По общему уходу за больными

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основное место в пособии отводится обуче­нию всем манипуляциям, необходимым в ра­боте медицинской сестры. Сюда входит пра­вильная санитарная обработка больного в при­емном отделении, прием больного в стацио­нар, транспортировка больных в отделения, постановка банок, горчичников, согревающих компрессов, пиявок, техника инъекций, клизм и т. д.

Освещаются также вопросы научной орга­низации труда в медицинских учреждениях, которую необходимо знать будущему меди­цинскому работнику еще на студенческой скамье.

Для лучшего усвоения материала после описания каждой манипуляции дается один или несколько рисунков. При изучении учащи­мися клинических дисциплин медицинская техника будет дополняться, усложняться и от­ношение к ней учащихся по мере повышения медицинских знаний будет приобретать более осознанный характер.

ВВЕДЕНИЕ

Советское здравоохранение служит интересам народа и является неотъемлемой частью советской государ­ственной системы. Потребность в медицинской по­мощи — одна из первоочередных потребностей насе­ления.

В капиталистических странах дело здравоохране­ния в основном осуществляется частными благотвори­тельными и общественными учреждениями, не имею­щими единого плана работы. Государство выполняет лишь функции санитарного контроля, ведает сани­тарной охраной границ и осуществляет санитарное законодательство. В капиталистических странах ле­чение платное, поэтому для широких масс трудя­щихся квалифицированная медицинская помощь малодоступна.

В Советском Союзе все медицинские учреждения, высшие и средние учебные заведения, аптеки, пред­приятия медицинской промышленности принадлежат государству и содержатся за его счет. Важнейшими принципами советского здравоохранения являются его государственный характер, плановость, бесплат­ность, общедоступность и высокая квалификация ме­дицинской помощи.

Основной принцип советского здравоохранения — профилактическое направление. Оно состоит в широ­ком проведении оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение заболеваний, улуч­шение физического развития населения, продление жизни, снижение смертности, ликвидацию некоторых инфекций и создание таких санитарно-гигиенических условий, при которых резко уменьшилась бы заболе­ваемость.

В практическом осуществлении профилактического направления советского здравоохранения большая роль принадлежит средним медицинским работникам, в частности медицинским сестрам. Являясь первыми помощниками врачей в проведении всех лечебно-про­филактических и санитарно-гигиенических мероприя­тий, они осуществляют патронаж лиц, находящихся на диспансерном учете, делают профилактические прививки, организуют санитарный актив и т. д. От качества работы медицинских сестер во многом за­висит успех профилактической работы учреждений здравоохранения.

Огромна и ответственна роль медицинской сестры. Ее многогранные обязанности твердо определены и оправданы всей историей существования этой про­фессии.

Основоположником и организатором первых сест­ринских общин в России был великий русский хирург Н. И. Пирогов.

Первая община сестер милосердия была создана в 1844 г. в Петербурге на средства благотворительных организаций. Медицинские сестры должны были де­журить возле больных в больнице и на дому. В пе­риод Крымской войны (1854) 120 сестер милосердия под непосредственным руководством Н. И. Пирогова были направлены в район военных действий, где ра­ботали на медицинских пунктах и в госпиталях. На­всегда останутся в памяти русского народа имена первых сестер милосердия Е. Хасевич, Е. Бакуниной, Е. Хитрово и др., которые самоотверженно трудились на поле боя. После Крымской войны стали возникать множественные общины, которые впоследствии были переименованы в Российское общество Красного Креста, одной из задач которого являлась подготовка сестер милосердия.

Широкая подготовка медицинских сестер началась только после Великой Октябрьской социалистической революции, коренным образом изменившей систему среднего медицинского образования.

Обучение медицинских сестер стало государствен­ным делом.

В конце 1922 г. состоялась первая конференция по среднему медицинскому образованию, на которой определилась система подготовки средних медицин­ских кадров.

Подготовка медицинских сестер в Советском Союзе осуществляется в медицинских училищах со сроком обучения 3 года для лиц с 8-летним образо­ванием и 2 года с 10-летним по существующей единой форме и учебным планам.

В системе здравоохранения трудится сейчас более 2,5 млн. средних медицинских работников, в том чис­ле 1 200 000 медицинских сестер.

В Программе КПСС большое внимание уделяется охране и постоянному улучшению здоровья населе­ния. В общем комплексе работы по охране здоровья трудящихся важное место принадлежит среднему медицинскому персоналу, от уровня культуры и меди­цинской грамотности которого в значительной мере зависит качество медицинской помощи населению.

Непрерывное расширение медицинской помощи и рост сети здравоохранения в СССР вызывает огром­ную потребность в квалифицированных медицинских сестрах.

Важность хорошей подготовки медицинских сестер несомненна, так как их работа по медицинскому обслуживанию больных имеет большое значение.

Роль и ответственность медицинской сестры в ра­боте лечебно-профилактических учреждений еще бо­лее возрастает в связи с переводом больниц на двух­степенное обслуживание больных.

ГЛАВА 1

ЗНАЧЕНИЕ УХОДА ЗА БОЛЬНЫМИ И РАБОТА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. УСТРОЙСТВО, ОБОРУДОВАНИЕ И РЕЖИМ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Уход за больными включает комплекс мероприятий, имеющих целью облегчить состояние больного и обес­печить успех лечения.

Уход за больными осуществляют в основном ме­дицинские сестры, привлекающие к выполнению не­которых мероприятий младший медицинский персо­нал. Уход делится на общий и специальный.

Общий уход включает мероприятия, которые мо­гут проводиться независимо от характера болезни. В специальный уход входят мероприятия, применяе­мые только при некоторых заболеваниях (гинеколо­гические, урологические, стоматологические и др.).

Медицинская сестра должна замечать малейшие изменения в состоянии больного, правильно, быстро их оценивать и применять соответствующие обстоя­тельствам меры, а при необходимости срочно вызы­вать врача. Комплекс мероприятий по уходу за боль­ными слагается из следующих моментов:

1) выполнение врачебных назначений —раздача медикаментов, проведение инъекций, постановка ба­нок, горчичников, пиявок и т. д.;

2) осуществление мер личной гигиены: умывание больных, профилактика пролежней, смена белья и др.;

3) ведение медицинской документации;

4) санитарно-просветительная работа.

Во всех лечебно-профилактических учреждениях нашей страны осуществляется двустепенная система обслуживания больных (врач и медицинская сестра), при которой непосредственный уход за больным воз­лагается на медицинскую сестру. В обязанности млад­шей медицинской сестры входят уборка помещений и поддержание в них чистоты, помощь при перекладывании больного, проведение гигиенической ванны, по­дача тяжелобольным судна, обработка его после употребления. Зта система полностью себя оправдала: она отвечает современным гигиеническим требова­ниям, повышает культуру обслуживания и ведет к улучшению качественных показателей лечения.

Одной из важнейших задач коммунистического строительства является создание материальной базы коммунизма, при которой отме­чается неуклонный рост производительности труда и его научная организация. В современных условиях научной организацией труда (НОТ) надо считать та­кую, которая основывается на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемом в про­изводство, что позволяет наилучшим образом соеди­нить технику и людей в едином производственном процессе. Механизация и автоматизация труда спо­собствуют непрерывному повышению его производи­тельности, сохранению здоровья человека и постепен­ному превращению труда в первую жизненную необходимость. НОТ означает последовательное и неуклонное улучшение организации работы.

Дальнейшее совершенствование системы здраво­охранения немыслимо без внедрения во все ее звенья элементов научной организации труда. Целью НОТ является улучшение медицинской помощи населению, дальнейшее повышение ее качества, обеспечение опти­мальных санитарно-гигиенических условий труда ме­дицинского персонала, максимальной производитель­ности труда и эффективной затраты рабочего вре­мени, предупреждение профессиональных заболева­ний, использование трудового процесса как лечебного и профилактического фактора.

Труд должен давать медицинским работникам мо­ральное удовлетворение.

Известно, что большое место занимает физиология труда, решающая основную проблему—утомление, одновременно определяя те мероприятия, которые по­могут снизить его. Утомление может возникать вслед­ствие трудового процесса, а также в результате ка­ких-либо недостатков в организации труда на произ­водстве. Производительность труда утомленного человека намного ниже, чем хорошо отдохнувшего. Если развившееся в течение рабочей смены утомление столь значительно, что не может быть ликвидировано за время ежедневного и еженедельного отдыха, на­ступает переутомление — болезненный процесс, для ликвидации которого необходима медицинская по­мощь. Поэтому НОТ предусматривает борьбу с повы­шенной утомляемостью.

Научная организация труда в медицинских учреж­дениях имеет большое народнохозяйственное значе­ние. Являясь стимулом улучшения качества медицин­ской помощи населению, она способствует снижению заболеваемости, инвалидности, повышает трудоспо­собность и производительность труда.

Предметом научной организации труда являются наиболее рациональная расстановка кадров, целесо­образное разделение и кооперирование труда, осна­щение и оборудование рабочего места, исключающее непроизводительную затрату времени и труда, внед­рение методов и приемов, облегчающих работу меди­цинского персонала. Централизованное снабжение бельем, продуктами питания, лекарствами и т. д. по­зволяет среднему и младшему медицинскому персо­налу значительно сократить время на посещение ап­теки, пищеблока и уделять больше внимания непо­средственному обслуживанию больных в отделениях.

Изучение фактических затрат времени на различ­ные элементы лечебного процесса поможет устано­вить и сократить непроизводительную затрату вре­мени и труда медицинского персонала.

График работы среднего медицинского персонала составляется в зависимости от профиля отделения, числа в нем больных и т. д.

Уход за больными должен быть максимально при­ближен к индивидуальному, что может быть достиг­нуто прикреплением каждой медицинской сестры и младшей медицинской сестры к определенным па­латам.

При организации своего рабочего места медицин­ская сестра должна соблюдать санитарно-гигиениче­ские требования, нормы и правила, позволяющие со­здать максимальные удобства как для персонала, так и для больных. На рабочем месте медицинской сестры должно иметься все необходимое, но не должно быть ничего лишнего. Следует оборудовать его так, чтобы исключить излишнюю затрату времени на розыск нужных медикаментов, инструментов, документации и др.

Во всех отделениях следует оборудовать световую и звуковую сигнализацию по схеме «больной — де­журная сестра», что обеспечивает быструю реакцию медицинской сестры на вызов. Организация телефон­ной или селекторной связи между всеми отделениями больницы существенно уменьшает непроизводитель­ную затрату времени.

Сестринские посты должны быть обеспечены ин­струментарием, необходимым для каждого отделения, специальным стендом, где перечисляются обязатель­ные при различных заболеваниях исследования, пра­вила подготовки к ним больных и взятия материала для анализов.

Двухстепенная система обслуживания больных значительно улучшает уход за ними и работу сред­него и младшего медицинского персонала. Механиза­ция труда младших медицинских сестер намного об­легчает их труд.

Для уменьшения непроизводительной затраты труда участковых медицинских сестер постепенно нужно освобождать их от выполнения неквалифици­рованной подготовительной работы перед выходом на участок. Медицинские сестры получают нормиро­ванные задания, готовые укладки с необходимым ко­личеством стерильных шприцев и других материалов, выписанные на специальных стандартных бланках назначения и адреса больных.

Подготовительную работу централизуют в одном месте, возложив ее на специально выделенных лиц. Стерильным материалом и инструментарием меди­цинских сестер должна снабжать центральная стерилизационная лаборатория поликлиники. Следует обе­спечить участковых сестер автотранспортом поликли­ники и предоставить им определенные льготы для проезда на городском транспорте во время исполне­ния служебных обязанностей.

Установлено, что медицинские сестры терапевти­ческих и педиатрических отделений затрачивают для обслуживания больных на дому 38,8% рабочего вре­мени и столько же на передвижение по участку. По­скольку работа на участке более ответственная ч связана с повышенным эмоциональным напряжением, необходимостью большей квалификации, в настоящее время ставится вопрос о материальном и моральном стимулировании участковых медицинских сестер, ра­ботающих в более сложных условиях.

Рационализацию работы старших сестер нужно проводить за счет сокращения затраты времени на письменную работу (внедрение различных готовых стандартных бланков, табелей, графиков, заявок на материалы, упрощение системы учета), путем центра­лизации получения и выдачи медикаментов, инвен­таря, материалов.

Во многих поликлиниках организованы посты де­журного фельдшера, медицинской сестры, диспетчер­ские пункты и т. д. Это позволяет сократить время, затрачиваемое больными на посещение поликлиники, а также освободить участкового врача от выполнения 20—25% посещений в день, не требующих обязатель­ной компетенции терапевта.

В процессе становления НОТ выяснилось, что медицинские сестры в стационаре очень загружены ведением медицинской документации, сугубо хозяйст­венной деятельностью, не требующей медицинских знаний, что снижает эффективность их труда при зна­чительной затрате физических сил.

Рационализацию труда медицинских сестер нельзя проводить в отрыве от врачебной работы. Вся прак­тическая деятельность врачей и сестер, все виды и формы НОТ могут потерять свое значение и не дать эффекта, если персонал игнорирует или нарушает принципы деонтологии. НОТ и забота о культуре ме­дицинского персонала, о должном его проведении и обращении с больными — это единый процесс, звенья одной цепи.

Формы разделения и кооперации труда, если они выбраны правильно и отвечают конкретным усло­виям данного медицинского учреждения, непременно должны способствовать экономии времени, сокраще­нию материальных затрат, повышению эффективно­сти труда. Практика показывает, что рациональное разделение и кооперация труда способствуют повы­шению его содержательности, квалификации и твор­ческой активности медицинских работников; устра­няются однообразие, монотонность труда, уменьшается утомляемость. Важнейшими моментами в области НОТ являются улучшение условий труда и рациональ­ная организация рабочего места медицинского персо­нала. Проводимая работа по внедрению НОТ убеди­тельно свидетельствует о большой ее эффективности.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

I. На должность медицинской сестры лечебно-профи­лактического учреждения назначаются лица, окончив­шие медицинские школы или курсы медицинских се­стер, фельдшеров со_ сроком обучения не менее 2 лет и получившие свидетельство о присвоении им звания фельдшера, медицинской сестры.

II. В своей работе медицинская сестра обязана вы­полнять предписания и указания врачей, под руко­водством которых она работает.

III. Медицинская сестра в больницах, внебольнич-ных лечебно-профилактических учреждениях и на до­му по назначению врача имеет право выполнять сле­дующие манипуляции: 1) зондировать и промывать желудок; 2) ставить клизмы всех видов (очиститель­ные, сифонные, питательные, капельные); 3) вводить газоотводную трубку; 4) производить катетеризацию мочевого пузыря мягким резиновым катетером; 5) промывать мочевой пузырь; 6) спринцевать влага­лище; 7) ставить горчичники, пиявки, банки; 8) вти­рать лекарственные вещества; 9) производить под­кожные и внутримышечные инъекции, внутривенные вливания (последние по разрешению врача); 10) ста­вить компрессы; 11) измерять артериальное давление; 12) накладывать кровоостанавливающие жгуты; 13) производить искусственное дыхание; 14) оказы­вать первую помощь при травматических поврежде­ниях, отравлениях, отморожениях, ожогах и т. д.; 15) проводить аутогемотерапию; 16) ставить функци­ональные пробы (спирометрия и др.); 17) брать маз­ки из зева и половых органов; 18) применять физио­терапевтические процедуры по назначению врача; 19) производить смазывание глотки; 20) промывать уши (серные пробки); 21) приготовлять туберкулин во всех разведениях для туберкулинодиагностики.

IV. Каждая медицинская сестра должна уметь обеспечить перевозку и переноску тяжелобольных и раненых и в необходимых случаях организовать их транспортировку, а также выполнять элементарные лабораторные исследования (анализ мочи на белок, приготовление мазков крови, анализ крови на гемо­глобин, СОЭ >>.

V. В обязанности медицинской сестры входит:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: