Основы организации безналичных расчетов

Система безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов

В соответствии с действующим законодательством расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием физических лиц могут осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме.

Система безналичных расчетов включает в себя следующие элементы:

1. принципы организации безналичных расчетов;

2. способы, источники и очередность платежей;

3. формы безналичных расчетов.

Все безналичные расчеты производятся с обязательным использованием расчетных документов, которые осуществляют движение между хозяйствующими субъектами и банками.

Движение расчетных документов по всем пунктам маршрута движения называется документооборотом.

Для осуществления безналичных расчетов необходимо, чтобы деньги хранились в безналичном виде, т.е. на счетах в банках. Поэтому банки открывают клиентам следующие виды счетов:

1 – расчетный счет – это счет, открываемый юридическим лицам, а также физическим лицам (зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей), осуществляющих свою деятельность на принципах коммерческого расчета. Эти субъекты должны платить налоги или иметь самостоятельный баланс.

Расчетные счета предназначены для: зачисления выручки от реализации продукции (работ, услуг); учета внереализационных доходов и сумм, полученных от банков кредитов и иных поступлений; осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с работниками по выплате им заработной платы, с внебюджетными фондами, а также осуществления платежей по решению суда и иных органов, правомочных принимать решение о бесспорном списании средств с расчетного счета юридического лица, и др.

Владелец расчетного счета вправе использовать средства этого счета по своему усмотрению, обладает полной экономической независимостью и имеет право вступать в кредитные отношения с банком.

2 – текущий счет – это счет, открываемый учреждениям и организациям, не занимающимся предпринимательской деятельностью (бюджетные, общественные, религиозные, благотворительные и др.).

Владелец текущего счета имеет право использовать средства данного счета только в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Операции по данному счету ограничены и перечень их устанавливается при открытии счета. Владельцы данного счета не имеют права вступать в кредитные отношения с банком. Если организация занимается как бюджетной, так и коммерческой деятельностью, то ей может быть открыт и текущий, и расчетный счет.

3 – контокоррентный счет – это активно-пассивный счет, открываемый банком наиболее надежным клиентам.

По дебету отражаются все расходы клиента, а по кредиту – поступления средств на счет клиента. Ежедневно выводится сальдо.

Кредитовое сальдо означает, что у клиента есть свободные средства. На величину кредитового сальдо начисляется процент в пользу клиента.

Дебитовое сальдо означает, что банк предоставил кредит клиенту, и на сумму этого сальдо начисляется процент в пользу банка. Величина дебетового сальдо лимитируется, размер лимита определяется при открытии контокоррентного счета.

При открытии данного счета все остальные счета закрываются, т. к. на этом счете отражаются все операции, включая и ссудные (кредитные).

4 – расчетный счет с овердрафтом

Овердрафт – это кредитование дебитового сальдо. В отличие от контокоррентного счета банк допускает превышение расходов клиента над его доходами лишь в заранее оговоренных случаях.

5 – ссудные счета – открываются банком при выдаче кредитов. По дебиту отражается сумма выданной ссуды, а по кредиту – погашение.

Система безналичных расчетов основывается на следующих принципах:

1) безналичные расчеты проводятся путем перевода средств со счета на счет в банках, поэтому клиенты должны держать деньги в банке;

2) хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают форму безналичных расчетов. Банку при этом отводится роль посредника в платежах;

3) платежи со счетов должны производится только по распоряжению владельцев счета в порядке установленной ими очередности;

4) взаимные претензии между участниками безналичных расчетов разрешаются ими самостоятельно без участия банков;

5) банк несет материальную ответственность за несвоевременное или неправильное списание или зачисление средств.

6) способы платежей, т.е. порядок, применяемый при проведении безналичных расчетов. Известны следующие способы платежа:

1 – глобальный платеж – это платеж в полной сумме, указанной в документе;

2 – платеж в сумме сальдо взаимных требований плательщика и получателя денег;

3 – плановый платеж – это перечисление денег со счета покупателя на счет поставщика в плановой сумме стоимости поставляемых товаров;

4 – гарантированный платеж с предварительным депонированием средств;

5 – гарантированный платеж без предварительного депонирования средств.

Источником платежа могут служить:

1) собственные средства предприятий и организаций;

2) кредиты банков;

3) ассигнования из бюджета.

Очередность платежей – в настоящее время принята следующая очередность платежей – выделяются 5 групп первоочередных платежей:

1 группа – платежи для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

2 группа – платежи по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в т.ч. по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

3 группа – расчеты по оплате труда, отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования;

4 группа – платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

5 группа – удовлетворение других денежных требований.

Все остальные платежи должны осуществляться в порядке календарной очередности поступлений платежных документов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: