double arrow

Выбор целевого сегмента

Выбор того или иного целевого сегмента основан на оценке его привлекательности, которая характеризуется такими пара­метрами, как:

— размер сегмента (число потенциальных покупателей);

— платежеспособность (иногда лучше обслуживать малое число потребителей с высокими доходами);

— уровень конкуренции и резервы организации (каким бы привлекательным ни был сегмент, не имеет смысла выходить на него, если нет возможности завоевать определенную долю рынка).

Необходимо знать привлекательность сегмента в перспекти­ве, для чего следует анализировать тенденции социально-эконо­мического развития на уровне всего народного хозяйства и конкретно базового рынка.

В России численность городского населения стремитель­но растет: с 55% от общей численности населения страны в 1950-х годах до 73% в настоящее время[41]. Сейчас в развитых странах мира наблюдается тенденция к миграции населения в пригород мегаполисов, что характерно и для России, но в меньших масштабах. Этого нельзя не учитывать при выборе месторасположения предприятий розничной торговли. Привле­кательность торговых участков, расположенных в пригородной зоне, с течением времени возрастет. Наверно, это одна из причин, почему крупные сети супермаркетов приобретают удач­но расположенные магазины на окраине Москвы (районы Ми­тино, Бутово и т.д.).

Мобильность покупателей является очень важной характе­ристикой для розничной торговли, так как магазины обслужи­вают местные рынки и четко определенные демографические группы. Если население часто меняет место жительства, магази­нам сложнее определить целевую группу покупателей, которая в настоящий момент живет в их районе. Предприятия розничной торговли должны быть готовы к обслуживанию групп населе­ния, прибывающих в их район (торговую зону). Мобильность населения создает преимущество для сетевых магазинов, так как, даже меняя место жительства, покупатель сохраняет при­верженность к торговым услугам определенного качества, гаран­тируемого магазинами определенной сети.

Рост численности населения в стране рассматривается как синоним роста рынка для розничной торговли. Оценить данный рост можно на основании оценки показателей фертилъности, продолжительности жизни и иммиграционного баланса.

В России по показателю фертильности (способность женщи­ны родить ребенка в возрасте от 15 до 49 лет) наблюдается тенденция резкого снижения. В 1960 г. он был равен 2,6, в то время как к 1999 г. упал до 1,2. Роста рождаемости в России не наблюдается, что напрямую ведет к снижению численности населения.

Средняя продолжительность жизни в России в 1970 г. составляла 63 года для мужчин и 74 — для женщин, а в 1999 г. она снизилась до 60 и 72 лет соответственно.

Численность мигрантов в 1999 г. составила 370 000 человек (в основном за счет беженцев и граждан стран СНГ). Они, однако, обладают невысоким платежеспособным спросом.

Средний прирост населения в стране отрицателен, что ощу­тимо влияет на объем оказания торговых услуг предприятиями розничной торговли. Несмотря на это, уровень обеспеченности торговыми предприятиями в нашей стране еще недостаточен.

Распределение населения между основными возрастными группами меняется довольно быстро, что ведет к регулярному пересмотру стратегий позиционирования предприятий рознич­ной торговли. В России средний возраст населения увеличился и в 1999 г. составил 37 лет, что на 2,3 года больше, чем в 1989 г. (за счет многочисленности сегмента людей старше 55 лет). С 1979 г. величина «седого рынка» России возросла на 50%. Многочисленным слоем населения России являются и люди 35-45 лет, которые уделяют большое внимание своей семье и финансируют другие возрастные группы (например, своих детей или родителей). В 2000 г. в России их доля составила 17% от населения страны. Предприятия розничной торговли должны учитывать потребности этих групп населения при формировании ценовой и ассортиментной политики.

Существует тесная связь между уровнем образования насе­ления, его вкусами и покупательскими ожиданиями. Люди, имеющие высшее образование, по покупательскому поведению отличаются от людей, которые его не получили. Более образо­ванные люди бдительнее относятся к цене и качеству предлага­емого продукта, а также к рекламным призывам, направленным на них.

Относительно новым социальным феноменом, появившимся за последнюю четверть века, является новая модель семьи. Требования сегмента одиноких людей будут оказывать огромное влияние на работу магазинов в России. Увеличение числа домо-хозяйств, состоящих из 1-2 членов семьи (взрослый и ребенок), открывает большие возможности для розничной торговли. Для наилучшего обслуживания этого сегмента магазины должны адаптировать свой график работы под временные возможности такого покупателя.

Тенденции в изменении платежеспособного спроса основы­ваются на показателях дохода и личных сбережений.

Низкий среднедушевой доход населения России делает при­влекательным для современной розничной торговли формат магазина-дискаунтера. Россияне стали меньше тратить, предпо­читая экономить, а значит, магазинам стоит приготовиться к тому, что люди среднего возраста и старше сократят свои расходы на покупки и будут копить средства, чтобы обеспечить себе старость.

Наблюдающийся в России рост численности работающих женщин — одна из причин, по которой особым конкурентным преимуществом магазина могут стать поздние часы работы и наличие широкого ассортимента продуктов питания быстрого приготовления, а также услуги по присмотру за детьми во время нахождения родителей в магазине.

В России наблюдается перемена ролей мужчины и женщи­ны. Многие мужчины предпочитают оставаться дома и занимать­ся домашним хозяйством, в то время как их жены становятся главными «добытчиками» в семье. Новые роли мужчин часто предполагают покупку предметов бытовой химии и других то­варов повседневного спроса. Особо ценным для них будет предоставление более широкой информации по данным товар­ным категориям в торговом зале и использование технологий мерчандайзинга.

Западный опыт демонстрирует определенную тенденцию — многие из семей, особенно те, в которых оба супруга работают, стали больше интересоваться экономией не денег, а времени, которое они могут потратить в магазине. Исследования, прове­денные американским Институтом по продвижению продуктов питания[42], показали, что половина всех покупателей продуктов питания будет совершать покупки гораздо чаще, если сможет это делать быстрее. Неудивительно, что заказ но почте, телемар­кетинг и телемагазины приобрели столь широкое распростране­ние. Проблему экономии времени магазины могут решить путем введения касс экспресс-оплаты, формирования предваритель­ных заказов по телефону, доставки покупки на дом, новаций в области горизонтального и вертикального распределения в тор­говом зале. В нашей стране также можно отметить подобные изменения в спросе.

Структура целевого сегмента может быть неоднородна. В самом общем виде подгруппы покупателей могут быть выделены на основе уровня их лояльности. О структурном составе своего целевого рынка необходимо знать любому магазину, так как каждая из подгрупп покупателей требует индивидуального мар­кетингового подхода и способа коммуникации. Труднее всего влиять на сегмент покупателей — приверженцев магазинов-кон­курентов.

Потребителей торговых услуг конкретного предприятия роз­ничной торговли можно разбить на следующие подгруппы:

— жители, проживающие в близлежащем микрорайоне;

— пешеходы — жители других микрорайонов;

— проезжающие мимо (владельцы автомашин и пассажиры);

— люди, специально приезжающие в данный магазин за
покупками.

Эти подгруппы покупателей отличаются по частоте соверша­емых покупок в конкретном магазине, поэтому предприятие розничной торговли может направить свои усилия на то, чтобы перевести как можно большее число людей из второй и третьей категории в четвертую. Для этого существуют специальные маркетинговые приемы, но действовать они будут только в случае их четкой нацеленности на потребности потенциальных покупателей.

Выделяют три подхода к стратегии охвата выбранных целе­вых сегментов:

— недифференцированный маркетинг;

— дифференцированный маркетинг;

— концентрированный маркетинг (рис. 7.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: