Сорокина

Одному из основоположников современной социологии рус­ско-американскому ученому Питириму Сорокину принадлежит оригинальная теория социокультурной динамики, разработанная на основе синтеза религиозных и научных представлений. Этим его подход отличается от взглядов большинства ученых, которые строят свои культурологические и социологические концепции на секулярной основе. Сорокин рассмотрел социокультурную дина­мику локальных цивилизаций от периода древней истории до со­временности, выявив закономерный характер перемещения цент­ров творческого лидерства. Анализируя состояние современного общественного самосознания, Сорокин подчеркивал устойчивую тенденцию осознания человечеством самого себя как целостного цивилизационного универсума [70].

Важное преимущество теории Сорокина состоит в том, что в качестве аксиологического базиса функционирования и чередова­ния социокультурных типов он выбрал комплекс тех фундамен­тальных ценностей, которые сформулированы в Нагорной пропо­веди, а также в этических системах других мировых религий. Эти ценности, как показал Сорокин, носят действительно универсаль­ный характер и управляют динамикой цивилизаций прошлого и на-

стоящего. Деградация этих ценностей неизбежно ведет к нравст­венной анархии и к снижению уровня культуры, что, по его мне­нию, характерно для современной западной цивилизации как ти­пичного общества с доминирующей чувственной ментальностью.

Ожидание глобального коллапса, почти неизбежного апока­липсиса, нашедшее отражение в трудах многих ученых второй половины XX в., не миновало и П. Сорокина. Завершая в 1962 г. автобиографию, он писал: «Сама судьба человечества балансирует на грани жизни и смерти. Вместо создания счастливой среды оби­тания «вожди слепые» и их недалекие последователи ведут чело­вечество от одной катастрофы к другой, пока не поставят его на край бессмысленной гибели».

Однако в целом в его трудах преобладали иные, оптимистические настроения. Вглядываясь в будущее, Сорокин умел разглядеть свет в конце туннеля. Известна историческая закономерность, в соответ­ствии с которой, писая он, «периоды катастроф отмечены дезинтег­рацией системы ценностей данного общества и ростом деморализа­ции, преступности, войн и кровавых столкновений, с одной стороны, а с другой — созидательной реинтеграцией новой системы ценностей. Если в этом судьбоносном противостоянии силы позитивной поля­ризации в конечном счете будут превалировать над силами негатив­ной поляризации, с человечеством будет все в порядке». Развивая эту точку зрения в собственном футурологическом прогнозе, Сорокин ставит перед собой задачу по возможности детализировать основные особенности своего оптимистического сценария.

В основе его прогноза лежит теория трех основных социокультур­ных типов. Чтобы обосновать эту теорию, в работе «Главные тенден­ции нашего времени» он формулирует концепцию истинной и абсо­лютной реальности [70]. По его мнению, усилия науки в нашу эпоху во все большей степени концентрируются на проблеме раскрытия сущности этого феномена. В этом, пишет Сорокин, проявляется ес­тественный отклик творческой мысли на современную «гигантскую задачу критического перехода и постпереходного будущего».

Как же он определяет это основополагающее для всего последую­щего анализа понятие абсолютной космической реальности-цен­ности? Отличительная черта научного стиля Сорокина — любовь к ясным, почти математически точным формулировкам. Но тут проис­ходит нечто удивительное: пытаясь раскрыть смысл нового для него понятия абсолютной космической реальности, он словно теряется, пишет, что для этого не хватает таких привычных терминов, как «материя», «качество», «количество», «время», «пространство»,

«субъект — объект», «причина — следствие» и т.д. Не будучи в силах подобрать необходимые слова, Сорокин в конце концов пишет об этой реальности: «Она не идентична ни с что, ни с кто, ни с материей, ни с духом, ни с субъектом, ни с объектом, ни с какой-либо иной ее дифференциацией и в то же время она заключает в себе все известные и неизвестные ее качества». Истина, необходи­мость которой Сорокин ясно ощущает, словно ускользает от него, и он не без некоторого раздражения восклицает, переходя на ла­тынь: «mysterium tremendum et fascionosum» («тайна ужасающая и захватывающая»).

Как же постичь эту почти неуловимую, но такую важную тайну? Решая эту задачу, Сорокин обращается к современной ин­тегральной теории познания, согласно которой существуют три различных канала получения информации — чувственный, рациональный и сверхчувственный — сверхрациональный, или интуи­тивный. Сверхсознательная интуиция — это тот инструмент, с помощью которого человек делает величайшие открытия во всех областях творческой деятельности. А первоисточником этих от­крытий является сверхсознание, управляющее интуицией.

Сверхсознательная интуиция качественно отличается от всех других форм познания реальности — чувственного восприятия, наблюдения, логического мышления и др. Сорокин перечисляет отличительные феноменологические признаки сверхчувственно­го и сверхрационального восприятия: спонтанность, непредсказу­емость, неконтролируемость, независимость от условий. Сверхсо­знательная интуиция лежит в основе всего логического познания и ценностного опыта. Еще одну особенность интуиции Сорокин выделяет особо: интуиция лишена эгоизма, она полностью и без­условно переступает его границы. «Руководимый сверхсознанием индивид, — пишет Сорокин, — становится его безличным инстру­ментом, поднявшись над ограничениями Эго».

Остановимся, чтобы сделать одно существенное замечание. Если «абсолютная космическая реальность» заключает в себе «все извест­ные и неизвестные качества», если она не что иное, как «божествен­ное Ничто», где omnia exeunt in mysterium (все переходит в тайну), и если, с другой стороны, первоисточником всех величайших достиже­ний и открытий является «сверхсознание», то не следует ли между ними поставить знак тождества? Это кажется совершенно естест­венным, и приходится только удивляться, что сам Сорокин этого шага не делает. И скорее всего не случайно: отождествление обоих терминов открывает путь к теологической или мистической интер-

претации смысла «истинной космической реальности». Но как следует из текста цитируемого труда Сорокина, делать этого он не желает, предпочитая сохранить понятийную неясность.

Вместо этого он решает другую задачу: систематизирует много­численные свидетельства в пользу концепции о фундаментальной роли сверхсознательной интуиции в процессах познания реаль­ности. С присущей ему обстоятельностью Сорокин ссылается на мнения не менее чем 40 ученых, философов, деятелей искусства, приводит многочисленные примеры. Все это позволяет ему сде­лать однозначный вывод: «Итак, об интегральной концепции аб­солютной реальности, познания и творчества сказано достаточно».

Для решения основной задачи предпринятого Сорокиным ис­следования — определения главных тенденций нашего времени — эта концепция играет основополагающую, фундаментальную роль. Остается только удивляться, что этот важный момент поче­му-то ускользнул от внимания практически всех исследователей творческого наследия ученого. Между тем, обращаясь к тексту работы, нетрудно проследить, что именно на базе этой концепции Сорокин выстраивает все свои последующие идеи — об интеграль­ной теории личности, о творческой неэгоистической любви, о кон­вергенции капиталистической и социалистической систем, о ста­новлении интегрального социокультурного строя.

Правильно предвосхитив фундаментальное значение проблемы сверхрациональной интуиции и ее первоисточника — «истинной кос­мической реальности», — Сорокин по состоянию науки своего време­ни был лишён возможности сделать следующий шаг и ответить на вопрос, какой физический референт стоит за этим своеобразным docta ignorantia — знающим незнанием (термин Николая Кузанского).

Рассмотрению проблем этой истинной космической реальнос­ти, которая во времена Сорокина оставалась еще за границей «зна­ющего незнания», но с раскрытием которой он связывал свой оп­тимистический футурологический прогноз, посвящены следую­щие, четвертая и пятая, части книги. Будущее мировой цивилиза­ции как целостной самоорганизующейся системы Сорокин связывал с утверждением интегрального типа культуры, который, по его мнению, объединит все лучшее черты предшествующих типов. Признавая, что современное общество как на Западе, так и на Востоке находится в состоянии глубокого кризиса, Питирим Сорокин обосновывал оптимистический прогноз: человечество ждет не гибель, а конец чувственного и начало нового, интеграль­ного эволюционного цикла мировой цивилизации.

Часть 4

______________________________________________

НИЧТО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: