Если в самом общем виде суммировать все, о чем шла речь в предыдущих главах и что можно было бы оценить как нечто, выходящее за пределы мистических и религиозных представлений, то мы получим следующий результат: не исключено, что в Универсуме существует некий семантический, или смыслосодержащий, центр. Для номинации этого центра воспользуемся термином мэон, который ввел еще Платон. Мэон должен обладать весьма необычными свойствами. Во-первых, он находится вне стандартной пространственно-временной структуры нашей Вселенной. Во-вторых, он является первым, центральным элементом триады, вторым элементом которой являются объекты материального мира, и в первую очередь человек, а третьим — потоки информации, свя-
зывающие их между собой. И последнее: элементы триады самосогласованы, и, следовательно, триада является синергетической.
Возникает вопрос: нельзя ли в качестве четвертого априорного свойства мэона назвать наличие у него самосознания или каких-либо еще антропоморфных качеств? Однако никому из тех, кто задумывался над этим вопросом, не удалось найти никаких объективных аргументов для положительного ответа на него. Во всех случаях речь шла о мистическом откровении.
|
|
Чтобы более убедительно показать бесперспективность попыток дать на этот вопрос иной ответ, рассмотрим в качестве конкретного примера рассуждения современного австрийского философа и теолога Э. Корета [159]. «Праистина, — пишет он в книге «Основы метафизики» — онтологическая истина в абсолютном смысле — обосновывает и подтверждает оптическую истину всего сущего. Благодаря абсолютному бытию все, что есть, положено в бытие. Но если абсолютное бытие есть абсолютное знание, то все сущее проистекает из знания абсолюта, им помыслено и спроектировано».
В основе этого рассуждения лежит несколько логических ошибок. Нет оснований постулировать существование «праистины» как установленный достоверно факт. Нельзя ставить знак равенства сначала между этой «праистиной» и абсолютным знанием, а затем между этим знанием и знанием абсолюта как субъекта, обладающего когнитивной способностью. Ни одно из этих утверждений не обосновано не только эмпирически, но и логически.
Используя для описания свойств мэона научную терминологию, мы придали этой его характеристике внешнюю форму гипотезы. Спрашивается, есть ли у нас основания придать этому предположению статус научной гипотезы и по существу?
Сделать это нельзя: та информация, которая излагалась в предыдущих главах, для такого заключения оснований не дает. Попытавшись придать этой информации наукообразную форму, мы ни в малой степени не изменили ее существа как мифа. Но вот что удивительно: две с половиной тысячи лет самые светлые умы человечества с поразительным упорством вновь и вновь возвращаются к этому мифу, стремясь придать ему все более отточенную и совершенную форму. Разумеется, здесь сказывалось давление религиозного заказа. Но в предыдущих главах мы показали, как подчас далеко от религиозного канона уходила смелая философская мысль. Это совершенно исключительное упорство наводит на предположение, что, быть может, за этим мифом идеационной триады, о которой первым писал еще Платон, и в самом деле стоит
|
|
некая неизвестная пока науке, но в действительности существующая объективно реальность.
Чтобы попытаться перейти к гипотезе от этого предположения, единственным основанием для которого служит миф, воспроизводимый с редкостным упорством разными людьми в разных странах и в разные исторические эпохи, надо сначала составить продуманную программу последовательных шагов к этой цели. Прежде всего, очевидно, следует попытаться найти сумму достоверных фактов, которые можно было бы интерпретировать как эмпирическое обоснование гипотезы о мэоне. Это должны быть сведения о таких феноменах, которым не удается дать объяснения с помощью известных теорий и которые не могут быть поняты, если исходить из существующей научной парадигмы.
История науки знает примеры таких явлений, которые иногда поначалу казались не имеющими смысла, но впоследствии оказывались превосходным подтверждением новых теорий. В 1827 г. ботаник Р. Броун описал хаотическое движение цветочной пыльцы, размещенной на поверхности воды. Появились предположения, что эти движения — результат жизненной активности пыльцы. И только в начале XX в. Ж. Перрен и А. Эйнштейн показали, что этот эффект, получивший название броуновского движения, обусловлен тепловым движением молекул воды. Этот результат способствовал тому, что молекулярная теория газов и жидкостей получила общее признание.
В 1965 г. А. Пензиас и Р. Вильсон исследовали радиоизлучение, идущее из разных областей Вселенной. Был обнаружен странный эффект: если исключить излучение, поступающее от звезд и других локализованных источников, то получалось, что всюду во Вселенной равномерно «разлито» радиоизлучение с температурой около 4 градусов Кельвина. Экспериментаторы, обнаружившие этот эффект, поначалу решили, что его вызывают голуби, гнездящиеся на крыше радиотелескопа, и принялись гонять несчастных птиц.
Но группа теоретиков из Принстона, узнав об этом эффекте, предложила другое объяснение. Если Вселенная около 15 млрд. лет назад возникла в результате Большого Взрыва, когда ее температура была предельно высока, а все последующее время расширялась, то в нашу эпоху космос должен быть насыщен остаточным излучением с температурой около 3-4°К. Это и было то самое реликтовое излучение, которое обнаружили Пензиас и Вильсон и
открытие которого послужило одним из эмпирических доказательств справедливости теории Большого Взрыва.
Может показаться, что подобный путь утверждения научных истин есть не что иное, как метод индукции, которым предпочитал пользоваться Ньютон (вспомним его девиз «hypotheses поп fingo» ~ «гипотез не измышляю»). Но это не так: в обоих наших примерах индукция могла приводить лишь к догадкам о жизненной активности пыльцы и обвинениям ни в чем не повинных голубей. Здесь работал метод, который американский философ и логик Чарльз Пирс назвал абдукцией: прямая логическая связь между самим фактом и его теоретическим объяснением отсутствует. Абдукция {abduction) — это логический силлогизм, малая посылка которого является лишь вероятной. В этом методе проявляются не простые индуктивные причинно-следственные связи классического миропредставления, а синергетические принципы связи всего со всем.
|
|
Очевидно, абдукция — это именно тот методологический прием, на который следует ориентироваться при решении нашей задачи. Возникает следующий вопрос: если, используя эту методологию, нам удастся перейти от мэонического мифа к мэонической гипотезе, то не будет ли у нас возможностей сделать еще один шаг и перейти от гипотезы к теории? Учитывая, что пока мы не располагаем решительно ничем, кроме мифа, это очень непростое дело. Но попытаться взяться за него можно.
Для этого следующего шага также есть методологические предпосылки, которые можно найти, обращаясь к работам Ч. Пирса, Т. Куна, К. Погшера, И. Лакатоша, Р. Карнапа, У. Куэйна, В.А. Фока, П. Фейерабенда. У Фока и Карнапа можно позаимствовать идею о построении такой теории как иерархического ряда последовательных приближений. Другая полезная идея тех же авторов — принцип релятивизма: установление границ онтологических притязаний теоретических моделей. Этот принцип дополняется концепцией Куэйна и Лакатоша о признании «равноправия» альтернативных теоретических моделей: каждая из таких теорий базируется на таких предположениях, которые отсутствуют в другой. Очевидно, эта концепция значительно расширяет принцип релятивности.
Если удается перейти от гипотезы к теории, то возникает проблема ее верификации. Вспомним в этой связи философию фалли-билизма, о которой говорилось в ч. 1. Основной принцип этой философии ее создатель Ч. Пирс сформулировал в следующих
словах: все достойное называться истиной является недостоверным и должно быть подвержено исправлению.
Пирс пояснял эту идею с помощью антифундаменталистской метафоры. Представим себе, говорил он, будто мы идем по нетвердой болотистой почве, и это замечательно, потому что, будь эта почва твердой, нам не требовалось бы с нее куда-то уходить. Согласно другой метафоре Пирса, познание начинается с «метода авторитета»: истина — это то, что считают верным авторитеты. Потом мы начинаем осознавать, что это не так и заблуждаться может даже сам папа римский. И тогда мы приходим к «методу, согласному с разумом», т. е. к классическому рационализму. И, наконец, понимаем, что оба метода недостойны полного признания.
|
|
Существуют разные подходы к задаче верификации теории. Прежде всего это ее способность дать приемлемую интерпретацию совокупности исходных фактов, а потом предсказать новые явления, которые ранее не были обнаружены. Затем это возможность использовать рекомендации этой теории для решения практических прикладных задач.
Поппер считает все это недостаточным и предлагает принцип фальсифицируемости: теорию можно считать верной, если существует возможность проверить противоположное утверждение. Философия науки, которую развивает Карнап, более традиционна: он полагает, что если теория выдерживает последующие проверки, то, значит, она содержит некоторую часть правильных знаний о мире.
Приняв на вооружение этот методологический инструментарий, перейдем к формулированию гипотезы о мэоне и его свойствах.
Глава 4.6