Недифференцированный маркетинг
Рис. 7.2. Различия в подходах к охвату выбранных целевых сегментов рынка
Стрелками на рис. 7.2 обозначены особые торговые услуги, которые предприятия розничной торговли предлагают одному, нескольким или всем сегментам потребителей.
Недифференцированный маркетинг основан на обращении с одним и тем же торговым предложением ко всему рынку сразу и предполагает экономию за счет масштабов деятельности. В этом случае торговля концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, какие потребности у них одинаковы. Все торговые предприятия, избравшие для себя подобную тактику работы с покупателями, используют, как правило, максимально широкий ассортимент, рассчитывая на то, что каждый зашедший покупатель найдет нужный ему товар. Данную стратегию охвата используют, например, магазины «Электронный рай» и торговый центр «Горбушка», которые не предусматривают специальных предложений для различных слоев населения, а приглашают воспользоваться своими услугами всех желающих.
|
|
Стратегию дифференцированного маркетинга характеризует выделение отдельных сегментов рынка и предложение отличающихся торговых услуг для каждого из них, т.е. вырабатывается сразу несколько «магазинных формул». Эффект от использования данной стратегии охвата зиждется на стремлении более полным образом удовлетворить различающиеся потребности разных групп потенциальных покупателей.
К практике дифференцированного маркетинга прибегает все большее число торговых фирм. Прекрасным примером может являться американская фирма «Эдисон бразерс», которая владеет 900 обувными магазинами, объединенными в сети четырех видов, каждая из которых рассчитана на отдельный сегмент рынка. В магазинах сети «Чандлер» продают дорогую обувь, в «Бейкер» — обувь по умеренным ценам. Сеть «Бэрт» предлагает обувь для покупателей с ограниченными средствами, а «Уайлд пэйр» ориентирована на любителей обуви яркого, эксцентричного стиля. На Стейт-стрит в Чикаго магазины «Бэрт», «Чандлер» и «Бейкер» находятся в трех соседних кварталах. Столь близкое расположение не вредит магазинам, поскольку они ориентированы на различные сегменты рынка. Подобная стратегия помогла фирме «Эдисон бразерс» превратиться в самого крупного в стране розничного торговца женской обувью.
В России показательным примером является розничная торговая сеть «Перекресток»: для среднего класса руководством компании разработана формула супермаркетов «Перекресток» с широким ассортиментом продуктов питания, а для слоев населения с низкими доходами — формула «Мини-перекрестка», где ассортимент значительно уже, упрощенные требования к условиям продажи, но зато уровень цен ниже.
|
|
В основу стратегии концентрированного маркетинга заложено фокусирование усилий магазина на удовлетворении потребностей одного сегмента потенциальных покупателей и достижении за счет этого высокого уровня их лояльности. Благодаря этому предприятие розничной торговли обеспечивает себе прочную рыночную позицию (устойчивую долю рынка) в обслуживаемом сегменте, поскольку оно лучше других знает и удовлетворяет нужды и желания данной группы потребителей. Удачным примером использования этой стратегии можно считать
деятельность розничной сети магазинов «Три толстяка», которая стремится как можно полнее удовлетворить потребности в одежде и обуви людей с определенным достатком, имеющих большие размеры.
В то же время концентрированный маркетинг связан с повышенным уровнем риска. Избранный сегмент рынка из-за неправильной оценки или в результате определенных изменений вкусов и потребностей может не оправдать возложенных на него надежд. Наверное, поэтому многие торговые фирмы предпочитают диверсифицировать свою деятельность, стремясь охватить сразу несколько различных сегментов.