ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
"МАРКЕТИНГ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ"
Сущность современной концепции маркетинга
Маркетинг – один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание. Этот термин появился в экономической литературе США на рубеже 19 и 20 вв., что было обусловлено необходимостью совершенствования сложившейся системы управления рыночной деятельностью. В основе термина «маркетинг» лежит слово «market», что означает «рынок». Поэтому можно сказать, что: маркетинг – это методология или набор методик специальной деятельности для обеспечения условий длительного и устойчивого существования предприятия на рынке.
Ключевыми словами в современной концепции маркетинга являются:
- потребность (нужда в чем-либо);
- желание (потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем человека),
- спрос (потребность, обеспеченная деньгами);
- продукт (это все, что может удовлетворить какие-нибудь потребности);
- обмен (способ получения от кого-то желаемого продукта путем предложения ему чего-то взамен);
- сделка (торговая операция между двумя сторонами, включающая соглашение об условиях, сроках, и месте её реализации);
- рынок (совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-либо продуктов, т.е. место, где совершаются сделки).
Отсюда следует, что потребности выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты; осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый в виде определенной сделки. Таким образом, что маркетинг направляет экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей миллионов потребителей.
В настоящее время существует не менее 2 тыс. определений понятия «маркетинг». Рассмотрим лишь некоторые из этих определений.
1) Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена.
Неправильным является отождествление маркетинга со сбытом и стимулированием. Сбыт – верхушка маркетингового айсберга, часть более масштабного комплекса маркетинга.
2) Маркетинг – систематизированная деятельность, связанная с разработкой, созданием и реализацией продукции для удовлетворения личных или общественных потребностей.
Таким образом, концепция маркетинга состоит в том, чтобы производство товаров и оказание услуг обязательно ориентировалось на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка.
Концепция маркетинга (система взглядов, идеология) претерпевала эволюционное развитие.
Известны следующие концепции маркетинга:
1) производственная концепция (1860 – 1920) – (главная цель – совершенствование производства, рост продаж, максимизация прибыли);
2) товарная концепция (1920-1950) – (главная цель – совершенствование потребительских свойств товара, т.е. производство качественных товаров);
3) сбытовая концепция (1930-1950) – (главная цель – интенсификация сбыта товаров, т. е. развитие сбытовой сети, каналов сбыта);
4) концепция традиционного маркетинга (1960-1980) – (главная цель - удовлетворение нужд, потребностей целевых рынков, т.е. производство того, что нужно потребителю);
5) концепция социально-этического маркетинга (1980-1995) – (главная цель – удовлетворение нужд, потребностей целевых рынков при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и др. ресурсов, охраны окружающей среды);
6) концепция маркетинга взаимодействия (с 1995 по настоящее время) – (главная цель – удовлетворение потребностей потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия, т.е. производство того, что удовлетворяет потребителей и партнеров по бизнесу).