В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения значимости рынка интеллектуальных продуктов и финансового рынка.
В свою очередь указанные рынки подразделяются на:
- национальные;
- международные;
- внутренние.
Необходимо отметить, что важной характеристикой товарного рынка является его емкость, которая рассчитывается как сумма внутреннего производства товаров плюс импорт (прямой и косвенный) за вычетом экспорта (прямого и косвенного). Емкость обычно рассчитывается в натуральном и денежном выражениях по следующей формуле:
Ер = П+З+И-Э, где
П - национальное производство данного товара в данной стране;
З - остаток товарных запасов на складах организаций-изготовителей в данной стране;
И - импорт;
Э - экспорт.
Предприятие должно оперировать на рынке определенной емкости, где оно может получить достаточную экономию. Например, предприятие с общим оборотом в 1 млрд. долларов вряд ли стоит всерьез изучать возможность выхода на рынок (сегмент рынка), где совокупный объем продаж не может превысить 1 млн. долларов.
|
|
Перед любым предприятием, выходящим со своей продукцией на рынок, неизменно встает задача анализа этого рынка, включающая:
- конъюнктурные и прогнозные исследования рынка (конъюнктура рынка – результат взаимодействия спроса и предложения и его влияние на динамику развития цены);
- определение емкости рынка;
- изучение конкурентов и их стратегий;
- исследование возможной реакции покупателей и конкурентов на введение нового товара.
Функции рынка: организующая, координирующая, ценообразующая, интегрирующая, регулирующая, санирующая.
Условия эффективного функционирования рынка:
1. Право всех производить, продавать, покупать все (в рамках закона).
2.Право установления свободной цены, на которую найдется потребитель.
3.Свободнай доступ (в рамках закона) в любые отрасли производства или оказания услуг.
Вывод: рынок – регулятор процесса производства и потребления и координатор процесса купли-продажи.