Показатели психофизиологического компонента структуры педагога

Какие же комплексные психофизиологические показатели могут быть рассмотрены в качестве предпосылок того или иного характера субъектной деятельности педагога?

Ответ на этот вопрос может быть дан на основе характеристик основных свойств темперамента в трактовке школы В. С. Мерлина1. В качестве таких свойств, как известно, выступают: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакции, пластичность или ригидность, эмоциональная возбудимость, экстраверсия или интроверсия. Такими показателями могут быть также эмоциональная устойчивость или невротизм; аналитический или синтетический тип восприятия; поленезависимость или зависимость, определяющие когнитивный стиль, и, в целом, хотя и описательно, тип темперамента как проявление типа ВНД в поведении по показателям силы — слабости, уравновешенности — неуравновешенности, скорости уравновешенности. При этом отметим, что в трактовке В. С. Мерлина, свойства ВНД влияют прежде всего на стиль деятельности, в частности на индивидуальный стиль педагога. Все последующие влияния опосредствованы. Правомерность установления таких функционально-поведенческих связей подтверждается высказываниями К. Юнга относительно непосредственной связи интроверсии вообще и интроверсии мыслительного типа в частности, и субъектных особенностей учителя, педагога.

1 Мерлин В. С., Вяткин Б. А. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1976. Гл. «Темперамент». С. 413.

«Конечно, — пишет К. Юнг, — иррациональные интровертированные типы, как учителя, не являются совершенными людьми. Им не хватает разума и этики разума...»1, и далее продолжает: «Лично, как учитель, он имеет мало влияния, так как ему неизвестен строй ума его учеников, учение в своем основании даже не интересует его, если только оно случайно не является для него теоретической проблемой. Он плохой учитель, так как во время учения он обдумывает предмет учения, а не довольствуется изложением его»2.

Все отмеченное выше показывает, что, несмотря на то, что этот компонент структуры субъекта педагогической деятельности Недостаточно исследован, недостаточно определен, он должен быть фиксирован как реально существующий и в перспективе интересный, исследуемый. На основании проведенных исследований (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. Я. Никонова, Н. А. Аминов, С. К. Кондратьева, Л. М. Митина и др.) можно полагать, что эффективность деятельности педагога и его комфортное самочувствие как ее субъекта при прочих равных положительных влияниях обеспечивает: оптимальный (по возрастным показателям) уровень интеллектуального развития по всем входящим в структуру функциям — мнемической, логической, сенсорно-перцептивной и атенционной (в терминах Б. Г. Ананьева): синтетический, целостный, поленезависимый когнитивный стиль с высоким показателем дифференциации (Г. А. Берулава), гибкость и конвергентность мышления, активность, высокий темп реакции, лабильность, амбивертность, эмоциональная устойчивость, высокий уровень саморегуляции.

Эти показатели выступают в качестве задатков, предпосылок, но они входят в качестве самостоятельного компонента и более того могут быть объектом

1 Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1993. С. 87.

2 Там же. С. 68.

диагностирования в целях определения профпригодности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: