Сборник единых комплексных норм выработки представляет систему норм, в которых влияние основных факторов (предмет труда, орудия труда и условия производства работ) на трудоемкость технологического процесса перегрузки груза отражено путем их классификации и детализации технологических схем. В обоих случаях преследуется цель сужения диапазона изменения количественных показателей с тем, чтобы отклонение среднего значения от истинного удовлетворяло достаточно высокому параметру надежности.
В табл. 11.8, 11.9, 11.10 представлены примеры нормативов затрат труда, рассчитанные ВНИИМСом по нормам технологического проектирования баз и складов общего назначения и комплектации.
Таблица 11.8
Механизированная выгрузка (погрузка) с применением погрузчиков и кранов
№№ | Масса | Трудозатраты, чел.-ч на | |||
пози- | Вид | 1 т груза или 1 контейнер | |||
ции | груза | в том числе | |||
механизаторов | грузчиков | ||||
С применением погрузчиков грузоподъемностью до 1,5 т | |||||
грузы в ящиках открытых и | ДоЯ> | 0,423 | 0,085 | 0,338 | |
закрытых и неупакованные | 31-50 | 0,403 | 0,081 | 0,322 | |
места | 51-80 | 0,393 | 0,079 | 0,314 | |
81-ЮО | 0,375 | 0,075 | 0,300 | ||
101 и более | 0,384 | 0,077 | 0,307 | ||
грузы на поддонах и готовыми пакетами | до 1500 | 0,184 | 0,061 | 0,123 | |
С применением погрузчиков грузоподъемностью 1,5-5 т | |||||
грузы в ящиках открытых и | до 50 | 0,367 | 0,113 | 0,254 |
Продолжение таблицы 11.8
закрытых и неупакованные | 51-89 | 0,352 | 0,108 | 0,243 | |
места | 81-250 | 0,420 | 0,129 | 0,291 | |
грузы готовыми пакетами | до 50 | 0,452 | 0,113 | 0,339 | |
51-80 | 0,432 | 0,108 | 0,324 | ||
81-250 | 0,516 | 0,129 | 0,387 | ||
С применением автокранов грузоподъемностью 3-5 т | |||||
тяжеловесные грузы в ящиках | до 1000 | 0,440 | 0,110 | 0,330 | |
без упаковки контейнеры | |||||
всех типов | до 5000 | 0,220 | 0,073 | 0,147 | |
С применением бесконсольных козловых кранов грузоподъемностью до 5 т | |||||
тяжеловесные грузы в ящиках | до 1000 | 0,331 | 0,083 | 0,248 | |
и без упаковки | |||||
контейнеры всех типов | до 5000 | 0,152 | 0,051 | 0,101 | |
С применением двухконсольных | козловыхкр | нов грузоподъемностью до 5 т | |||
тяжеловесные грузы в ящи- | до 1000 | 0,281 | 0,070 | 0,211 | |
ках и без упаковки | |||||
контейнеры всех типов | до 5000 | 0,119 | 0,040 | 0,079 | |
С применением двухконсольных козловых кранов грузоподъемностью 7,5-10,0 т | |||||
тяжеловесные грузы в ящи- | до 1000 | 0,281 | 0,070 | 0,211 | |
ках и без упаковки | |||||
контейнеры всех типов | до 10000 | 0,119 | 0,040 | 0,079 | |
С применением мостовых электрокранов | грузоподъемностью до 5 т | ||||
тяжеловесные грузы в ящи- | до 1000 | 0,239 | 0,060 | 0,179 | |
ках и без упаковки | |||||
контейнеры всех типов | до 5000 | 0,107 | 0,036 | 0,071 | |
С | применением мостовых электр | окранов грузоподъемностью 6,0-10,0 т | |||
тяжеловесные грузы в ящи- | до 1000 | 0,212 | 0,053 | 0,159 | |
ках и без упаковки | |||||
контейнеры всех типов | до 10000 | 0,107 | 0,036 | 0,071 |
Таблица 11.9
Выгрузка (погрузка) вручную и с применением простейших приспособлений*
Вид грузового места | Масса грузового | Трудозатраты, чел.-ч на 1 т груза | |
места, кг | из крытого вагона | из автомашины | |
Грузы в ящиках открытых | до 30 | 0,446 | 0,422 |
закрытых и без упаковки | 31-50 | 0,398 | 0,378 |
51-80 | 0,376 | 0,354 | |
81-120 | 0,391 | 0,366 | |
121-250 | 0,402 | 0,376 |
Нормативы охватывают подъемно-транспортные и внутри-складские операции, связанные с выгрузкой (погрузкой) поступающих грузов из транспортных средств, доставкой на места временного хранения или в зону сортировки, разборкой, сортировкой, укладкой груза в складскую тару, формированием складских грузовых единиц, доставкой грузов к месту хранения, размещением грузовых единиц в ячейки стеллажей.
Таблица 11.10
Выгрузка запчастей из контейнеров
Вид груза, поступившего в | Масса грузового места, | Трудозатраты, |
контейнере | кг | чел.-ч на 1 т груза |
Запчасти в ящиках, пачках, | до 1,5 | 0,633 |
связках, без упаковки | 1,5-2,0 | 0,627 |
2,1-3,0 | 0,473 | |
3,1-4,0 | 0,373 | |
4,1-6,0 | 0,290 | |
6,1-8,0 | 0,228 | |
8,1-10,0 | 0,190 | |
10,1-15,0 | 0,151 |
В таблице 11.11 дана средняя эксплуатационная производительность подъемно-транспортного оборудования в зависимости от климатических зон (табл. 11.12) при режимах работ в одну смену.
Таблица 11.11
Средняя эксплуатационная производительность подъемно-транспортного оборудования в зависимости от климатических зон при режиме работ в одну смену (тыс. т/год)
№ п/п | Наименование подъемно-транспортных машин | Климатические зоны | ||
I | II | III | ||
Кран козловой грузоподъемностью 10-30 т Кран мостовой грузоподъемностью 5-10 т Кран автомобильный грузоподъемностью 6,3-16 т Автопогрузчик грузоподъемностью 1-5 т Электропогрузчики грузоподъемностью 0,8-3,0 т Кран-штабелер грузоподъемностью 0,25-2,0 т * |
Таблица 11.12
Распределение отдельных частей территорий Российской Федерации по климатическим поясам
Климатический пояс | Административный район |
I | Алтайский край, Амурская область, Башкортостан, Иркутская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Красноярский край, Курганская область, Магаданская область, Новосибирская область, Омская область, Пермская область, Приморский край, Сахалинская область, Курильские острова, Екатеринбургская область, Хабаровский Край, Челябинская область, Читинская область, Республика Соха |
II | Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская область, Воронежская область, Горьковская область, Ивановская область, Калининградская область, Калининская область, Калужская область, Камчатская область, Костромская область, Куйбышевская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Мурманская область, Новгородская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Рязанская область, Смоленская область, Татарстан, Тамбовская область, Тульская область, Ульяновская область |
III | Астраханская область, Волгоградская область, Краснодарский край, Оренбургская область, Ростовская область, Ставропольский край |
Нормативы затрат труда и данные средней эксплуатационной производительности подъемно-транспортного оборудования позволяют принимать оперативные решения при предварительном выборе средств механизации.
Состав исполнителей: при выгрузке ящиков и неупакованных мест груза — четыре человека (один механизатор и три стропелыцика); при выгрузке контейнеров — три человека (один механизатор и два стропелыцика).
"Оборудование эксплуатируется в закрытых помещениях
Контрольные вопросы
1. Приведите классификацию грузов по технологическим группам.
2. Приведите примеры материалов, несовместимых при хранении.
3. Приведите типовую схему транспортно-технологического процесса грузообработки.