Информационное обеспечение коммерческой деятельности в России

Реформирование экономики России, формирование, функционирование и развитие товарных рынков вызвали к жизни различные формы информационного обеспечения коммерческой деятельности.

В ходе исследования деятельности участников информационного рынка выяснилось, что для них наиболее существенное значение имеют:

§ содержание информации;

§ субъекты информационного рынка;

§ способы передачи информации;

§ формы информационного продукта;

§ методы активного продвижения коммерческой информации.

По содержанию преобладает потребность в информации о ценах; закупках и продаже товаров; конъюнктуре товарных рынков в целом; производстве; потребительских качествах и ассортименте товаров; запасах; контрагентах для обеспечения надежности коммерческих связей; показателях и методах диагностики деятельности коммерческих организаций для принятия управленческих решений.

По субъектам рынка наибольший интерес представляют потребители, изготовители, торгово-посреднические организации, кредитно-финансовые организации.

По способам передачи информации лидируют телефакс, газеты, журналы, компьютерные дискеты, почта, телефон, радио, телевидение. Затем идут аудио- и видеокассеты.

По формам информационного продукта предпочтение отдается конъюнктурным обзорам, газетным и журнальным статьям, данным статистическо-бухгалтерского и оперативного учета, радио- и телеинтервью, книгам, брошюрам, научно-популярным и документальным фильмам, заседаниям круглых столов.

Недостающая потребность в коммерческой информации требует применения методов ее активного продвижения. Среди них: адресное предложение коммерческих изданий (метод прямого маркетинга); предоставление ценовых льгот постоянным пользователям информации; компенсация информационных услуг собственным информационным продуктом. Важна ориентация коммерческой информации на деловую компетентность. Необходимо применение выгодных нововведений путем квалифицированных комментариев и практических советов.

Целесообразно периодически организовывать российские, региональные и межрегиональные ярмарки коммерческой информации, на которых можно было бы продать и купить необходимую информацию на соответствующих носителях или заключать договоры о приеме предприятия-заказчика на абонентское информационное обслуживание. Исключительно важное значение имеет формирование национальной системы информационного обеспечения коммерческой деятельности.

Оценка эффективности затрат на коммерческую информацию отличается от традиционных подходов к оценке эффективности других экономических явлений, когда затраты сопоставляются с прибылью за единицу времени. Дать или получить максимум информации в единицу времени, компенсируемой соответствующей прибылью, - не в этом эффективность коммерческой информации. Эффективность - в извлечении из информации таких выводов для принятия управленческих решений, которые не ограничиваются получением прибыли, а нацелены на развитие коммерческого дела, обеспечение долговременной перспективы роста на конкурентном рынке, удовлетворение общественных потребностей, личных интересов руководителей и работников, роста их престижа, квалификации, уверенности в себе и благополучия.

Специальное исследование позволило оценить долю издержек производства и обращения, которая затрачивается участниками российского рынка на информацию.

Из приведенных в табл. 8.1 данных видно, что лишь 5-6% издержек производства и обращения приходится на информацию. Причем 80-82% из них отводится рекламе и лишь 18-20% - другим информационным нуждам. Эти остаточные средства (после затрат на рекламу) расходуются на Интернет, Госкомстат РФ, научно-исследовательные и проектно-конструкторские работы, книги, брошюры, центральную и региональную деловую прессу.

Обращает на себя внимание, что расходы на центральную и региональную деловую прессу равны и имеют тенденцию к уменьшению. Расходы на Интернет значительно превышают затраты на деловую прессу и имеют тенденции к росту.

Таблица 8.1

Доля затрат на информацию торгово-посреднических и производственных организаций и предприятий (в процентах к общей сумме дохода)

Затраты на информацию 1997 г. 1998 г.
Всего 5,0 6,0
В том числе: реклама центральная деловая пресса региональная деловая пресса книги, брошюры радио телевидение Госкомитет Интернет 80,0 2,0 2,0 1,5 1,0 6,0 1,0 5,0 80,0 1,0 1,0 1,5 0,5 5,0 0,5 6,0
Заказы научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ 3,0 3,0
Из них: изучение конъюнктуры товарных рынков совершенствование организации и методов работы совершенствование экономического механизма 80,0 10,0 10,0 85,0 8,0 7,0

В заказах организаций и предприятий на научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы преобладают расходы на изучение конъюнктуры товарных рынков (80-85%). Остальные средства направляются на научно-исследовательские работы по совершенствованию организации и методов работы, на совершенствование экономического механизма.

Еще более скромными выглядят данные о доле дохода, получаемого торгово-посредническими и производственными организациями и предприятиями за счет реализации предоставляемых ими информационных услуг (табл. 8.2).

Таблица 8.2

Доля дохода, получаемого торгово-посредническими и производственными организациями и предприятиями от реализации предоставляемых ими информационных услуг (в процентах к общей сумме дохода)

Доход от реализации информационных услуг 1997 г. 1998 г.
Всего 10,0 15,0
В том числе: каталоги информация о конъюнктуре товарных рынков информационные бюллетени о деятельности организации 10,0 — 90,0 10,0 — 90,0

Всего доля дохода, получаемого торгово-посредническими и производственными организациями и предприятиями от реализации информационных услуг, в общем объеме дохода составляет 10-15%. Эти доходы получаются в основном от подготовки и реализации информационных бюллетеней о деятельности организации (90%) и лишь 10% от информационных услуг приходится на каталоги. Доходы от информации о конъюнктуре товарных рынков, проведения покупательских конференций и предоставления других информационных услуг коммерческого характера не показаны.

Полученные данные свидетельствуют о том, что участники рынка еще недостаточно четко представляют себе значение информационных услуг коммерческого характера в условиях рынка. Поэтому они слабо используют возможности производства и реализации информационных услуг, получения дохода и прибыли от них, несмотря на большую потребность в этих услугах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: