Разработка комплекса маркетинга должна 1) основываться на результатах проведенных исследований 2) учитывать особенности целевого рынка, а также 3) план маркетинга и разработанную на его основе концепцию стратегии продвижения.
Разработка комплекса маркетинга должна основываться на технологии ИМК (интегрированного маркетингового комплекса), поскольку основная ее задача состоит в том, чтобы в едином комплексе «товар – цена – сбыт – система маркетинговых коммуникаций» найти оптимальное сочетание акций (или мероприятий) для достижения целей рекламной кампании.
Таким образом:
- Единая маркетинговая стратегия трансформируется во взаимосвязанную систему товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной стратегий.
- Общие цели этих стратегий, в свою очередь, трансформируются в систему целей программ по их реализации.
- Поскольку маркетинговая цель определяет желаемые показатели не только рыночной деятельности, но и коммуникационной (достичь определенного уровня осведомленности, предпочтений, лояльности и т.п.), необходимо разработать и соответствующие стратегии для элементов системы маркетинговой коммуникации (стимулирование сбыта, паблик рилейшнз, директ-маркетинг, реклама) – для решения, сформулированных для них задач.
|
|
(Описание этих стратегий должно найти отражение в тексте дипломного проекта – должны быть продуманы и изложены «товарная стратегия», «сбытовая», «ценовая» и коммуникационная в их взаимосвязи.)
Каждый из элементов системы маркетинговых коммуникаций обладает специфическими возможностями (средствами, методами, приемами), которые можно применять в рекламной кампании. – Но, во-первых, применять избирательно, оптимально (то есть только те, которые будут эффективны именно для вашей рекламной кампании), во-вторых, не ограничиваться только ими (наиболее креативные, оригинальные акции и мероприятия чаще всего выходят за их рамки - не случайно они получили название ВТЛ-акций).
1. «Стимулирование сбыта (или сэйлз промоушн)» - маркетинговая технология основная функция которой заключается в стимулировании сбыта.
Основные функциональные особенности:
- эффективно и быстро привлекать внимание потребителей,
- побуждать их немедленному совершению покупки,
- усиливать информационный эффект после действия.
С точки зрения целевых аудиторий стимулирование сбыта выделяет:
- потребителя,
- продавца,
- торгового посредника.
(В дипломном проекте в зависимости от сбытовой стратегии).
Выбор тех или иных приемов стимулирования зависит от поставленных маркетинговых задач и креативных техник, которые можно разделить на три группы:
|
|
1) Ценовые манипуляции:
- снижение цен,
-льготные купоны с правом на скидку,
- поощрительные кредиты,
- гарантия на возврат денег, если товар не подойдет и т.д.
(В дипломном проекте в соответствии с ценовой стратегией).
2) Натуральное поощрение:
- дегустации,
- образцы товаров в малых упаковках,
- основной товар + бесплатный поощрительный,
- прием устаревшего товара в качестве взноса за покупку нового и т.д.
(В дипломном проекте в соответствии с товарной стратегией)
3) Игровые формы:
- конкурсы на местах,
- конкурсы на ТВ, радио,
- лотереи всех видов и т.д.
(В дипломном проекте в соответствии с коммуникативной стратегией).
В рамках рекламных кампаний приемы по стимулированию сбыта
- используются на протяжении всего жизненного цикла товара, но особенно эффективны на этапе выхода на рынок и ухода с рынка,
- эффективны в периоды спада продаж (например, не в сезон),
- эффективны в периоды ажиотажного спроса (праздники) – плюс ко всему формируют лояльное отношение к торговой марке,
- особенно активно используются в супермаркетах.
Особо необходимо выделить категорию льгот:
1) – подарки (не зависящие от вида покупки)
- подарки-аксессуары (для купленного товара),
- бесплатная рекламная поддержка,
- бесплатные и льготные условия доставки,
- лизинг,
- сочетание различных форм оплаты,
- бесплатная страховка и т.д.
2) антикризисные льготы (новая категория):
- установление фиксированных цен в рублях (независимо от курса доллара),
- продажа преимущественно отечественных товаров,
- поддержка отечественных производителей и поставщиков и т.д.
(В дипломной работе - в соответствии с товарной, ценовой, сбытовой, коммуникативной стратегиями).
Классификация скидок:
1) Оптовые (с цены товаров и услуг):
- прогрессивные возрастающие (в%) пропорционально росту суммы покупок,
- прогрессивно возрастающие пропорционально весу закупок,
- постоянные (не зависящие от объема, выраженные в рублях),
- накопительные.
2) Скидки, зависящие от времени покупок:
- юбилейние,
- праздничные,
- сезонные.
3) Скидки, зависящие от категории клиентов, применяемые
- при распродажах,
- покупки набора товаров,
- особые – на аксессуары,
- при распродажи остатков.
4) Зависящие от формы оплаты.
(В дипломной работе – в соответствии с ценовой стратегией).
2. Директ-маркетинг.
Эта технология подразумевает любые виды целевых рекламных обращений, основная задача которых состоит в получении реакции в виде запроса дополнительной информации с целью создания коммуникации и дальнейшего продвижения товаров и услуг.
Основная цель – возникновение диалога, обратной связи с потребителем.
Применение этой технологии позволяет рассчитать удельные затраты на реального или потенциального покупателя, а также использовать полученный банк адресных данных для прочих рекламных и особенно ПР-акций.
Базы данных условно разделяют на стартовые (генеральная совокупность адресов юридических и физических лиц) и лояльные (склонные отзываться на послания) - при этом степень лояльности может быть разной.
Разновидности:
1) Директ-мейл:
- адресный (листовки, флайерсы, буклеты, бесплатные газеты, газетные-журнальные вкладыши и т.п.
(Величина колеблется в зависимости от различных факторов: район жительства, характер строения – индивидуальные или многоквартирные, сезонных тенденций рынка, частоты проведения различных экономических и политических рекламных кампаний).
- безадресный: распространение материалов в офисах, учреждениях, на улицах и т.п.
При этом, рассчитывая график и необходимое количество экземпляров, иметь в виду, что процесс реакции потенциального потребителя в момент получения послания ДМ исследователи разделяют по череде так называемых «волн выбрасывания»:
|
|
1-я волна – длится 20 сек., уничтожается в среднем 20% посланий, но может доходить до 80%;
2-я волна характеризуется повторным позывом к уничтожению послания;
3-я волна способна обратиться в функцию «оседания в памяти» или «беру на заметку»;
4-я волна связана с функцией «отложим на всякий случай»
Таким образом, около 50% посланий оказываются в зоне риска.
2) Продажа по каталогам.
3) Сетевой маркетинг (включая многоуровневый).
4) Радиоспоты с возможностью сиюминутного заказа по телефону.
5) Телемаркетинг.
6) Телефонный маркетинг.
7) Интернет-маркетинг.
Стратегия ДМ-маркетинга предполагает:
- Выработку концепции идеологии общения с потребителем. (Здесь решающее значение могут иметь приемы, позаимствованные из технологии стимулирования сбыта, – скидки, розыгрыши призов, поощрительные акции, оригинальные коммуникации).
- Результативность зависит от времени, места, креативности.
- ДМ осуществляется на основании разного рода маркетинговых исследований, прогнозов о заинтересованности потребителя в товаре или услуге.
- ДМ является инструментом для целевого развития контактов с потребителями товаров или услуг.
- ДМ стремится вовлечь потребителя на территорию «игрового поля», тем самым сделав его соучастником.
- В основе игры – диалог между продавцом (производителем) и потребителем.
- Особенности ДМ-диалога во многом определяются характером акции, видом продвигаемой услуги или товара, политико-экономическим контекстом ситуации. (Диалог этот должен быть продуман по содержанию и художественно изощрен по форме)
- ДМ-акции подразделяются на одноходовые и многоходовые.
Особо необходимо обратить внимание на сувенирные подарки:
- они являются усилителем интереса к продолжению ДМ-диалога,
- сувенир может быть эффективным дополнением к очередному ходу или нести поощрительную функцию (в этом случае имеет смысл разместить на ДМ-обращении фотографии поощрительных призов),
- сувениры должны соответствовать специфике целевой аудитории (для некоторых групп – стандартные, для других – эксклюзивные),
|
|
- но затраты на подарки должны соответствовать общей рентабельности акции,
3. Раблик рилейшнз.
Задача ПР – создавать благоприятный коммуникационный климат, необходимый управляемый резонанс, репутацию для продвижения товара (услуги) другими маркетинговыми технологиями.
1) Особое место занимает процесс популяризации (паблисити): В сфере действия ПР связь с прессой, организация презентаций, демонстрационных показов и т.п.
2) Одной из задач является сглаживание негативных последствий кризисных ситуаций (экономических и финансовых, технических, управленческих, социальных).
3) Отдельной сферой ПР является спонсорство:
Маркетинг спонсорства подразумевает, что благотворительные, меценатские акции прежде всего являются средством коммуникации.
Существуют определенные модели определения базовых позиций спонсорства и его эффективности в целом:
- Независимая экспертиза (Цель – оградить филантропов от безвкусицы и пустой траты средств).
- Система отслеживания результатов спонсорства – в том числе, регистрация и анализ нежелательных последствий.
- Система внутренних замеров: динамика продаж до и после проведения акций, возникновение новых партнерских отношений, мониторинг СМИ с регистрацией упоминания фирмы и ее сотрудников, контент-анализ.
4. Реклама.
Функции рекламы определяются целями и задачами рекламной кампании и маркетинговой стратегии.
Виды рекламы – с точки зрения основных целей и задач:
- Имиджевая реклама – направлена на создание благоприятного образа фирмы и товара у партнеров и покупателей.
- Стимулирующая реклама – направлена на стимулирование потребностей покупателей в приобретении продукции данной фирмы.
- Реклама стабильности – направлена на информирование покупателей и партнеров о стабильности в результатах работы фирмы, о ее устойчивом положении на рынке.
- Внутрифирменная реклама – ориентирована на то, чтобы внушить сотрудникам веру в собственное предприятие, породить в них чувство тесной взаимосвязи с его судьбой. (Основное средство - корпоративная газета).
- Реклама в целях расширения сбыта продукции – главная сфера рекламной деятельности.
- Увещевательная реклама. Основная задача – убедить покупателя купить именно данный товар (услугу) данной фирмы.
- Сравнительная реклама – разновидность увещевательной. (Поскольку законодательство запрещает прямую критику конкурентов, такая реклама должна быть остроумной и изощренной).
- Напоминающая реклама – предназначена напомнить о товаре и его характеристиках.
- Подкрепляющая реклама – разновидность напоминающей. (Призвана поддержать потребителя, уже купившего товар, убедить в правильности выбора). Цель – закрепить покупателя в качестве постоянного.
- Информирующая реклама – направлена на предоставление информации о фирме, продукции, товарах, их характеристиках, достоинствах, нововведениях.
- Превентивная реклама- на которую расходуются демонстративно большие деньги, чем следовало бы. Цель – подорвать позиции конкурентов, которые не в состоянии тратить огромные суммы на рекламу.
(Понятно, что конкретная реклама может включать в себя несколько видов одновременно).
Виды рекламы с точки зрения обратной связи с потребителями -связаны с определенными носителями:
- рекламными средствами с обратной связью (предпочитают персонифицированного адресата с его возможной ответной реакцией): прямая почтовая рассылка, реклама по телефону, на месте продаж, представление товара в прямом контакте;
- рекламными средствами без обратной связи (СМИ, виды наружной рекламы).
Реклама необходима в случаях:
- когда появляется новая, никому не известная фирма;
- когда появляется товар, еще не известный потребителю;
- когда рынок заполнен однотипными товарами и продавцу надо привлечь внимание именно к своему товару;
- когда падает объем продаж;
- когда продавец планирует резкое расширение объема продаж, «завоевание» новых рыночных территорий, привлечение новых клиентов.
Реклама оказывается пустой тратой денег:
- когда на рынке продаж господствует товар-монополист;
- когда товар и так прекрасно расходится (в условиях дефицита или ажиотажного спроса);
- когда рост продаж можно стимулировать другими, нерекламными, а, главное, более дешевыми методами;
- когда продавец по каким-либо причинам и соображениям не желает увеличивать объем продаж;
- когда в рекламе не нуждается низкодоходная часть населения.