Наиболее эффективным способом достижения комплексной механизации ПРТС работ является внедрение системы сквозных пакетных перевозок. Применение этой технологии позволяет более чем в 3 раза снизить трудовые затраты и в 2,5 раза себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, и в 3,2 раза повысить производительность труда. При этом значительно сокращается простой вагонов и автотранспорта под грузовыми операциями.
Суть технологии пакетной перевозки грузов заключается в следующем: в цехе готовой продукции завода формируется грузовой пакет, приспособленный к механизированной переработке всеми видами подъемно-транспортных устройств, и далее на всем пути следования от поставщика до потребителя все погру-зочно-разгрузочные операции осуществляются с пакетом, как с грузовой единицей, без применения ручного труда.
Пакет — это укрупненное грузовое место, состоящее из отдельных мелких грузовых единиц.
Формирование пакетов из тарно-штучных грузов производится в основном тремя способами:
1. С применением плоских стандартных поддонов.
2. В многооборотной ящичной таре.
3. С использованием специальных средств пакетирования.
Все пакеты, сформированные на плоском деревянном поддоне с размерами в плане 1200x800 мм, должны отвечать следующим общим требованиям:
• габаритные размеры пакета не должны превышать по длине 1210 мм, по ширине 840 мм, по высоте 1000 мм;
• масса пакета не должна превышать 1000 кг;
• пакет должен быть приспособлен к переработке как вилочными погрузчиками, так и кранами;
• пакет должен позволять штабелирование не ниже чем в 3 яруса и хранение в ячейках стеллажа;
• пакет должен выдерживать весь цикл нагрузок, возникающих при транспортировке его от поставщика до потребителя.
При пакетировании грузов с применением ящичной тары или специальной оснастки к пакетам предъявляются дополнительные требования, связанные с эксплуатацией тары или оснастки.
Технические условия на формирование и перевозку пакетов из запасных частей составляются на каждое наименование деталей отдельно или на группу однотипных деталей.
Примеры пакетирования отдельных видов сельскохозяйственных запчастей приведены на рис. 11.24—11.26.
Рис. 11.24. Звено гусеницы трактора
Рис. 11.25. Рессоры автомобилей Рис. 11.26. Колесо ведущее трактора
В технических условиях для каждого наименования запасных частей излагаются пооперационные технологии формирования пакета, правила крепления деталей, механизмы для натяжения и крепления ленты и техника безопасности при пакетировании.
Перевозка пакетов от завода-изготовителя до потребителя может осуществляться по различным технологическим схемам.
Пакеты в зависимости от технических требований перевозят в крытых железнодорожных вагонах, полувагонах, на платформах, в крупнотоннажных или универсальных железнодорожных контейнерах, а также автомобильным транспортом.
На рис. 11.27 представлена общая технологическая схема пакетной перевозки тарно-штучных грузов.
Рис. 11.27. Технологическая схема пакетной перевозки грузов: 1 - подача деталей на площадку формирования пакета; 2 - формирование пакета; 3 - транспортировка и штабелирование пакетов на погрузочной площадке; 4 -погрузка пакетов в вагон; 5 - транспортировка груза до получателя; 6 - выгрузка пакетов из вагона и штабелирование их на площадке временного хранения; 7, 8 - транспортировка пакетов в цех получателя; 9 - подача пакетов на площадку комплектования заказов; 10 - расформирование пакетов и формирование заказов
Формирование пакетов может проводиться как вручную, так и при помощи пакетоформирующих машин. Пакетоформирующая машина должна быть установлена в цехе изготовления деталей и составлять конечное звено в технологической цепочке изготовления данной детали.
Размещение пакетов в вагоне или полувагоне проводится по различным технологическим схемам, позволяющим более полно использовать грузоподъемность транспортного средства. Пакеты могут грузиться как в один, так и в несколько ярусов. В качестве примера на рис. 11.28 приведены схемы погрузки однотонных и 0,75-тонных пакетов, сформированных на плоском поддоне с размерами 1200x800 мм.