Цель: Проверить уровень знаний студентов в умении строить доверительные интервалы.
Форма проведения: решение задач
Задание № 1. Решите следующие задачи:
№1 Производительность труда рабочих некоторого цеха является нормально распределенной случайной величиной с математическим ожиданием 90 кг за смену и стандартным отклонением 15 кг за смену. Вычислите долю рабочих, производительность которых: 1) лежит в промежутке от 80 до 110 кг за смену; 2) превышает 110 кг за смену; 3) не менее 80 кг; 4) какой следует установить норму дневной выработки, чтобы 90% рабочих её выполнили.
№2 Произведена выборка объема п=1000 штук. 120 из них оказались бракованными. Найти доверительный интервал доли бракованных изделий в генеральной совокупности для доверительной вероятности р=99%
№3 Выборка из большой партии электроламп содержит 100 ламп. Средняя продолжительность работы лампы из выборки оказалась равной 1000 ч. Найти 95% доверительный интервал для средней продолжительности работы лампы, случайно выбранной из всей партии, если время работы является нормально распределенной случайной величиной со стандартным отклонением 40 ч.
Задание №2. Выполните тест:
1. Какие виды оценок существуют?
a) Эффективные и неэффективные
b) Точечные и интервальные
c) Несмещенные и смещенные
d) Состоятельные и несостоятельные
e) Доверительные и вероятностные
2. Какими свойствами должна обладать статистическая оценка?
a) Статистическая оценка должна быть смещенной и точной.
b) Статистическая оценка должна быть несмещенной, эффективной и состоятельной.
c) Статистическая оценка должна иметь наименьшую дисперсию.
d) Статистическая оценка не должна иметь систематической ошибки и иметь наименьшую дисперсию.
e) Статистическая оценка должна быть смещенной и не иметь систематической ошибки.
3. Какая статистическая оценка называется несмещенной?
a) Если она имеет наименьшую дисперсию:
b) Если её математическое ожидание равно оцениваемому параметру:
c) Оценка, которая дает точное значение для большой выборки:
d) Если она имеет наименьшее математическое ожидание:
e) Если ее дисперсия равна оцениваемому параметру:
4. Какая оценка называется интервальной?
a) Числовое значение параметра , полученное по выборке объема п.
b) Функция результатов наблюдения над случайной величиной Х, с помощью которой судят о значениях параметра .
c) Интервал внутри, которого с наперед заданной вероятностью находится точное значение оцениваемого параметра
d) Интервал, в котором находится оцениваемый параметр .
5. Какая оценка называется точечной?
a) Числовое значение параметра , полученное по выборке объема п.
b) Интервал внутри, которого с наперед заданной вероятностью находится точное значение оцениваемого параметра
c) Функция результатов наблюдения над случайной величиной Х, с помощью которой судят о значениях параметра .
d) Интервал, в котором находится оцениваемый параметр .
Методические рекомендации:
Выполнить задания в соответствии с условием (задание № 1). Ответить на тестовые задания в конце занятия для закрепления материала.
Литература:
1."Эконометрика" под редакцией И.И. Елисеевой, М: Финансы и статистика", 2002
2."Практикум по эконометрике" под редакцией И.И. Елисеевой, М: Финансы и статистика, 2002
3.Кристофер Доугерти "Введение в эконометрику" М: Ифра-М, 1999
4.Мардас А.Н. "Эконометрика" Учебное пособие, С-Пб "Питер", 2001
5.Бережная Е.В., Бережной В.И. "Математические методы моделирования экономических систем" М: Финансы и статистика, 2003