Введение

Кафедра спортивной медицины, ЛФК и гигиены

Куропаткина Н.А.

ЛФК ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ И СКОЛИОЗАХ

Волгоград - 2007

ББК 53.5

К 935

Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор кафедры спортивной медицины, ЛФК и гигиены ВГАФК Макаров В.И., кандидат биологических наук, ассистент кафедры нормальной физиологии ВолГМУ Ахундова Р.Е.

Допущено к изданию решением ученого совета ФГОУ ВПО «ВГАФК» в качестве учебно-методического пособия.

КуропаткинаН.А. ЛФК нарушениях осанки и сколиозах: учебно-методическое пособие. – Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2007. – 50 с.

Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине «Лечебная физическая культура и массаж» цикла общеобразовательных дисциплин для студентов вузов физкультурного профиля по специальности 032100 «Физическая культура» и слушателей курсов повышения квалификации.

ББК 53.5

© Куропаткина Н.А., 2007

© ВГАФК, 2007

ЧАСТЬ I.

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ОБ ОСАНКЕ

ВВЕДЕНИЕ

За последние 30-40 лет количество детей с нарушениями осанки увеличилось примерно в 3 раза и составляет, по данным разных исследований, от 40 до 80%, т.е. в среднем 4 ребенка из 5 имеют видимые нарушения ОДА (П.И. Храмова, 1998; А.А. Потапчук, М.Д. Дидур, 2001). Практически здоровые дети составляют сегодня лишь 1-4% от всего детского населения.

Нарушения осанки проявляются уже у детей раннего возраста: в ясельном – у 2,1%, в 4 года – у 15-17%, в 7 лет – у каждого 3-го ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушениями осанки начинает расти.

Каковы же причины развития столь плачевной ситуации? В специальной литературе приводится множество причин. Это и травмы в периоде родов, нарушение экологии, несбалансированное питание, информационные перегрузки детей, гипокинезия.

Но главное и ключевое звено в цепи всех этих причин – это недостаток общей и специальной двигательной активности ребенка, т.е. гипокинезия. Физиологическая потребность ребенка в движении для нормального роста и развития составляет 17-22 тыс. движений в сутки. Большинство детей реализуют только 60-70% этой потребности. Особенно резко снижается двигательная активность ребёнка в школе, в силу организации режима школьной жизни. Кроме того, в условиях школы ребенок в самом неблагоприятном исходном положении – положении сидя вынужден проводить время в 4-5 раз, превышающее физиологическую норму. Общество в целом не сформировало четкого социального запроса на воспитание здорового и стройного ребенка.

Нарушения осанки, которые первыми обычно замечают родители или педагоги, не должны расцениваться как безобидная, не требующая коррекции, деформация позвоночника или стоп. Почти всегда это первый звоночек к развитию серьёзных поражений ОДА (сколиотическая болезнь, юношеский кифоз, остеохондроз и др.) или заболеваний внутренних органов.

Кроме того, само по себе нарушение осанки, связанное с недостаточным физическим развитием, является одним из факторов, действующих как катализатор на механизмы развития многих заболеваний, которые в свою очередь, также приводят к деформациям позвоночника.

Таким образом, слабое физическое развитие ведёт к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. В такой порочный круг попадают многие дети, и разорвать его можно только обеспечив правильное физическое воспитание и адекватный двигательный режим для конкретного ребёнка. Очевидно, если неэффективно работает вся система физического воспитания, то задачу формирования правильной осанки должны решать энтузиасты каждый на своём месте: врачи, педагоги, тренеры и неравнодушные родители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: