Способности в структуре субъекта

Педагогической деятельности

Связь индивидуальных особенностей и способностей

Рассмотренные в предыдущем параграфе индивидуально-психологические особенности субъекта педагогической деятельности внутренне связаны со способностями человека — одной из его характерных черт. По авторитетному утверждению Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, хотя «способности человека формируются по специфическим психологическим закономерностям, а не заложены в свойствах нервной системы, но, конечно, процессы обучения будут протекать иначе у лиц с высокой и низкой динамичностью нервных процессов, а музыкальный слух будет иначе формироваться у лиц с нервной системой высокой и низкой чувствительности»1.

В исследовании природы умственных способностей в плане индивидуально-типологических различий людей (Н. Е. Малков) отмечено, что типологические свойства нервных процессов, безусловно, определяют динамику протекания умственной деятельности: скорость актуализации знаний, силу сосредоточения внимания, устойчивость отношения к внешним раздражителям, умственную способность.

Таким образом, отмечается безусловность связи психофизиологического, задаткового и собственно психологического актуального уровня способностей кок индивидуально-психологических особенностей человека, отличающих его от других людей и предопределяю-

1 Теплов Б. М., Небылицын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопр. психол. 1963. №5. С. 46.

щих успешность его деятельности. Способность предопределяет деятельность и проявляется в ней (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков)1.

При этом сами способности рассматриваются в психологии по-разному: способности и задатки не различаются; задатки суть психофизиологические предпосылки способностей; способность есть ансамбль свойств, включающих эмоционально-волевые особенности и систему отношений; способность как определенная совокупность знаний; способность как возможность, предпосылка деятельности, успешности ее выполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: