Понятие рынка в маркетинге, его виды и условия эффективного функционирования

Ключевым элементом рыночной экономики является понятие «рынок».

Рынок – это сфера обмена, где действует совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей. В обиходе рынком называют место, где совершается сделка купли-продажи.

Основными составляющими (элементами) рынка являются: продавец, покупатель, продукт.

Для понимания сущности рынка следует выделить наиболее общие признаки рынка и их основные характеристики.

Первый отличительный признак рынка – взаимодействие продавцов и покупателей. Одна из важных задач маркетинга для предприятий – стремление достичь равновесного состояния между спросом и предложением товаров и услуг. На практике такого равновесия в течение длительного периода времени достичь сложно. Чаще всего случается рыночная ситуация, когда либо спрос на товары и услуги превышает их предложение (рынок продавца), либо предложение превышает спрос (рынок покупателя).

Второй отличительный признак рынка – его конкурентный характер. Конкурентами на рынке могут выступать такие субъекты рынка, как предприниматели, индивидуальные или коллективные потребители продукции, государственные и общественные организации. На рынке покупателя неизбежна конкуренция между предпринимателями, вступающими во взаимное соперничество за внимание покупателей. И, наоборот, на рынке продавца имеет место соперничество между покупателями за внимание продавца.

Третий признак современного рынка – стабилизация отношений между субъектами рынка на основе интеграции, когда они, сохраняя стремление к взаимному соперничеству, вместе с тем оказываются заинтересованными в противодействии монополизации экономики. Примерами такой интеграции могут служить социальное партнёрство в сфере занятости населения, создания систем переквалификации трудовых ресурсов и т.д.

Различают следующие виды рынков:

I. Товарный рынок (рынок товаров и услуг), в том числе

- потребительский рынок (это рынок товаров массового спроса, т.е. для личного, семейного и домашнего пользования);

- рынок товаров производственно-технического назначения (это сырьё, материалы, оборудование, приборы, устройства, комплектующие изделия и т.д., т. е. товары и услуги для дальнейшего использования в производстве или перепродажи другим потребителям).

II. Финансовый рынок (рынок ценных бумаг капитала и кредитов);

III. Рынок труда (трудовых ресурсов или рабочей силы);

IV. Рынок земли и природных ресурсов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: