Как написать информационное сообщение

Развитие информационных технологий привело к тому, что появилась возможность быстро передавать большие объемы информации, но при этом размер каждого конкретного материала стало необходимо сокращать. Ведь новостей стало больше, а времени на их восприятие — меньше. Возник жанр «информационное сообщение», где в 10-15 строчках описывается какое-либо событие. Информационное сообщение строится по одному закону, который нам всем нужно изучить и использовать.

Закономерен вопрос: «Насколько информация, исходящая от НПО, носит новостной характер?» На наш взгляд деятельность НПО на благо общества сама по себе может быть новостью. Нужно лишь придать информации о ней определенные, привычные журналисту и аудитории СМИ, черты.

Что всегда нужно помнить, готовя информационное сообщение? В тексте должна четко прослеживаться одна основная мысль (акцент). Все остальное пусть ее дополняет. Если этих акцентов несколько, то не обижайтесь, когда журналист выделит не самую ключевую идею. Для того чтобы материал «заиграл» в нужном вам свете «подскажите» журналисту, на что обратить внимание.

Структура любой новости выглядит следующим образом:

заголовок

лид

основной текст

детали

Эту структуру принято называть «перевернутой пирамидой». Первая часть — лид — суммирует новости. Основная часть продолжает драматическое течение новости, добавляя детализацию или хронологию событий. В третьей — дается дополнительная информация (справка, разъяснение терминов, описание более ранних событий).

Второй абзац может также ввести новый элемент в повествование, вместо того, чтобы распространять лид. В этом случае повествование должно быстро вернуться в прежнее русло, чтобы лид не повис в воздухе.

Информация располагается по абзацам в соответствии с убыванием значимости. Заключение подытоживает написанное и дает возможность повторить основную мысль.

Такое структурирование новости удобно и для редактирования — редактор всегда может сократить материал без ущерба для смысла. В этом смысле следует отличать новость, новостной материал от аналитической статьи или очерка. Новостной материал универсален для использования и прост для сокращения. В новостном материале, по возможности, следует избегать излишних литературных красивостей, длинных предложений и фраз. В определенном смысле, при написании новостного материала приходится наступать на горло собственной песне. Эмоциональную окраску материалу должны придавать факты, экспертные оценки и комментарии, а не восклицания «доколе!».

Если журналист и его редактор заинтересуются вашей информацией, они вам закажут более подробный материал или попросят предоставить дополнительную информацию.

Термином «лид» в журналисткой науке обозначается главная мысль статьи. Наверняка вы замечали, в газетах первые три-четыре строки после заголовка часто зрительно выделяют (жирным курсивом или другим шрифтом). В этих строках заключается основной смысл материала. Читатель либо заинтересуется, прочитав их, либо будет листать газету дальше. Заголовок, в свою очередь, должен эмоционально усиливать лид. Написание лида и заголовка — это очень важная часть работы по подготовке информационного сообщения. Поэтому ей нужно уделить особое внимание.

Лид является наиболее важным абзацем в тексте, так как должен вовлечь читателя в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес. Он должен осветить главную тему или наиболее важный элемент рассказа. Лид должен быть, насколько это возможно, кратким. Старайтесь, чтобы язык был максимально выразительным, предпочтительно используйте «активные» формы (вместо «была проведена» — «провели») и яркие существительные.

Очень часто лид сообщения решает его участь. Если не удалось заинтересовать журналиста первыми тремя строками, есть большая вероятность, что сообщение окажется в мусорной корзине. После этого логотип организации станет сигналом, что присланное не стоит читать вообще. И опять же, чем больше готов материал к публикации, тем меньше его будут править и тем меньше вероятность досадных ошибок.

Лид — это начало новости. Он, как правило, отвечает на пять основных вопросов: «кто?», «что?», «где?», «когда?», «почему?». Однако далеко не всегда есть необходимость давать ответы на все эти вопросы сразу в первой строке, все зависит от главной мысли текста, на чем вы хотите акцентировать внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: