Философия старости и старения

Т. В. Карсаевская [СТАРОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ]'

Демографическая ситуация последних десятилетий характери­зуется значительным увеличением доли пожилых людей в струк­туре населения экономически развитых стран. Если в прошлые века до пожилого возраста доживали немногие, то на данном эта­пе истории человечества большинство людей может дожить до ста­рости.

Увеличение численности и тем самым удельного веса старых людей в возрастной структуре населения индустриально развитых стран получило название «демографического старения», или «ста­рения населения». К демографически старым относятся те стра­ны, в которых доля населения старше 60 лет превышает 12 % по шкале демографической старости отечественных демографов, а по шкале ООН, в которой за исходный пункт принимается чис­ленность лиц старше 65 лет, — 7 % и более.

Демографическое старение как глобальная тенденция разви­тия современной цивилизации привлекает внимание к положе­нию пожилых в современном мире. Эта демографическая ситуа­ция обусловливает не только формирование новых потребностей и способностей пожилых людей, но и отказ от изживших себя представлений о старости только как об инволюции. Единство и противоречие социального и биологического на завершающем этапе жизни приводят к кризисам, но вместе с тем и к приобре­тениям людей пожилого возраста. Проблема ценности старости, идеала старости и идеалов пожилых становится существенным элементом психологического климата общества, создающего пси­хологический комфорт или дискомфорт пожилых.

В обществе к старым людям относятся двояко: негативно и по­зитивно. Первое имеет место при сравнении старости с живой Могилой (М.Лютер), второе — при оценке старости как желанноговозраста, периода опыта и мудрости.

1 Карсаевская Т. В. Этапы жизненного цикла человека: зрелость, старость: Социально-философский аспект// Психология зрелости и старения. — 1997. — № 1. — ^ 8—12. (Здесь и далее заголовки в квадратных скобках даны составителями хрестоматии.)

Негативные установки по отношению к старым людям, возникшие на ранних этапах про­гресса общества в условиях скудости существования и сохраняю­щиеся в известной мере в западном сознании, оказывают суще­ственное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже со­стояние здоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. Этим вызвана необходимость критики гетерофобных ус­тановок. С общечеловеческой, гуманистической позиции большое значение приобретают признание общественной ценности старых людей как носителей традиций и культурного наследия наций пропаганда современных научных знаний о психологической на­полненности и красоте поздних лет жизни, о путях достижения «благополучного» старения.

Противоположные точки зрения на образ старого человека пред­ставляют собой социокультурный феномен, имеющий корни в реальных противоречиях общества. геронтофобные установки по отношению к старости и старым людям нуждаются в критике, так как на уровне обыденного сознания их влияние еще нередко со­храняется. Повышение в общественном мнении «ценности» юно­сти в западной культуре привело и к эволюции представлений о старости: как пишет Ф.Ариес, старик «исчез». Слово «старость» выпало из разговорного языка, ибо понятие «старик» стало резать слух, приобрело презрительный или покровительственный смыс­ловой оттенок и сменилось подвижным «очень хорошо сохранив­шиеся дамы и господа» [Ариес Ф., 1977].

Обращение к интегральной концепции жизненного цикла че­ловека позволяет осмыслить старость как противоречивый про­цесс, в котором наряду с инволюционными, деструктивными из­менениями действуют «противостарческие» адаптационные меха­низмы. Именно с ними наука связывает стратегию продления жизни. Значительные резервы гармонизации этого процесса со­держатся в духовной составляющей. Формирование позитивного образа старого человека средствами науки и искусства — суще­ственная предпосылка укрепления милосердных отношений меж­ду людьми и стабилизации жизни общества в условиях кризиса. Важным условием выживания граждан в российском обществе становится преодоление деформаций в общественном сознании, связанных со статусом различных поколений, спецификой отно­шений между ними.

На данном этапе почти не разработана проблема ценностей разных возрастных групп общества и влияния этих ценностей на жизнедеятельность этих групп. Отсутствует интеркультурный идеал детства, старости и отношений между поколениями. Высокий статус пожилых в традиционных цивилизациях ведет к их боль­шей социальной защищенности, чем в западной, ориентирует на более гармоничное взаимодействие всех поколений. Исследование отношений между поколениями, проведенное М. Коллером в рамках социальной геронтологии, обнаружило в качестве теоретически возможных семь способов взаимодействия между поколе­ниями. Шесть из них характеризуются тем, что благополучие од­ного поколения зиждется на ущемлении интересов других. Вари­ант, предполагающий сотрудничество и взаимное уважение меж­ду ними, представляется Коллеру совершенно утопическим. Сим­птомом западной культуры стали такие типы противоречий меж­ду поколениями, как «возрастизм» (Б.Ньюгартен), контр культура пожилых, «серые пантеры». Западная модель отношений между поколениями содержит в себе значительный деструктивный ком­понент, в связи с чем она была подвергнута критике на Всемир­ной Ассамблее ООН по старению (Вена, 1982). Модель меж поколенных отношений в традиционных цивилизациях сохраняет вы­сокий статус пожилых и находит адекватное место каждому поко­лению, в результате чего содержит в себе значительный запас устойчивости. Учет различных ценностных ориентации в европейской, евразийской и восточной ментальностях среди детей, мо­лодежи и пожилых людей может служить некоторым стимулом к размышлениям о себе и о том, что такое человеческий возраст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: