Парадоксальность взаимоотношений науки с религией состоит в том, что, находясь с ней в вековом конфликте, наука одновременно формулировала многие свои идеи под прямым влиянием вероучения. Именно таким путем основоположники классического естествознания Галилей, Декарт, Ньютон ввели в науку фундаментальные принципы абсолютных истин и абсолютно достоверного знания, концепцию двух взаимно дополняющих аспектов мира — res extensa и res cogitans, материи и духа и др. Работая над теорией относительности, Эйнштейн, в частности, опирался на философию пантеизма Спинозы. Влияние религиозной мысли можно проследить в квантовой теории. Автор теории множеств Георг Кантор признавался, что к ее созданию его подтолкнули размышления над смыслом христианского Символа веры о триединстве Бога.
Характеризуя взаимное влияние двух различных систем мышления — научной и религиозной, Вернер Гейзенберг писал, что «если они действительно взаимодействовали, т. е. имеют столько общего, что стало возможным их подлинное взаимодействие, то от этого можно было ожидать новых и интересных событий» [33]. Философ и физик-теоретик Ф. Капра опубликовал книгу «Дао физики», в которой для преодоления трудноразрешимых парадоксов ядерной физики и квантовой механики использовал интуитивно-созерцательные идеи философских и религиозных учений Востока [49].
|
|
Современный русский физик-теоретик, профессор Московского университета Ю.С. Владимиров считает, что в фундаментальной теоретической физике присутствует аналог Бога. Развивая это
положение, он предлагает следующее определение религии: это «та часть целостной системы представлений о сущности, о движущих началах и закономерностях всего мироздания, которое дополняет познанное человеком до целого и определяет его ориентацию и действие в непознанной совокупности мировых проблем и обстоятельств» [30]. С этим определением можно, однако, согласиться лишь отчасти: оно не содержит указаний, что знания о целом и его частях, которыми владеют наука и религия, имеют существенно различные основания. В первом случае это строгая научная методология, во втором — истины откровения и мифологическое сознание.
Но с другой стороны, проблема целостности научного отображения мира является предметом спора теоретиков. Профессор Кембриджского университета С. Хокинг полагает, что уже лет через 20 физикам удастся завершить работу над созданием полной теории, описывающей основные закономерности эволюции Вселенной. «И тогда, — пишет он в книге «Краткая история времени», — все мы, философы, ученые и просто обычные люди, сможем принять участие в дискуссии о том, почему так произошло, что существуем мы и существует Вселенная. И если будет найден ответ на такой вопрос, это будет полным триумфом человеческого разума, ибо тогда нам станет понятен замысел Бога» [147].
|
|
Но возможна и другая точка зрения. Можно предположить, что наш мир неисчерпаем, и уподобить его бесконечному множеству. Базой научного знания является подмножество изученных закономерностей. На долю религии остается область непознанного. И хотя сфера научного знания будет все время расширяться, нет оснований полагать, что область, остающаяся в ведении религии будет соответственно сужаться, так как граница непознанного уходит в бесконечность. Если принять такую точку зрения на эволюцию наук, то можно согласиться с мыслью Ю.С. Владимирова о том, что наука и религия позволяют нам — пусть очень неполно и с большими искажениями — построить целостный образ реальности.
В 1914 г. Б. Рассел опубликовал статью «Мистицизм и логика», которую начал со следующих слов: «Метафизика, или стремление постичь мыслью мир в целом, всегда развивалась в единстве и конфликте двух противоположных человеческих импульсов: один из них побуждал к мистицизму, другой — к науке. Некоторые люди достигают величия, следуя первому импульсу, некоторые — следуя только второму» [114]. Философы, продолжает далее Рассел, ощу-
шали всегда нужду одновременно в науке и в мистицизме, а потому преодоление этой изнуряющей альтернативы превращало философию в более высокое занятие, чем наука и религия.
В основе мистицизма как специфической методики познания реальности лежат три фундаментальных принципа. Во-первых, это убежденность в том, что основной способ познания есть интуиция, озарение, а не дискурсивный анализ. Во-вторых, это вера в существование слоя реальности, который скрыт «по ту сторону» материального мира и явлений, но содержит в себе все действительные механизмы, управляющие видимой Вселенной. В-третьих, утверждение, что мир этой истинной, высшей реальности не подчиняется закону времени, это сама вечность.
На существование этого мистического мира имеются разные точки зрения. Сторонники материалистической философии категорически отрицают эту возможность. Рассел занимает позицию скорее агностическую: «Мне ничего неизвестно о том, реален или нереален мир мистика. У меня нет желания ни отрицать его реальность, ни доказывать, что его откровение не является подлинным откровением» [114]. Справедливо, по мнению Рассела, другое утверждение: верно, что многие истины даются человеку путем инсайта, интуиции, но объективную научную ценность они могут приобрести только при том условии, что будут подкреплены фактами. Современный физик-теоретик Д. Бом делает следующий шаг и утверждает, что мир «высшей» реальности, скрытый пока от глаз наблюдателя и его приборов, вполне вероятно, существует на самом деле [24]. Еще дальше идет профессор Московского технического университета В.Н. Волченко, который убежден в реальном существовании этого «тонкого» мира [31]. Как видим, диапазон мнений по вопросу о скрытых слоях реальности, существование которых постулируются мистицизмом, весьма широк.
Известно определение, которое Кант дает трансцендентному (на латыни transcender — переступать): это «то, что существует вне сознания, недоступно ему и непознаваемо». Это определение восходит к средневековому философскому принципу ignoramus et ignorabimus — не знаем и никогда не узнаем. Но если главное свойство трансцендентных феноменов состоит в том, что они лежат за границами нашего опыта, то к этому определению логично добавить: опыта, данными которого мы располагаем сегодня. Вспомним приведенную выше аналогию между научным знанием и бесконечным множеством. У нас нет никаких научных доказательств, что в мире существуют такие феномены, которые были бы недо-
|
|
ступны нашему опыту и нашему разуму. А потому можно утверждать, что в мире нет непознаваемого, хотя имеется очень много непознанного.
И следовательно, логично поставить вопрос: не хранит ли этот трансцендентный опыт, выводящий нас за пределы существующей научной парадигмы, новой, скрытой пока от нас информации, владея которой мы могли бы намного более успешно решить весь комплекс проблем современной глобальной Мегабифуркации? Приступая к исследованию этого вопроса, мы должны понимать, что при этом предстоит подвергнуть проверке мысли, которые большинство ученых сочтет еретическими и запретными.
В книге «Творец и робот» Норберт Винер пишет, что если браться за это дело, то приступать к нему надо со всей серьезностью, невзирая на риск впасть в ересь и получить за это духовное проклятие. «На этот риск, — пишет Винер, — нужно идти честно и смело! Говоря словами кальвиниста: готов ли ты быть проклятым ради вящей славы Господа?» [29].
Приступая к исследованию проблемы трансцендентного знания, имеющего научную ценность, мы можем использовать три взаимно дополняющих источника информации: религию, мистические учения и объективные сведения о феноменах, которые не находят интерпретации в рамках существующей научной парадигмы.
Глава 4.2