Роль тары и упаковки в материально-техническом обеспечении

Из-за недостаточного обеспечения тарой и упаковкой и плохого качества в России безвозвратно теряется ежегодно около 40 % фруктов и овощей, более 3 % мороженой рыбы, около 1 млн. тонн мяса и молока. Эти цифры показывают, что затраты на тару и упаковку несопоставимы со стоимостью готовой про­дукции. Неудовлетворительным является положение дел с про­изводством современного расфасовочно-упаковочного обору­дования, материалов для упаковки, высок износ основных фон­дов в этой индустрии.

Исправить сложившееся положение можно только при еди­ном государственном подходе к этой проблеме, основой которо­го в России является постановление Правительства РФ от 3 ав­густа 1996 г., № 936 «О комплексной программе развития инф­раструктуры товарных рынков Российской Федерации», в кото­ром представлена «Подсистема тароупаковочнои индустрии».

Указанная подсистема предусматривает подготовку норма­тивно-организационных мероприятий и производственных струк­тур, обеспечивающих повышение конкурентоспособности рос­сийских товаров за счет создания тароупаковочнои продукции, отвечающей мировым стандартам. В подсистеме планируется ряд мероприятий, направленных на повышение качества сырья для упаковочных материалов, современных технологий утилизации и вторичного использования тары и упаковки.

С позиций логистики упаковкаявляется комплексом средств, обеспечивающих гармонизацию учетно-договорной единицы (УДЕ) при физическом распределении и защиту продукции от повреждения и потерь в логистических операциях транспорти­ровки, складирования, грузопереработки и прочих.

Роль упаковки в современном логистическом менеджменте определяется следующими основными моментами:

1. Идентификация продукта и предоставление информации.

Важнейшая функция упаковки — это предоставление ин­формации о продукции, находящейся внутри ее различным группам потребителей: покупателям, продавцам, различным посред­никам (в том числе и логистическим) на всем протяжении ло­гистических цепей и каналов. Эта информация может переда­ваться с помощью надписей на упаковке, этикеток, штрих-ко­дов, маркировок и т. п. Таким образом, упаковка служит сред­ством передачи и предварительной обработки информацион­ных логистических потоков.

2. Повышение эффективности складирования, грузоперера-ботки, транспортировки и других операций физического распре­деления.

Пожалуй, наиболее важная роль упаковки с точки зрения логистического менеджмента заключается в облегчении проце­дур физического распределения (складирования, транспорти­ровки, грузопереработки и т. д.) для базисных логистических активностей за счет гармонизации и стандартизации типораз-мерных рядов тары и упаковки, согласования соответствующих УДЕ, выбора наиболее эффективных грузовых единиц при уп­равлении материальными потоками в логистических цепях. Унификация упаковки позволяет проектировать и применять стандартные ряды складского и газоперерабатывающего обо­рудования, унифицировать характеристики транспортных средств и за счет этого значительно уменьшить логистические издержки в физическом распределении.

При проектировании тары и упаковки в связи с этим необ­ходимо акцентировать внимание на трех аспектах. Во-первых, на геометрических размерах упаковки, которые должны соот­ветствовать применяемому грузоперерабатывающему оборудо­ванию и грузовместимости транспортных средств (использо­вать их с максимальной эффективностью). Во-вторых, на проч­ности упаковки, которая должна выдерживать определенный вес груза и давление извне. И конец, в-третьих, на форме упа­ковки (прямоугольная, кубическая, цилиндрическая и т. п.).

3. Связь с потребителем.

Так как важнейшей задачей логистики является улучшение качества потребительского сервиса, тара и упаковка должны удовлетворять требованиям конечных и промежуточных потре­бителей с позиций применяемого ими оборудования (напри­мер, для розничной торговли — применяемого сортировочного и другого оборудования супермаркетов и т.п.).

4. Защита от повреждений.

Еще одна ключевая роль упаковки — это защита от повреж­дений и потерь в процессах складирования, грузопереработки, и транспортировки. Защитная функция упаковки проявляется в ее способности препятствовать воздействию на продукт агрессивных химических сред, влаги, температуры; препятство­вать раздавливанию, растяжению и другим физическим воз­действиям; защищать от порчи, возможных хищений груза и т. п. Таким образом эта функция упаковки снижает логистичес­кие риски, связанные с указанными выше причинами.

На Западе обычно различают два типа упаковки: потреби­тельскую (внутреннюю) и производственную (внешнюю). По­требительская упаковка способствует продвижению товара, уве­личению объема продаж и играет существенную роль в марке­тинге. При этом более важную роль играет внешняя упаковка, которую также часто определяют как вторичную (транспорт­ную тару). Размеры вторичной упаковки обычно делаются та­кими, чтобы в ней помещалось целое число первичных упако­вочных модулей.

В отечественной литературе тараопределяется как элемент (разновидность) упаковки, представляющая собой изделие для размещения продукции при выполнении над ней различных логистических активностей (в частности, операций физическо­го распределения).

Тару можно классифицировать по различным признакам: материалу, из которого она изготовлена, габаритам, функцио­нальному назначению, принадлежности и условиям использо­вания, что отражено на схеме (рис. 12.1

Основную роль здесь играют такие виды тары, как паллеты (поддоны) и контейнеры. Паллетом (поддоном) называется го­ризонтальная площадка минимальной высоты, соответствую­щая способу погрузки с помощью вилочной тележки или ви­лочного погрузчика и других технических средств, используе­мая в качестве основания для сбора, складирования, перегруз­ки, транспортировки грузов.


За рубежом применяют следующие основные типы паллетов:

• широкий трак-паллет;

• четырехвходный паллет;

• двухвходный паллет;

• паллет с расставленными основаниями;

• стандартный скользящий паллет;

• простой полупаллет;

• коробчатый паллет.

Чаще всего грузы на паллетах обрабатываются с помощью вилочных ручных тележек и погрузчиков. В странах ЕС более широко применяются стандартные европаллеты (в России — европоддоны) для вилочных погрузчиков.

В США наиболее распространенный стандартный размер паллетов 40x48 дюймов, позволяющий расположить два паллета рядом в стандартном контейнере или трейле­ре.

Дополнительно при­меняются паллеты раз­меров 32x40, 36x42 и 48x48 дюймов. Другие страны также имеют свои стандарты размер­ных рядов паллетов, на­пример, в Австралии — 46x46 дюймов.

Основной пробле­мой использования пал­летов в физическом рас­пределении является создание оптимальных грузовых единиц, распо­лагаемых на стандарт­ном по размеру паллете или транспортном ряде паллетов. Для этого су­ществует европейский стандарт базового моду­ля 600x400 мм, в соот­ветствии с которым строится целая серия возможных паллетов с унифицированными размерами.

Стандартизация раз­меров паллетов привела к ужесточению требова­ний к габаритам упако­вочных первичных мо­дулей, которых должны придерживаться дизай­неры товаров и потре­бительской упаковки, так как на паллете фор­мируется грузовая еди­ница (обычно пакет), состоящая из целого числа рядов упаковок. Грузовую единицу транспортируют, складируют и обрабатывают как единую мас­су на максимально больших участках логистических цепей и каналов с целью снижения издержек.

Стандартные европаллеты обычно имеют размеры 1200x800 или 1200x1000 мм.

Пакетирование, под которым понимается логистическая операция формирования целостной грузовой единицы на стан­дартном паллете, обеспечивает следующие преимущества в физическом распределении:

• сохранность продукции на всем протяжении логистичес­кого канала;

• повышение эффективности и снижение стоимости логис­тических операций транспортировки, складирования, грузопереработки;

• возможность наиболее полного использования произво­дительности транспортно-складских механизмов, грузоподъем­ности и грузовместимости транспортных средств;

• повышение уровня комплексной механизации и автома­тизации транспортно-складских операций;

• возможность перегрузки (перевалки) на другой вид транс­порта без переформирования;

• повышение безопасности погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

Создание грузовых единиц с помощью пакетирования обыч­но производится обандероливанием стальными или полиэтиле­новыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лен­той и т. п. Одним из наиболее прогрессивных современных мето­дов пакетирования является использование термоусадочной плен­ки, что обеспечивает высокую степень сохранности груза, воз­можность пакетирования грузов различных размеров и формы, сравнительно низкие издержки и затраты труда. Большинство применяемых в мире паллетов (например, европоддоны) изготав­ливаются из дерева. Однако в последние годы за рубежом усили­лись активные поиски альтернативных материалов для изготов­ления паллетов. Это вызвано как удорожанием дерева, так и, прежде всего, экологическими соображениями сохранения лесных мас­сивов. В качестве альтернативных материалов применяются раз­личные типы пластмасс (например, полиуретан), металл, компо­зиционные и прессованные материалы и т. п.

Наряду с паллетом важная роль в логистическом менедж­менте принадлежит контейнеру. Как мы указывали ранее, кон­тейнеризация явилась второй после паллетизации необратимой тенденцией в логистике, принципиально изменив характер физического распределения продукции.

По определению контейнеромназывается предмет транс­портного оборудования, имеющий следующие отличительные признаки:

• имеет постоянные размеры и достаточную прочность для многократного использования в операциях физического рас­пределения, изготавливается из металла;

• конструкция контейнера специально приспособлена для перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной разгрузки;

• снабжен специальными приспособлениями для быстрой грузопереработки и перегрузки с одного вида транспорта на другой;

• обеспечивает легкую загрузку и разгрузку продукции;

• имеет внутренний объем не менее 1 м3.

Для использования в смешанных и комбинированных пе­ревозках применяются стандартные 20 и 40-футовые контейне­ры, размеры которых регламентированы 18О.

Преимуществами контейнерных перевозок являются:

• ускорение оборота транспортных средств;

• повышение сохранности груза;

• уменьшение логистических издержек;

• ускорение погрузочно-разгрузочных работ и передачи груза получателям;

• экономия тары и упаковки;

• поставка нетранзитных партий продукции непосредствен­но от предприятий-производителей, минуя склады торговых посредников.

Издержки, связанные с процессом упаковки продукции, достигают в настоящее время в развитых капиталистических странах значительных величин. Доля затрат на упаковку ко­леблется от 10 до 40 % в общей сумме затрат на обращение товаров. В цене товаров диапазон колебаний затрат на упа­ковку лежит в пределах от 1 до 35 %. По отношению к обоб­щенным факторам затраты на упаковку в среднем на 35 % зависят от транспортных факторов, на 25 % — от организации складского хозяйства, на 33 % — от организации дистрибью-ции и на 15 % - от методов управления запасами в складской системе и операций грузопереработки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: