РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА1
Надомное социально-бытовое обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов является одной из наиболее перспективных форм социального обслуживания пожилых людей. Оно позволяет решить бытовые и частично психологические проблемы пожилых (в частности, проблему одиночества) без помещения их в стационарные условия, например, в пансионат для ветеранов, геронто-логический центр или другое учреждение. Для большинства пожилых проживание в домашних условиях до тех пор, пока это будет целесообразно с точки зрения возможности организации полноценного и эффективного ухода за ними, является реальным проявлением гуманизма общества. Возможность пребывать в привычных условиях положительно влияет на состояние пожилых людей и, как свидетельствуют результаты исследований, продляет их жизнь. Однако даже в этих наиболее благоприятных для пожилых людей условиях жизнедеятельности специалистами отмечается значительное количество случаев ухудшения их психологического статуса. Так, например, в результате опроса социальных работников, работающих в системе надомного социального обслуживания, было выявлено, что в значительном количестве случаев имеет место заискивание клиента перед специалистами. Такое отношение к себе сами специалисты объясняют страхом пожилых людей лишиться услуг социального работника в условиях нарастающей собственной немощности. Последнее является одним из показателей часто осуществляющегося формирования особого состояния — состояния зависимости. Пожилой человек впадает в состояние зависимости от деятельности социальных служб, характера отношений
|
|
| зависимости между социальным работником и им как клиентом и, наконец, от социальной политики государства. Отмечается спе-
I циалистами и наличие у некоторых клиентов необоснованной агрессии по отношению к социальному работнику, стремление его унизить, что можно расценить не только как отсутствие навыков общения у клиента и определенного культурного уровня, но и как стремление «уравновесить» отношения, избавиться от чувства зависимости, сделав социального работника зависимым от
| своего настроения, капризности и т. п.
Таким образом, следует сделать вывод, что социальный работ-
I ник далеко не всегда может в своих исходных посылках в начале
1 Медведева Г. П. Роль психологической компетентности социального работника в организации социального обслуживания пожилых людей // Мир психологии. — 1999. - № 2. - С. 164-169.
взаимодействия с клиентом рассчитывать на то, что тот озабочен только лишь своими проблемами и готов включиться в диалог для их скорейшего разрешения; что настрой клиента на сотрудничество позитивен и конструктивен; что сам социальный работник вызовет у клиента исключительно положительные эмоции вследствие той роли, которую специалист играет по отношению к своему клиенту. К сожалению, далеко не всегда бывает так, что клиент приходит в социальную службу только лишь с надеждой на помощь, преисполнен готовности ее принять и заранее благодарен специалисту, начинающему работать с ним.
|
|
Если бы всегда при обращении индивида в социальную службу за помощью психологический статус его личности определялся только наличием проблемы, требующей взаимодействия с социальным работником с целью привлечения и использования профессиональных знаний и навыков последнего, то специалисту было бы существенно легче работать: разрешится проблема — психологический статус клиента изменится сам собой в положительную сторону, поскольку, обратившись к специалисту за помощью, клиент тем самым уже подсознательно настроен на положительное изменение своего состояния, в том числе и психологического статуса. Кроме того, в этом случае для социального работника уже не было бы трудностей в общении с клиентом вследствие полной готовности обоих субъектов взаимодействия к конструктивному сотрудничеству.
В реальной ситуации социальному работнику необходимо учитывать при анализе психологического статуса своего клиента возможное наличие отрицательной компоненты, привнесенной осознанием клиентом собственной ущербности, неполноценности, а вследствие этого униженности личности в связи с ограниченными физическими, психологическими, материальными или социальными возможностями. Не следует также обольщаться мыслью, что даже при самом благоприятном прогнозируемом результате взаимодействия чувства клиента, его отношение к самому себе и к специалисту социальной службы без особых усилий со стороны последнего будут носить только позитивный характер, определяемый надеждой на успешное сотрудничество.
В целом ситуации взаимодействия социальных работников и пожилых людей складываются самые разные и притом порой чрезвычайно сложные. И здесь решающую роль в обеспечении их как положительных играет социальный работник. Последний должен уметь проникать во внутренний мир клиента, воздействовать на него, понимая, в частности, особенности возраста людей, с которыми он контактирует.
Для пожилого возраста характерны довольно сильные эмоции. Старость, как известно, является «возрастом потерь», поэтому для пожилых людей более, чем для представителей других возра-
стных категорий, характерны утраты, состояние острого горя, фрустрации, одиночества, чувство невостребованности, которые, в силу возрастных изменений психики, носят особенный характер. Это требует от социального работника как непосредственного участника процесса взаимодействия, обязанного профессионально способствовать улучшению условий жизнедеятельности клиента, но и учета их в непосредственной работе. Следовательно, социальный работник должен обладать особым по сравнению со специалистами других сфер деятельности профессиональными знаниями и навыками, среди которых важное место занимает знание психологии и умение применять, в том числе дифференцирован-но, знания, полученные в ходе обучения, в своей конкретной деятельности.