По классификации, предложенной Л.П.Матвеевым, в массовой физкультурно-спортивной практике применяются «малые», «крупные» и соревновательные формы занятий неурочного типа.
Для «малых» форм занятий характерно:
1. Относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и «крупными» формами занятий и решение частных задач:
а) умеренное повышение тонуса и ускорение «врабатывания» систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика);
б) оптимизация текущей работоспособности во время работы и профилактика неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха);
в) поддержание отдельными сторонами, приобретенной тренированности и создание предпосылок повышения эффективности основных занятий (задания для самостоятельной работы по физическому воспитанию, спорту).
2. Незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15-20 минут).
|
|
3. Отсутствие четко выраженной структуры частей занятия (например, оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и т.п.).
4. Невысокий уровень функциональных нагрузок.
К «крупным» формам занятий неурочного типа относятся:
1. Самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например, по ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной физкультурной грамотности, особенно методического характера, для правильного построения занятия, умелого регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля.
2. Занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера (аэробика, шейпинг, калланетика, ушу, турпоходы, ходьба на лыжах, массовые игры и др.). Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.
Занятия неурочного типа в отличие от урочных осуществляются на основе добровольности и выбор их конкретной формы определяется интересами и склонностями занимающихся.
К соревновательным формам организации занятий относятся:
• собственно-спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация способов и условий состязаний официальными правилами, наличие судейства и др.;
• соревновательные формы занятий. Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.
В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.