Маркетинговая среда – это совокупность активных факторов за пределами предприятия, влияющих на его стратегию. Маркетинговая среда слагается из микро- и макросреды.
Микросреда представлена факторами, имеющими непосредственное отношение к предприятию.
Макросреда представлена факторами более широкого социального плана.
Основные факторы микросреды предприятия:
1)Поставщики – это независимые фирмы и отдельные лица, осуществляющие поставки сырья, оборудования, комплектующих изделий и т.д. данному предприятию.
2)Посредники – это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении товаров.
3)Конкуренты – это фирмы, группы людей, занимающихся производством и реализацией аналогичных товаров.
4)Клиентура – это непосредственные потребители товаров. Это могут быть индивидуальные потребители, семьи, представители производственных и торговых предприятий, государственных и общественных учреждений ит.д.
5)Контактные аудитории (медиасреда) – любые группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности предприятия и оказывающие влияние на его работу. Контактные аудитории можно подразделить на: финансовые круги; средства массовой информации; государственные учреждения; гражданские группы действий (группы защитников окружающей среды); местное население; люди, имеющие влияние на широкую публику; внутренние контактные аудитории.
|
|
Основные факторы макросреды предприятия:
1) Демографические факторы – их характеризуют такие показатели, как: общая численность населения, его возрастно-половой состав; данные по миграции населения, росту и снижению общей численности, рождаемости и смертности, продолжительности жизни и браков, жизненному циклу семьи, уровню здоровья.
2)Экономические факторы – их характеризуют такие показатели, как: уровень покупательной способности и причины, его обусловливающие; величина текущих доходов и расходов, уровень цен, размер сбережений, доступность получения кредита.
3)Природные факторы – их характеризуют такие показатели, как: состояние окружающей среды, наличие природных и энергетических ресурсов и оптимальные на них цены.
4)Научно-технические факторы – их характеризуют такие показатели как: ускорение НТП, рост ассигнований на НИКР; ужесточение государственного контроля над доброкачественностью товаров.
5) Политико-правовые факторы – их характеризуют такие показатели как: законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность; контроль выполнения законов; наличие различных общественных организаций по защите интересов потребителя.
6)Факторы развития культуры – их характеризуют такие показатели как: приверженность традиционным культурным ценностям, взаимоотношения людей друг с другом, отношения людей к себе, к общественным институтам, обществу, природе.
Вывод: важнейшим обстоятельством, обеспечивающим прибыльность работы предприятия, считается точный и своевременный учет влияния факторов микро- и макросреды предприятия.