О. Ю. Федотова

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ'

В настоящее время в 146 городах России работают около 250 служб «Телефон доверия». Все эти службы являются членами Рос­сийской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи (РАТЭПП).

Главные цели РАТЭПП:

- содействие развитию и становлению служб «Телефоны экст­ренной психологической помощи» (ТЭПП) на территории Рос­сии;

- гуманизация жизни общества, координация усилий специа­листов в области оказания экстренной психологической помощи по телефону для преодоления страдания, отчаяния, кризисных ситуаций;

- предупреждение асоциального поведения, суицидов, невро­зов и психосоматических расстройств;

- содействие раскрытию личностного потенциала человека, его саморазвитию, самореализации и самопознанию. <...>

Телефон экстренной психологической помощи («телефон до­верия») — одна из самых доступных, эффективных и дешевых психологических служб. Эти службы призваны оказывать психо­логическую помощь и поддержку всем категориям населения в любое время дня и ночи. По телефону доверия люди рассказывают / о проблемах, волнующих их, с наибольшей откровенностью.

Телефон доверия позволяет получать данные, малодоступные для других способов сбора информации, так как люди обращаются в службу добровольно, без какого бы то ни было явного или скры­того принуждения. По нашему мнению, эти данные являются сре­зом и индикатором социально-психологического состояния, харак­терного для всего населения района, региона, страны в целом.

Тенденция создания служб ТЭПП и рост числа обращений в них связана с тем, что большинство людей находятся в стрессо­вой ситуации, испытывают неуверенность в завтрашнем дне, страх перед будущим, неверие в себя, свои силы, они замучены неуря­дицами в семье, на работе и пр. Увеличиваются их психологичес­кое напряжение и душевный дискомфорт. Поэтому растет потреб­ность людей в доверительном разговоре о себе, о той ситуации, в которой они находятся, о том, что можно сделать, чтобы найти выход из создавшейся ситуации; в консультации психолога по раз­личным проблемам, возникающим на работе и в семье.

1 Федотова О. Ю. Телефон доверия в системе психологической помощи пожи­лым людям // Психология зрелости и старения. — 2000. — № 2(10). — С. 45 — 53.

Е.В.: А я помогу вам в этом. Давайте договоримся, что вы будете звонить мне раз в неделю с двумя подготовленными рассказами о радостных событиях вашей жизни. Каждый минут на десять. Как вам эта идея?

Л.К.: О, да это просто замечательно!

Е.В.: Конечно! Постепенно получится целое собрание рассказов, этакие «счастливые мемуары».

Л.К.: Да! Это великолепно! Это же настоящее занятие для меня!

Е.В.: Отлично! Но это еще не все. С этого дня вы начинаете со­ставлять «положительное досье» на вашего мужа. Вы будете состав­лять список его добрых дел, положительных качеств, просто чего-то приятного, что он для вас делал в течение всей жизни. Каждый день понемножку, но обязательно каждый день вспоминайте что-нибудь еще.

Л.К.: Елена Владимировна, конечно, он много делал хорошего, но сейчас он не заслуживает этого.

Е.В.: Людмила Карловна, на мой взгляд, он заслуживает этого уже потому, что все еще жив и вы не чувствуете себя одинокой. К тому же, кому это он на прошлой неделе приготовил замечательный обед?

Л.К.: Ах, Елена Владимировна, вы меня совершенно растрогали. Ну, конечно, конечно же, я буду составлять на него это «положительное досье».

Е.В.: Ну, вот и замечательно. Ну что ж, тогда до встречи?

Л.К.: До свидания. Мне теперь будет гораздо интереснее жить...»

Консультант приходит к выводу, что такой прием с метафорой и с радостными воспоминаниями можно успешно применять и к другим пожилым людям. Во-первых, это структурирует их время: они заняты составлением рассказов, им не скучно. Во-вторых, это направляет их мысли в положительную сторону. Кроме того, они чувствуют, что могут поделиться чем-то дорогим для них, что их жизнь, их опыт кому-то интересны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: