Идея Ничто как трансцендентной высшей сущности обстоятельно исследовалась в трудах русских философов середины XIX — начала XX вв. Русская философская мысль этого времени развивалась почти исключительно в русле православной традиции, однако в вопросе о трансцендентной высшей сущности многие суждения русских философов носили если не еретический, то, во всяком случае, нетрадиционный характер. Нас будет интересовать именно этот аспект их творческого наследия, поскольку он позволит более глубоко раскрыть нашу проблематику.
Русская философия вообще плохо известна на Западе. Между тем, возникнув на стыке двух культур — греко-византийской и западной, — а затем обретя собственный неповторимый стиль творческого мышления, она сумела внести в фонд мировой культуры до сих пор по-настоящему не оцененный значительный вклад. Это произошло отчасти под давлением официальной советской идеологии, адепты которой считали все движения мысли, не укладывавшиеся в собственную догматику, либо ненужными, либо вредными.
|
|
Чтобы у читателя не сложилось впечатления о сравнительно позднем становлении в России оригинальных направлений философской мысли, напомним о том мировоззренческом противостоянии осифлянства и заволжского движения, которое имело место в средневековой Руси в XV в. и о котором шла речь в ч. 2 в связи с формированием российского типа государственности на путях выхода из системного кризиса.
Эта довольно жесткая борьба, закончившаяся победой первой стороны, носила в своей основе идейный, философско-теологический характер. Мировоззрение лидера первого из этих направлений преподобного Иосифа Волоцкого определялось идеей социально-
го служения церкви. Его последователи, осифляне в значительной мере переориентировали это учение на служение самодержавному государству.
Лидеры заволжского движения Нил Сорский и «князь-инок» Вассиан Патрикеев ориентировали своих последователей на нестяжательство и на «мысленное делание» в духовной жизни. Сравнивая оба направления, историк русского богословия протоиерей Георгий Флоровский писал: «Разногласие между осифлянством и заволжским движением можно свести к такому противопоставлению: завоевание мира на путях внешней работы в нем или преодоление мира через преображение и воспитание нового человека, через становление новой личности. Второй путь можно назвать и путем культурного творчества» [140]. Нетрудно заметить, что движение по этому второму пути вступало в перекличку с идеями европейской реформации. Однако историческая обстановка в XV в. была такова, что эти ростки русской Реформации не смогли получить развития.
|
|
В первой половине XIX в. русская философия стараниями славянофилов вышла из-под опеки богословия на путь самостоятельного развития. Первые ее шаги — я имею в виду ту проблему, которую мы обсуждаем, — еще очень робкие, по существу это отдельные проблески свежей мысли. Ивану Киреевскому принадлежит идея невыразимости мысли: никакая мысль не может считаться зрелой, если она не развилась до невыразимости в слове. Он пишет о «верующем мышлении» — об интуиции, которая выше рациональности, выше дискурса. Вторая идея, которую отстаивает Киреевский, — это соборность, стремление к целостному восприятию действительности. Европейские философы, пишет он, «одним чувством понимают нравственность, другим — изящное, полезное — опять особым способом, истинное понимают они отвлеченным рассудком, и ни одна способность не знает, что делает другая». Нужна новая философия, продолжает Киреевский, которая поставит своей целью поиски «того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума». Читая эти слова, начинаешь думать, что Иван Киреевский за полтора столетия угадывал постановку основных проблем синергетического мышления [34].
Сходные суждения высказывал и другой представитель раннего этапа русской философской мысли — Алексей Хомяков. Вот только один пример: «Лица, связанные между собой живой органической целью, невольно и постоянно действуют друг на друга;
но для этого нужно, чтобы между ними была органическая связь. Разрушьте ее, и живое целое обратится в прах, и люди-пылинки станут чужды друг другу». Прервем на этом разговор о раннем этапе русской философии. Тем читателям, у кого эти работы вызвали интерес, можно рекомендовать превосходную книгу современного русского философа Ф.И. Гиренка «Патология русского ума (картография дословности)» [34].
Вершиной работы русской философской мысли XIX в. было творчество Владимира Соловьева, — самого крупного русского философа этого времени. Развивая идеи неоплатонизма, он создал учение о Софии — идеальном, совершенном человечестве (от греч. sophia — мудрость). Традиция русской религиозной философии рассматривает Софию как творческую премудрость Божию, которая содержит всю природу и одновременно является идеей самого человечества. Используя эту идею, Соловьев создает собственное учение о Софии — софиологию, в основе которой лежит представление о Божественной триаде: Абсолют — Логос — София. Божественное начало единства присутствует во всех трех сферах. «Но в первой сфере это «все» само по себе существует только потенциально, во второй — только идеально и лишь в третьей получает действительное существование... Только здесь объект божественного действия становится настоящим актуальным субъектом и самое действие становится настоящим взаимодействием» [122].
София — это «первообразное человечество, душа мира», — представляет собой идеальное начало и норму жизни всех живых существ, это «сущий субъект тварного бытия и сущий объект божественного действия». Мировой процесс представляется Соловьеву в форме художественно-философской драматической картины противоборства космического ума (Абсолют) в союзе с Мировой Душой (София), с одной стороны, и темных сил хаоса — с другой. Цель этого космического конфликта — внесение через человека, наделенного самосознанием, света и жизни в природу, «преображение материи через воплощение в ней другого, сверхматериального начала». В этом Соловьеву видится высшая цель исторического процесса.
Если высокие абстракции религиозно-философской теории Соловьева перевести на язык современных научных терминов, то станет ясно, что ему удалось заглянуть в самый центр наиболее острых проблем, обсуждаемых в настоящее время наукой. Сделано это было в поэтической и довольно туманной форме, но не следует забывать, что впереди оставалось целое столетие напряженных
|
|
творческих исканий. Хаос, о противостоянии с которым пишет философ, — это первые, пока еще отдаленные отзвуки того глобального Мегакризиса, перед грозным ликом которого стоит сегодня мировое сообщество. Принципиальное отличие теории Соловьева от учения Платона и неоплатоников, а также от теории Гегеля и его последователей состоит в том, что в его софиологии главным субъектом мирового исторического процесса выступает непосредственно само человечество, хотя и в идеализированном камуфляже. Если отвлечься от религиозных и мистических терминов, то Абсолют Соловьева можно интерпретировать как центральный элемент синергетической триады, главная функция которой состоит в решении проблемы перехода к устойчивому развитию, а действующим субъектом является человечество.
Разумеется, эти идеи Соловьева далеки от завершения, а отчасти и разрозненны, но иначе и не могло быть, так как речь шла о таких областях человеческого знания, которые касаются догадок о тайном смысле трансцендентного Абсолюта и прояснение которых возможно только на основе принципиально новых фундаментальных экспериментов. Заслуга Владимира Соловьева состоит в том, что ему удалось приблизиться к переднему краю позитивного знания, доступного его эпохе, и, опираясь на собственную интуицию, даже заглянуть за его пределы.
Можно думать, что двигало им в этих поисках новых путей в жизнестойкое будущее предощущение близящейся бури. Пессимизм и эсхатология философии Соловьева отразили мироощущение той предгрозовой эпохи. Вспоминая труды своего отца, известного русского историка Сергея Соловьева, он писал, что «современное человечество есть больной старик, всемирная история внутренне кончилась — это была любимая мысль моего отца... Историческая драма сыграна, и остался один эпилог, который, впрочем, как у Ибсена, может растянуться на пять актов. Но содержание их в существе дела заранее известно» [122].
|
|
В конце своего жизненного пути, на рубеже XIX и XX вв., Соловьев пишет свое гениальное произведение «Повесть об Антихристе». Перед читателем развертываются апокалиптические картины последней битвы сил света с силами хаоса, которые умело принимают личину добра и прогресса. На короткое время власть переходит к Антихристу, выступающему в облике филантропа и защитника прав человека. Но в конечном счете силы зла обречены, добро неодолимо.
Глубокая и оригинальная разработка темы космического процесса творения принадлежит другому крупному русскому философу — Николаю Бердяеву. Если Абсолют есть совершенная полнота и самодостаточность, то он лишен внутренних противоречий, служащих источником самодвижения, и, следовательно, из него нельзя вывести миротворения. Если Ничто есть синоним Абсолюта, то в нем нельзя мыслить движения, созидающего внешний для Абсолюта порядок бытия. Для решения проблемы необходимо признать внутренний конфликт в Абсолюте. Это и есть то, пишет Бердяев в книге «О назначении человека», что Якоб Беме называл теогоническим процессом, вечным творением божества из Un-grund'a (Ungrund по-немецки значит безосновность) [17].
Этот процесс вечного, неостановимого творения возможен только в том случае, если в Ничто, в изначальном небытии коренится свобода. И следовательно, во вторичном мире, где есть тварность и человек, можно мыслить несотворенную свободу, причем мыслить вне Бога. Мир и его центр — человек — творение Бога через идеи — одновременно есть и дитя несотворенной мэонической свободы. Этот элемент мэонической свободы предшествует и Богу, и акту творения: Бог всесилен над бытием, которое он сотворил, но лишен всесилия над небытием. Бездонная свобода, уходящая в Ничто, вошла в мир сотворенный, и это она принесла в мир заключенный в ней потенциал зла. Бог разделяет судьбу созданного им мира, в который при творении вошло зло, привнесенное в него несотворенной свободой. Бог страдает вместе с миром, жертвует собой ради человека.
Развивая эти идеи, Бердяев предлагает собственное толкование мифа о творении. Предвечны, никем не сотворены Ничто и связанная с ним мэоническая свобода (напомним: maeon по-гречески и означает ничто, отсутствие бытия). По сравнению с этим первичным Бытием мир вторичен, космология вторична по сравнению с онтологией. Если это Ничто есть изначальная, бездонная свобода, мэоническая, несотворенная, то, признает Бердяев, за этим стоит непроницаемая тайна. Однако на путях познания этой тайны мы достигаем осмысленных результатов.
В этой тайне, продолжает Бердяев, скрыта трагедия, драматический конфликт. Есть, однако, два понимания трагедии. Античная философия имеет дело с трагедией рока, неотвратимой судьбы, перед губительной и жестокой властью которой можно только терпеливо смиряться. Но возможно и другое понимание трагедии: рок есть дитя свободы, трагична сама свобода, так как свобода —
это не всегда возможность выбора. Свободное сознание преодолевает силу рока, освобождает человеческий дух от власти мира, от власти космических сил. Трагедия и страдание есть плата за эту свободу. Поэтому мэоническая свобода позволяет объяснить не только зло, но и свободный творческий порыв свободной человеческой личности. Страдания и несчастья есть плата за свободу.
Философ Николай Бердяев — искренний и последовательный певец человеческой свободы. «В принципе laisser faire (свобода действий по-французски), столь ложном в экономической жизни, — пишет он, — есть доля правды для нравственной и духовной жизни человека. Нужно дать человеку возможность обнаружить его творческую энергию и творческие дары, не задавливать его внешними предписаниями и не опутывать его жизнь неисчислимым количеством норм и табу. Неверно думать, что культ Творчества есть культ новизны и будущего. Подлинное творчество обращено не к старому и не к новому, а к вечному. Но творческий акт, обращенный к вечному, может иметь своим результатом и продуктом новое, то есть проецированное во времени. Творчество может дать блаженство, счастье. Но это есть лишь последствия. Никогда блаженство, счастье не является целью творчества, и творчество знает свои муки и страдания... Этика творчества есть этика борьбы и созерцания, этика любви в борьбе и в созерцании. Преодолевая противоположность между любовью и созерцанием, этика творчества преодолевает противоположность и между этикой аристократической и этикой демократической. Это есть этика восхождения и нисхождения человека» [18].
Заканчивая эту длинную цитату, заметим: трудно более четко и ясно вести пропаганду философии экзистенциализма, одним из основоположников которой был Николай Бердяев.
А теперь вернемся немного назад и дадим, как это мы делали и раньше, небольшой терминологический комментарий к концепции Бердяева о мэоне и мэонической свободе. О возможном смысле понятия «мэон» речь пойдет в следующих главах. Понятие свободы как возможности выбора из альтернативных вариантов укладывается в синергетическую теорию. А таинственная и трагическая имманентная противоречивость Ничто — свидетельство его нелинейной внутренней структуры. И снова, отсылая к следующим главам, добавим: а также флуктуации как имманентного свойства этой структуры.
Весьма обстоятельное исследование проблемы Ничто выполнено русским философом, экономистом и богословом Сергеем
Булгаковым в книге «Свет невечерний». В этой работе проведен редкий по полноте аналитический обзор философских, религиозных и мистических работ по проблемам божественного Ничто, антиномий религиозного сознания и апофатического, или отрицательного, богословия [25].
Для наших целей особенно интересна та интерпретация, которую Булгаков дает учению отрицательного богословия о Ничто в тех версиях, которые восходят к философии Плотина, иудейскому учению Каббалы и сочинениям Я. Бёме. Понимаемое в этой традиции Ничто, или мэон, означает изначальное бытие в его неподвижной глубине и первооснове. Это божественное Ничто и есть мэонная ночь небытия и неразличенности, бесформенности и аморфности, но вместе с тем и первооснова бытия (Grund и Urgrund — основа и праоснова — немецких мистиков) [25].
Это Ничто представляет собой аналогию Nichts, которым начинается диалектика бытия в «Логике» Гегеля. «В Ничто, — пишет Булгаков, — все, и в этом смысле оно есть все в его единстве. Родится не только мир, но и Бог, ибо и Бог здесь родится в Ничто и из Ничто, его бытие тоже есть лишь особый вид бытия, соотносительный бытию мира... Онтологически единосущны и мир, и Бог, поскольку оба они суть модусы Ничто, в котором возникает все».
Переход из первоначального Ничто в нечто, отмечает Булгаков, описывается в различных метафизических и мистических системах по-разному. Система религиозного монизма может принимать различные формы в зависимости от того, каким образом разрешается вопрос о происхождении множественности — Бога и мира — в едином Ничто. Возможно, в частности, и такое разрешение этого вопроса через фата-моргану, обман чувств: истина в том, что мира нет, он всего лишь иллюзия. Такова философия индуизма, а в европейской философии ее представителем является А. Шопенгауэр — это уже антикосмизм.
Еще один русский мыслитель, о котором пойдет речь, — Павел Флоренский — был человеком исключительно и разносторонне одаренным: философ и богослов, физик и технолог, математик и поэт. Этот человек, которого знавшие его достаточно хорошо сравнивали по масштабу личности и таланта с Леонардо да Винчи, был уничтожен в сталинских концлагерях. Упомянем те из его многочисленных идей, которые могут быть полезны для более глубокого раскрытия нашей темы. Во-первых, это концепция антиномичности мира вообще и жизни в частности. Напомним, что антиномия —
это противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым (например, прерывность и непрерывность материи). Вот интересное признание, сделанное по этому поводу самим Флоренским: «Закон накладывается на мой ум, как стальное ярмо, как гнет и оковы. Исключения из законов, разрывы закономерности были моим умственным стимулом. Если наука борется с явлениями, покоряя их закону, то я втайне боролся с законами, бунтуя против них действительные явления. Закономерность была врагом моим; узнав о каком-либо законе природы, я только тогда успокаивался, когда отыскивалось и исключение из этого закона» [139].
Во-вторых, это концепция бинарной структуры Вселенной, высказанная в его работе «Мнимости в геометрии» [137]. В-третьих, вытекающая из этой концепции гипотеза о возможности получения энергии из квантового вакуума при определенном сочетании вещественной и пространственной среды. В-четвертых, классификация видов познания: «омоусианский», или интуитивный, духовный, и «омиусианский», рассудочный. К сожалению, трагическая участь ученого отразилась и на судьбе его творческого наследия: оно дошло до нас в неполном виде, а многие замыслы Флоренскому не удалось завершить.
Глава 4.5