущественные трудности регуляции силы голоса и продолжительности фонации);
дисфонии в структуре дизартрии.
Логопед в работе с детьми, имеющими нарушения голосовой функции, как мы уже отмечали, решает целый комплекс задач — диагностических, коррекционных, просветительских, а также задач сопровождения.
Диагностическая работа осуществляется на основании анализа результатов медицинского обследования, бесед с родителями, педагогами, собственно логопедического обследования и наблюдений.
Заключение оториноларинголога позволяет решить вопрос об органическом или функциональном характере нарушения. Беседа с родителями и педагогами дает сведения о психологических особенностях ребенка, вскрывая возможную взаимосвязь между голосовым нарушением и его психическим состоянием. Наблюдения свидетельствуют о ситуационной обусловленности нарушения, обнаруживают привычный для ребенка тип голосовой атаки, свойственные ему способы голосоведения и наиболее характерные признаки нарушений.
Организация и направленность диагностической и коррекци-онной работы зависят от варианта проявления голосового нарушения, а потому имеют определенные отличия. В связи с этим представляется удобным распределение детей на подгруппы, объединенные характером нарушения:
А — дисфония как самостоятельный вид речевого нарушения;
Б — дисфония в структуре речевых нарушений;
В — органически обусловленная дисфония в постоперационном периоде.
Во всех группах фонопедическую работу рекомендуется организовывать в четыре этапа.
Подготовительный этап предусматривает подготовку функционального базиса постановки голоса. В этот этап желательно включать специальные занятия по формированию сознательного отношения к гигиене голоса и коррекционной работе. Рекомендуется в доступной форме объяснить детям сущность голосообразо-вания и причины нарушений. Кроме того, необходимо заниматься развитием слухового восприятия, учить детей опознавать как в собственной речи, так и в голосе других признаки нарушений. Тренировка слухового восприятия имеет четыре стадии:
1-я стадия — формирование способности различать дефекты голоса других людей;
2-я стадия — развитие умения опознавать выраженные нарушения;
3-я стадия — обучение навыкам различения незначительно выраженных нарушений;
4-я стадия — развитие способности слышать собственный голос.
Постановочный этап ставит своей целью обучение ребенка наиболее физиологичному и эргономичному механизму голосообра-зования и голосоведения. Рекомендуется применять как традиционные фонопедические методы (ориентированные на характер голосового нарушения и индивидуальные особенности ребенка), так и задания, направленные на устранение привычки негативного речевого поведения.
|
|
Д. К. Вильсон разработал десятиступенчатую систему голосовой терапии1. Коррекционные занятия проводятся с детьми в две стадии в индивидуальной и групповой формах. В течение 1 — 2 недель желательно заниматься ежедневно.
1-я стадия — 10 пробных сеансов голосовой терапии по 30—45 мин каждый и 10—20 тренировок в день по 2—5 мин каждая.
2-я стадия — основной курс голосовой терапии (длится от 2 до 5 месяцев). Для реализации коррекционной программы и постоянного контроля за ее прохождением заводится специальная тетрадь, в которую заносятся описания каждого сеанса и задания на дом (3—4 вида заданий).
Десятиступенчатая схема голосовой терапии представлена в виде ступенек, из которых первая представляет собой начало терапии, десятая — ее завершение.
1 — я знаю правила, касающиеся моего голоса.
См. Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. — М., 1990.
2-я могу сказать, когда люди неправильно используют свой
голос. 3-я могу сказать, когда люди правильно используют свой
голос.
4 — я знаю, когда я неправильно использую свой голос.
5 — я знаю, когда я правильно использую свой голос.
6 — я знаю, в каких ситуациях я неправильно использую свой
голос.
7 — я знаю, в каких ситуациях я правильно использую свой
голос. /
8 — я могу правильно использовать свой голос некоторое
время.
9 — я правильно использую свой голос большую часть вре-
мени.
10 — я могу всегда правильно использовать свой голос.
В ходе реализации данной схемы возможно применение различных методов устранения нарушений голосового поведения.
Негативная методика состоит в сознательном подчеркивании нежелательных голосовых навыков у обучаемого и у окружающих, разыгрывании ролей отрицательных персонажей и анализе негативных признаков их голосов.
Метод проб и ошибок основывается на фиксировании случаев правильного и неправильного использования голосового аппарата и подсчете их количества. Результаты анализируются в конце каждого рабочего дня.
|
|
Метод поощрения имеет два варианта: а) позитивное поощрение — дети набирают баллы за правильное голосовое поведение; б) негативное указание — при неправильном выполнении задания либо снижаются уже полученные позитивные баллы, либо набираются отрицательные баллы.
«Самотерапия» — здесь процессом руководит сам ребенок: он выбирает какое-либо из качеств голоса и принимает самостоятельное решение улучшить его на следующем сеансе, составляя (с помощью логопеда) план занятия. Этот метод приемлем, начиная со старшего дошкольного возраста.
В программе занятий предусмотрены задачи взаимного выявления нарушений голосового поведения; организуются также мероприятия с использованием голоса и без него; отрабатываются дистанции и методы правильного голосоведения.
Этап введения в речь навыков правильного голосообразования и голосоведения и их закрепления — это подведение итогов проделанной огромной работы. На данном этапе рекомендуется использовать вокальные приемы (пропевание отдельных звуков, их сочетаний, несложных мелодий и т.д.), чтение вслух (повторение вслед за логопедом). Чрезвычайно важны постоянный контроль за качеством голоса, своевременная коррекция неправильного исполь-
зования голосового аппарата, профилактика перенапряжения голоса. Программу закрепления навыков следует составлять таким образом, чтобы ребенок мог пользоваться новым голосом сначала в течение 50—70% времени, затем 80—90%, и далее в течение всего дня. Нельзя разрешать детям заниматься самостоятельно до тех пор, пока осваеваемый навык не будет усвоен достаточно прочно. Процесс закрепления может считаться завершенным, когда сам ребенок и его окружение сообщат, что правильные голосовые навыки используются постоянно.
Для детей с самостоятельно проявляющимися голосовыми нарушениями (1-я группа) логопедическая работа должна организовываться как отдельный вид занятий 2—3 раза в неделю на кор-рекционном этапе и раз в неделю при дальнейшем наблюдении, вплоть до стабильного улучшения или нормализации фонаторной функции. С детьми, у которых голосовые нарушения входят в структуру речевых дефектов (2-я группа), фонопедическая коррекция на основном этапе проводится раз в неделю как самостоятельный вид логопедических занятий и ежедневно как компонент индивидуальных и фронтальных занятий.
Для детей, имеющих нарушения голоса вследствие хирургических вмешательств в области гортани (3-я группа), коррекци-онная работа строится на основании рекомендаций врача—фо-ниатра или оториноларинголога, как правило, 3 раза в неделю в виде самостоятельных занятий. Также может быть рекомендовано взаимодействие с другими специалистами ДОУ в форме специальных упражнений по заданию логопеда ежедневно 2—3 раза в день.
Этап сопровождения — состоит в постоянном динамическом наблюдении за качеством голосовой функции в различных условиях — в критические периоды, во время заболеваний верхних дыхательных путей, при повышенной нагрузке. Этот этап предусматривает оценку результатов коррекционной работы по следующим параметрам: данные ларингологического обследования, аудиологические и физиологические показатели, оценка самим ребенком и его родителями качества голоса, субъективные ощущения ребенка. Важно учитывать требования, которые предъявляют ребенок и его родители к качеству голоса. В одних случаях они бывают вполне удовлетворены достигнутым, несмотря на но, что сохраняются некоторые нежелательные показатели, в других случаях родители, ребенок которых интенсивно занимается пением, могут предъявлять более высокие требования к результатам коррекционной работы. Наиболее адекватными показателями эффективности коррекции являются коэффицент С/3 и ВМФ.
М.Соорег (1979) предложил руководствоваться следующими критериями оценки эффективности коррекционной работы.
1. Отличный результат: гортань и голосовые складки в норме, высота основного тона оптимальна, ларингеальный тон чист; ре-
бенок не испытывает дискомфорта или раздражения в области глотки и гортани.
2. Хороший результат: гортань и голосовые складки в целом в норме, но могут сохраняться признаки воспаления или постоперационные дефекты; ребенок правильно использует высоту тона, ларингеальный тон чист в 80—90% случаев; неприятные ощущения и раздражение в глотке появляются лишь эпизодически.
3. Удовлетворительный результат: сохраняются некоторое воспаление или последствия оперативного вмешательства в гортани, новообразование в гортани уменьшилось в размерах; ребенок в 70—80 % случаев использует правильную высоту тона или чистый ларингеальный тон; во время или после разговора он ощущает определенный дискомфорт или раздражение в области гортани.
При отсутствии выраженного и стабильного улучшения голосовой функции коррекционная работа может быть расценена как неудовлетворительная.
На этапе сопровождения особое внимание уделяется детям, результаты коррекционной работы с которыми оценены как удовлетворительные и неудовлетворительные.
На всех этапах логопедической работы должны постоянно осуществляться активное взаимодействие с родителями, проверка ежедневного выполнения ребенком домашних заданий, рекомендованных логопедом, а также реализовываться системное привлечение других медицинских работников и специалистов ДОУ.
Поскольку полноценный голос имеет важнейшее значение для процесса общения ребенка и со сверстниками, и со взрослыми, а также влияет на развитие детей и подростков, формирование их речи и общее нервно-психическое состояние, охрана и становление детского и юношеского голоса приобретают особое значение. В некоторых случаях заболевания гортани в детском возрасте получают хроническое, затяжное течение и могут оказаться причиной неполноценности голосового аппарата и стойких нарушений голоса взрослого человека.
Профилактика заболеваний гортани и нарушений голоса в детском возрасте становится все более актуальной проблемой как для медицины, так и для педагогики. Ее решение требует создания целостной системы взаимосвязанных социальных и медицинских мероприятий. Важная роль в гигиеническом воспитании детей и подростков отводится семье и школе.
К сожалению, в настоящее время многие педагоги и родители недостаточно чутко относятся к состоянию детского голоса. Это обусловлено, по-видимому, отсутствием знаний в области гигиены голоса в детском возрасте.
Между тем неуклонный рост числа нарушений голоса в детском и юношеском возрасте вынуждает специалистов более внимательно относиться к профилактическим мероприятиям по его охране.
ПО
Детям необходимо в доступной форме объяснять, как устроен голосовой аппарат и каким образом он должен правильно функционировать. Следует информировать их о причинах голосовых расстройств, прежде всего обращая внимание на патологические способы голосоведения, свойственные многим детям (особенно привычку громко кричать, визжать). Особого отношения заслуживают дети — участники хоровых коллективов, которым надо избегать перенапряжения голосового аппарата и петь строго в соответствии с возможностями возрастного диапазона.
Педагоги и родители должны внимательно относиться к голосу детей в мутационный период. Необходимо помнить, что в этот период голос может звучать хрипло (особенно у мальчиков), иногда происходят неожиданные резкие переходы от низких тонов к высоким и наоборот. В таких случаях следует посоветовать подростку временно избегать громкой речи, прекратить пение и максимально ограничить пользование голосом в бытовых ситуациях.
Научно-технический прогресс, неуклонно растущий поток информации усиливают воздействие на нервную систему таких факторов, как эмоциональные перегрузки, шумовые эффекты, межличностные конфликты. Все это может приводить к возникновению нервно-психических расстройств, осложняющихся голосовыми нарушениями. В целях профилактики психогенных нарушений следует создавать спокойную, доброжелательную обстановку в семье и школе. Подросткам надо напоминать, что употребление алкогольных напитков и курение способствуют появлению стойких расстройств голосовой функции.
Эффективность профилактики голосовых нарушений у детей и подростков во многом зависит от активного взаимодействия медицинских и педагогических работников в системе образования, что позволит выявлять их на ранней стадии, а возможно, и предотвратить дефекты голосовой функции.