Одному из основоположников современной социологии русско-американскому ученому Питириму Сорокину принадлежит оригинальная теория социокультурной динамики, разработанная на основе синтеза религиозных и научных представлений. Этим его подход отличается от взглядов большинства ученых, которые строят свои культурологические и социологические концепции на секулярной основе. Сорокин рассмотрел социокультурную динамику локальных цивилизаций от периода древней истории до современности, выявив закономерный характер перемещения центров творческого лидерства. Анализируя состояние современного общественного самосознания, Сорокин подчеркивал устойчивую тенденцию осознания человечеством самого себя как целостного цивилизационного универсума [70].
Важное преимущество теории Сорокина состоит в том, что в качестве аксиологического базиса функционирования и чередования социокультурных типов он выбрал комплекс тех фундаментальных ценностей, которые сформулированы в Нагорной проповеди, а также в этических системах других мировых религий. Эти ценности, как показал Сорокин, носят действительно универсальный характер и управляют динамикой цивилизаций прошлого и на-
|
|
стоящего. Деградация этих ценностей неизбежно ведет к нравственной анархии и к снижению уровня культуры, что, по его мнению, характерно для современной западной цивилизации как типичного общества с доминирующей чувственной ментальностью.
Ожидание глобального коллапса, почти неизбежного апокалипсиса, нашедшее отражение в трудах многих ученых второй половины XX в., не миновало и П. Сорокина. Завершая в 1962 г. автобиографию, он писал: «Сама судьба человечества балансирует на грани жизни и смерти. Вместо создания счастливой среды обитания «вожди слепые» и их недалекие последователи ведут человечество от одной катастрофы к другой, пока не поставят его на край бессмысленной гибели».
Однако в целом в его трудах преобладали иные, оптимистические настроения. Вглядываясь в будущее, Сорокин умел разглядеть свет в конце туннеля. Известна историческая закономерность, в соответствии с которой, писая он, «периоды катастроф отмечены дезинтеграцией системы ценностей данного общества и ростом деморализации, преступности, войн и кровавых столкновений, с одной стороны, а с другой — созидательной реинтеграцией новой системы ценностей. Если в этом судьбоносном противостоянии силы позитивной поляризации в конечном счете будут превалировать над силами негативной поляризации, с человечеством будет все в порядке». Развивая эту точку зрения в собственном футурологическом прогнозе, Сорокин ставит перед собой задачу по возможности детализировать основные особенности своего оптимистического сценария.
|
|
В основе его прогноза лежит теория трех основных социокультурных типов. Чтобы обосновать эту теорию, в работе «Главные тенденции нашего времени» он формулирует концепцию истинной и абсолютной реальности [70]. По его мнению, усилия науки в нашу эпоху во все большей степени концентрируются на проблеме раскрытия сущности этого феномена. В этом, пишет Сорокин, проявляется естественный отклик творческой мысли на современную «гигантскую задачу критического перехода и постпереходного будущего».
Как же он определяет это основополагающее для всего последующего анализа понятие абсолютной космической реальности-ценности? Отличительная черта научного стиля Сорокина — любовь к ясным, почти математически точным формулировкам. Но тут происходит нечто удивительное: пытаясь раскрыть смысл нового для него понятия абсолютной космической реальности, он словно теряется, пишет, что для этого не хватает таких привычных терминов, как «материя», «качество», «количество», «время», «пространство»,
«субъект — объект», «причина — следствие» и т.д. Не будучи в силах подобрать необходимые слова, Сорокин в конце концов пишет об этой реальности: «Она не идентична ни с что, ни с кто, ни с материей, ни с духом, ни с субъектом, ни с объектом, ни с какой-либо иной ее дифференциацией и в то же время она заключает в себе все известные и неизвестные ее качества». Истина, необходимость которой Сорокин ясно ощущает, словно ускользает от него, и он не без некоторого раздражения восклицает, переходя на латынь: «mysterium tremendum et fascionosum» («тайна ужасающая и захватывающая»).
Как же постичь эту почти неуловимую, но такую важную тайну? Решая эту задачу, Сорокин обращается к современной интегральной теории познания, согласно которой существуют три различных канала получения информации — чувственный, рациональный и сверхчувственный — сверхрациональный, или интуитивный. Сверхсознательная интуиция — это тот инструмент, с помощью которого человек делает величайшие открытия во всех областях творческой деятельности. А первоисточником этих открытий является сверхсознание, управляющее интуицией.
Сверхсознательная интуиция качественно отличается от всех других форм познания реальности — чувственного восприятия, наблюдения, логического мышления и др. Сорокин перечисляет отличительные феноменологические признаки сверхчувственного и сверхрационального восприятия: спонтанность, непредсказуемость, неконтролируемость, независимость от условий. Сверхсознательная интуиция лежит в основе всего логического познания и ценностного опыта. Еще одну особенность интуиции Сорокин выделяет особо: интуиция лишена эгоизма, она полностью и безусловно переступает его границы. «Руководимый сверхсознанием индивид, — пишет Сорокин, — становится его безличным инструментом, поднявшись над ограничениями Эго».
Остановимся, чтобы сделать одно существенное замечание. Если «абсолютная космическая реальность» заключает в себе «все известные и неизвестные качества», если она не что иное, как «божественное Ничто», где omnia exeunt in mysterium (все переходит в тайну), и если, с другой стороны, первоисточником всех величайших достижений и открытий является «сверхсознание», то не следует ли между ними поставить знак тождества? Это кажется совершенно естественным, и приходится только удивляться, что сам Сорокин этого шага не делает. И скорее всего не случайно: отождествление обоих терминов открывает путь к теологической или мистической интер-
претации смысла «истинной космической реальности». Но как следует из текста цитируемого труда Сорокина, делать этого он не желает, предпочитая сохранить понятийную неясность.
|
|
Вместо этого он решает другую задачу: систематизирует многочисленные свидетельства в пользу концепции о фундаментальной роли сверхсознательной интуиции в процессах познания реальности. С присущей ему обстоятельностью Сорокин ссылается на мнения не менее чем 40 ученых, философов, деятелей искусства, приводит многочисленные примеры. Все это позволяет ему сделать однозначный вывод: «Итак, об интегральной концепции абсолютной реальности, познания и творчества сказано достаточно».
Для решения основной задачи предпринятого Сорокиным исследования — определения главных тенденций нашего времени — эта концепция играет основополагающую, фундаментальную роль. Остается только удивляться, что этот важный момент почему-то ускользнул от внимания практически всех исследователей творческого наследия ученого. Между тем, обращаясь к тексту работы, нетрудно проследить, что именно на базе этой концепции Сорокин выстраивает все свои последующие идеи — об интегральной теории личности, о творческой неэгоистической любви, о конвергенции капиталистической и социалистической систем, о становлении интегрального социокультурного строя.
Правильно предвосхитив фундаментальное значение проблемы сверхрациональной интуиции и ее первоисточника — «истинной космической реальности», — Сорокин по состоянию науки своего времени был лишён возможности сделать следующий шаг и ответить на вопрос, какой физический референт стоит за этим своеобразным docta ignorantia — знающим незнанием (термин Николая Кузанского).
Рассмотрению проблем этой истинной космической реальности, которая во времена Сорокина оставалась еще за границей «знающего незнания», но с раскрытием которой он связывал свой оптимистический футурологический прогноз, посвящены следующие, четвертая и пятая, части книги. Будущее мировой цивилизации как целостной самоорганизующейся системы Сорокин связывал с утверждением интегрального типа культуры, который, по его мнению, объединит все лучшее черты предшествующих типов. Признавая, что современное общество как на Западе, так и на Востоке находится в состоянии глубокого кризиса, Питирим Сорокин обосновывал оптимистический прогноз: человечество ждет не гибель, а конец чувственного и начало нового, интегрального эволюционного цикла мировой цивилизации.
|
|
Часть 4
______________________________________________
НИЧТО