Глава 1. Теоретические основы разработки бизнес-проекта предприятия общественного питания

1.1. Основные понятия, содержание и методология бизнес-плана

В условиях быстрых изменений в экономике очень важно своевременно принимать соответствующие меры реагирования. Неоценимую помощь здесь оказывает планирование, позволяющее проанализировать весь комплекс будущих операций бизнеса. Именно на основе планирования дальнейшего развития предприятия появляется реальная возможность минимизировать внутренние и часть внешних рисков компании, сохранить гибкость управления производством. Если работа без плана является вынужденной реакцией на уже произошедшие события, то деятельность на основе плана – управленческая реакция на ожидаемые и запланированные явления. Любая конструкция создается сначала на бумаге. Дом, самолет, космический корабль и компьютер начинаются с чертежей и расчетов.[1]

Бизнес-план – это документ, который убедительно демонстрирует способность вашей компании произвести и (что самое главное) продать достаточное количество товаров или услуг, что бы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов). Бизнес-план описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем[2].

Бизнес-план – это план построения вашего бизнеса, и к нему надо отнестись с соответствующим вниманием. Точно так же, как чертеж или расчет, бизнес-план – это размышление перед действием. Именно он позволяет проверить все «за» и «против», прежде чем браться за дело и искать ресурсы.

Обращение к бизнес-плану, как правило, происходит тогда, когда компании необходимы перемены и когда для их осуществления не хватает ресурсов компании. Важнейшим фактором, влияющим на судьбу обращения за необходимыми ресурсами и часто определяющим судьбу проекта, является качество предоставляемых материалов. Для того чтобы с вами говорили как с серьезным потенциальным партнером, необходимо предоставить бизнес-план.[3]

Ценность бизнес-плана тем не менее не ограничивается необходимостью убедить инвесторов в том, что у предприятия есть достойная поддержки бизнес-идея. Он имеет важное значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет содержание целей предприятия, а также время и пути их достижения.

Существуют четыре основные причины составления бизнес-плана:

1. Возможность обнаружить проблемы «на бумаге» до того, как они возникли. Бизнес-план в первую очередь нужен тому, кто задумывает изменения в своем бизнесе, и для того, чтобы взглянуть на себя со стороны. Новое дело всегда предполагает некоторый прогноз развития событий. Здесь обязательна попытка для самого себя уяснить основные направления бизнеса, его сильные и слабые стороны, прикинуть примерный объем денег. Все это необходимо для того, чтобы, трезво оценив ситуацию, иметь представление о реальных перспективах развития бизнеса.

2. Без бизнес-плана практически невозможно привлечение инвестиций.

Термин «бизнес-план» стал модным в 1991-1992 гг. Это было время «отрицательных» банковских ставок: инфляция больше, чем проценты по кредиту, поэтому отдавать нужно "пустые" деньги. В таких условиях получение кредита часто определялось личными взаимоотношениями банкира и заемщика, а не качеством бизнеса.

3. Бизнес-план – это стандартный документ ознакомления с предприятием и обязательное требование со стороны цивилизованного рынка. Его отсутствие является в глазах иностранных партнеров существенным недостатком предприятия, отражающим слабость управления компанией. Бизнес-план – это элемент имиджа вашего предприятия. Значительно убедительнее выглядит человек, который знает, как будет развиваться его фирма в течение ближайших лет, чем тот, который затрудняется ответить на этот вопрос.

4. Бизнес-план – это инструмент контроля и управления.

Подводя итог, отметим, что бизнес-план – это стартовая точка и базис плановой и исполнительской деятельности предприятия, единый источник стратегической информации о нем. Бизнес-план прямо воздействует на все результаты работы предприятия.[4]

Цели, методика и функции бизнес-плана

Целевая функция бизнес-плана, встающая перед руководством компании при разработке этого документа, заключается в том, что необходимо, прежде всего, решить для себя: какую цель (или цели) вы преследуете этой разработкой и постараться сформулировать эту цель в письменном виде. Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например[5]:

· уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;

· доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

· подготовить общественное мнение к проведению акционирования предприятия по схеме, которую автор считает оптимальной;

· убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др.

· привлечь внимание и усилить заинтересованность потенциального инвестора и т.д.[6]

Бизнес-план также призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

· определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

· оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

· выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

· проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

· просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции:

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в развившейся практике невозвращения кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени. Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера.[7]

Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.

1.2. Содержание бизнес-плана для ресторана

Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителя­ми равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитова­нии и финансировании тем производственным, предприниматель­ским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат.[8]

Бизнес-планы в ос­новном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.

Следовательно, любой инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных по­казателей производства и продажи товаров и услуг как на отечествен­ном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта.

Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получив­шим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышени­ем качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный созидательный результат:

· рост прибыли,

· увеличение доли рынка,

· удовлетворение требований покупателей,

· ускорение обо­рота продукции,

· создание новых рабочих мест и т.д.[9]

Бизнес-план представляет собой, по определению И.В. Липсица, документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения. Бизнес-план в конечном счете должен дать правильный ответ на такие важные во­просы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы.

Каждый предприниматель должен знать, сколь­ко будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей дея­тельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые планы.

Составление бизнес-плана служит пер­вым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональны­ми менеджерами, но и непосредственного участия самих предприни­мателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно необходимо на отечественных предприятиях, име­ющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов. Поэтому возникает вопрос о преемственности или соотношении широко известных в российской промышленности систем и методов планирования социаль­но-экономического развития предприятий и новых бизнес-планов.

В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприя­тия сводятся к решению следующих вопросов:

· какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;

· каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

· какие ресурсы и в каких количествах потребуются для органи­зации бизнес-проекта;

· сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надеж­ных поставщиков;

· каковы будут издержки на организацию производства и реали­зацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

· какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;

· какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

· каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.[10]

На начальных этапах составления бизнес-планов на те или иные бизнес-проекты достаточно приближенных ответов на основе выпол­нения укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В даль­нейшем требуется проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных планово-экономических показателей. Содержание бизнес-плана, его состав и степень детализации опреде­ляются взаимодействием таких факторов, как вид и объем выпускае­мой продукции, величина рыночного спроса и предложения, уровень развития и масштабы производства, источник финансирования бизнеса и платежеспособность предприятия и т.п. Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта, как подтверж­дает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели:

1) общие исходные данные и условия выполнения проекта;

2) рынок сбыта продукции и производственная мощность;

3) материальные факторы производства и требуемые ресурсы;

4) местонахождение предприятия и транспортные связи;

5) проектно-конструкторская документация;

6) организация предприятия и накладные расходы;

7) потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;

8) планирование сроков осуществления проекта;

9) финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.

Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых плано­во-экономических расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая ин­формация. В связи с этим рассмотрим примерную структуру действу­ющих на зарубежных фирмах бизнес-планов, раскрывающих более подробно как исходную информацию, так и разрабатываемые на ее основе плановые показатели.

1. Титульный лист:

· название и адрес фирмы;

· имена и адреса учре­дителей;

· суть предлагаемого проекта;

· стоимость проекта.

2. Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.

3. Анализ положения дел в отрасли:

· текущая ситуация и тенденции ее развития;

· потенциальные конкуренты;

· предполагаемые потреби­тели.

4. Существо предлагаемого проекта:

· выпускаемая продукция;

· вы­полняемые работы и услуги;

· необходимые помещения и оборудова­ние;

· требуемый административный и производственный персонал;

· сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

5. Производственный план:

· содержание технологического и производственного процессов;

· предполагаемые субподрядчики и партнеры;

· стоимость основных производственных фондов;

· номенклатура и объем выпуска продукции;

· перечень применяемых материалов; поставщики сырья.

6. План маркетинга:

· предполагаемые цены на продукцию;

· возможные каналы сбыта;

· реклама продукции;

· прогноз новых видов изде­лий;

· целевые показатели.

7. Организационный план:

· форма собственности;

· сведения о партнерах (пайщиках);

· мера ответственности партнеров;

· состав руководя­щих органов;

· организационная структура фирмы;

· распределение обязанностей и функций.

8. Финансовый план:

· план доходов и расходов;

· денежные поступления и платежи;

· балансовый план;

· точка самоокупаемости;

· основные источники денежных средств;

· порядок использования доходов.

9. Оценка риска:

· слабые стороны предприятия;

· вероятность появления новых технологий;

· альтернативные стратегии;

· надежность партнеров и поставщиков.

10.Приложения: перечень основных документов.[11]

Наличие типового содержания бизнес-плана расширяет границы его применения не только на больших, но и на малых предприятиях. Вместе с тем следует иметь в виду, что действующее российское зако­нодательство не закрепляет не только формы и порядок бизнес-пла­нирования, но и саму обязательность разработки таких планов. Однако бизнес-план уже занял свое прочное место в рос­сийском предпринимательстве.

1.3. Разработка бизнес-плана организации ресторанного бизнеса: основные этапы и особенности

Составление обоснованного бизнес-плана на осуществление ин­новационного проекта является весьма важным показателем не толь­ко высокой эффективности будущего предприятия, но и настоящего профессионализма его менеджеров и создателей. В современных ус­ловиях бизнес-план служит для производителей надежным инстру­ментом хозяйствования, а для инвесторов – основным ориентиром при кредитовании и финансировании предстоящего проекта. Объем и степень конкретизации любого бизнес-плана определяются его назначением, сферой деятельности, масштабом производства, суммой требуемых кредитов, репутацией фирмы и т.д. Новое и дорогостоя­щее предприятие предусматривает разработку подробного бизнес-пла­на, действующие высокорентабельные фирмы могут составлять крат­кие бизнес-предложения.

Все бизнес-планы, как правило, разраба­тываются с конкретной предпринимательской целью и на определен­ный срок действия проекта. При необходимости их содержание мо­жет дополняться или корректироваться. На крупные проекты, кроме сводного бизнес-плана, могут создаваться локальные бизнес-предло­жения. Разработчики делового плана в зависимости от его целевого назначения и круга специалистов или инвесторов, на которых он рассчитан, определяют содержание и концепцию построения бизнес-плана, а также систему и методику расчета важнейших технико-эко­номических показателей.

Как показывает проведенный анализ содержания типовых бизнес-планов, разработка основных плановых показателей не представляет большого затруднения для отечественных экономистов-менеджеров. Их состав и порядок расчета ничем не отличаются от ранее рассмо­тренных показателей внутрифирменного социально-экономического плана. Поэтому кажется необходимым раскрыть важнейшие особен­ности составления бизнес-планов в современном российском предпринимательстве и, в частности, таких новых для нас разделов, как резюме, описание продукта, выбор конкретной стратегии, план мар­кетинга и др.

Резюме – это сжатый обзор делового предложения, предназначен­ный привлечь внимание инвесторов к разрабатываемому бизнес-про­екту и получить необходимые кредиты для его практической реализа­ции. В нем должны быть показаны необходимость его финансирова­ния, а также планируемая эффективность и практическая реализуе­мость. Резюме составляется на основе уже готового бизнес-плана. Обычно из каждого раздела выбираются самые существенные иннова­ционные предложения и наиболее важные расчетные показатели. Ра­бота над подготовкой резюме, как показывает опыт развития россий­ского предпринимательства, является чрезвычайно важной и ответст­венной, поскольку если оно не произведет благоприятного впечатле­ния на будущих инвесторов и кредиторов о содержании бизнес-плана, то трудно будет рассчитывать в дальнейшем на получение денежных средств. Структура резюме может состоять из трех основных частей:

1) введение, в котором обосновывается главная цель предлагае­мого проекта, раскрываются сущность и новизна предложения, пока­зываются его созидательность, конкурентоспособность и социально-экономическая значимость;

2) основное содержание, где в сжатой форме излагаются основные преимущества нового проекта и приводятся важнейшие тех­нико-экономические результаты — прогноз спроса, объем предложе­ния, стоимость проекта, издержки производства, доход фирмы, источники финансирования;

3) заключение, в котором обобщаются конечные результаты де­ятельности предприятия, отражаются предполагаемые методы хозяй­ствования, оценивается профессионализм управленческой команды и т.д.

Объем резюме должен быть не более двух страниц, но еще лучше, одна страница. Поэтому оно должно очень кратко и достаточно пол­но отразить все наиболее значимые социально-экономические резуль­таты бизнес-проекта. Резюме служит ключевой частью всякого биз­нес-плана и должно привлекать внимание специалистов не количест­вом, а качеством итоговой информации.[12]

Описание продукта или вида деятельности заключается в том, чтобы наиболее подробно и полно представить в бизнес-плане основные характеристики будущей продукции, товаров и услуг, предлагаемых к поставке на соответствующий рынок. В данном разделе необходимо дать общее представление о товаре и раскрыть его конкурентоспособ­ность, показать динамику спроса, расширение рынка продаж, возмож­ность совершенствования, сокращения издержек и т.д. При описании любого товара необходимо ответить на следующие общие вопросы.

1. Какие потребности призван удовлетворять планируемый к производству новый товар?

2. В чем особенность или уникальность данного товара и почему потребители должны отдавать ему предпочтение перед другими товарами-конкурентами?

3. Какими патентами защищен предлагаемый к производству продукт и доведен ли он до товарного вида?

В этом разделе бизнес-плана центральным является описание вида деятельности фирмы. Любой бизнес предполагает занятие несколь­кими видами предпринимательской деятельности. Поэтому очень важно выбрать тот вид, от которого полностью зависит также содержание планово-управленческой деятельности. В особенности это важ­но для вновь открываемых фирм и предприятий, при создании кото­рых в бизнес-плане следует дать ответы о содержании их основной деятельности, а также о наличии опыта и профессиональной подго­товки менеджеров всех уровней управления. Отсутствие опыта и эко­номических знаний в организации бизнеса является одной из основных причин неудач наших предпринимателей. Поэтому, как учит мировой рынок, лучше вначале получить требуемые профессиональные знания и умения в экономических академиях или университетах за чу­жой счет, чем в дальнейшем расплачиваться за возможные ошибки из собственного кармана. Этот принцип может быть взят на вооружение всеми будущими менеджерами и студентами.

Выбор конкурентной стратегии должен, как отмечалось, начинаться с приобретения высокого уровня профессионализма. Рынок в основ­ном признает только лидеров в своей деятельности. Главными призна­ками конкуренции служат преимущества данного товара перед други­ми, например качество и срок службы продукта, эксплуатационные и эстетические характеристики, действующие цены и методы послепродажного обслуживания и т.п. Все это необходимо отразить в бизнес-плане и, прежде всего, выбранную конкурентную стратегию, которая может быть основана на преимуществе в издержках, создании или дифференциации продукта с уникальными свойствами, а также фокусировании товара на одном из сегментов действующего рынка. После выбора конкурентной стратегии следует рассмотреть возможные от­ветные действия конкурентов. Сравнительный анализ планируемой деятельности фирмы и основных конкурентов можно провести по та­ким факторам, как реклама продукции, размещение фирмы, характе­ристика продукта, уровень цен, имидж фирмы и др.

План маркетинга предназначен для создания эффективного рынка сбыта предлагаемого товара. Он необходим как часть бизнес-плана не только для организации внутренней деятельности фирмы, но и установления деловых контактов с внешними партнерами и инвесто­рами. В рыночных отношениях для достижения высоких результатов недостаточно просто произвести требуемый товар, а необходимо за­воевать доверие покупателей, обеспечить его продажу и получить за­планированную прибыль. Маркетинговый раздел бизнес-плана дает ответы на следующие вопросы:[13]

Каковы основные характеристики различных групп покупателей на том внутреннем и внешнем рынке, на который предприятие ориентируется? Каковы здесь сегменты рынка и на какой из них фирме следует рассчитывать?

На какую долю в данном сегменте рынка может претендовать предприятие? Каким образом фирма намерена занять свою позицию на внутреннем рынке?

Каков уровень действующих там рыночных цен? И на какой чис­тый доход может рассчитывать предприятие как при стабильных це­нах, так и при их снижении?

Какие каналы распределения товаров будет использовать предприятие? Каковы будут издержки сбыта при различных вариантах орга­низации продаж?

Как предприятие будет планировать послепродажное обслужива­ние покупателей? Будет ли применяться гарантированная система сервиса?

Каждый предприниматель или менеджер должен уметь составлять план маркетинга в бизнес-проекте, который служит базой для последующих разделов бизнес-плана.

Производственный план необходим в тех бизнес-проектах, которые предусматривают организацию производства новых конкурентоспо­собных товаров и услуг. Для российских предпринимателей составле­ние плана производства является самым сложным видом не только планово-экономической, но и организационно-управленческой дея­тельности. Низкая платежеспособность многих предприятий, неста­бильность новых рыночных связей, ненадежность заказчиков и по­ставщиков, а также невыгодность долгосрочных кредитов предполага­ют необходимость особенно тщательной разработки данного раздела бизнес-плана, поскольку конечная цена даже отдельных неточностей может оказаться для производителя непосильной. В этом разделе не­обходимо описать основные производственные процессы, дать логи­стическую схему материальных потоков, состав необходимого техно­логического оборудования, перечень потребных материальных ресур­сов и т.д.

Если в бизнес-проекте планируется создать не производст­венное предприятие, а сервисное или торговое, то данный раздел можно назвать торговым планом и описать в нем процедуру закупок партий товаров, систему контроля за уровнем товарных запасов и схе­му расположения складских помещений. В производственном разделе бизнес-проекта необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1. Где будут производиться товары — на действующем или вновь создаваемом предприятии?

2. Какие потребуются производственные мощности и как обеспечить их развитие?

3. На каких условиях и у кого будут закупаться требуемые производственные ресурсы?

4. С какими фирмами предполагается производственная коопера­ция предприятия и какие будут дополнительные издержки?

5. Какие могут быть ограничения объемов поставки ресурсов, производства и продажи продукции?

Производственный план разрабатывается обычно на несколько лет и в дальнейшем может изменяться.

Финансовый план является заключительным разделом бизнес-проекта. Как и любой финансовый план, он включает три плановых документа: план доходов и расходов, прогноз движения наличности и баланс предприятия. Финансовый план представляет особую ценность для потенциальных инвесторов, поскольку в нем обосновыва­ется потребность нового предприятия в необходимых инвестициях, и на этом основании можно судить о том, насколько предлагаемый бизнес-проект вообще приемлем как с экономической, так и с инве­стиционной позиции. При составлении этого раздела особое внима­ние должно отводиться расчетам планируемых доходов и расходов, выбору оптимальных экономических решений, определению безубы­точности проекта и другим финансовым показателям. Приведем не­обходимые рекомендации по обоснованию самоокупаемости или безубыточности предлагаемых в бизнес-плане инноваций.[14]

Под точкой самоокупаемости в современном бизнесе понимается такое состоя­ние фирмы, когда разность между расходами и доходами оказывается равной нулю, т.е. предприятие еще не получает прибыли, но и не несет убытки.

Таким образом, точка самоокупаемости характеризует равновесие совокупных доходов и расходов и позволяет определить такой объем выпуска каждого вида продукции, при достижении которого доходы будут превышать расходы.

В общем виде точку безубыточности или самоокупаемости можно определить по формуле

Аб =СПИ/(Ци – ПИ)

где Аб — объем выпуска безубыточной продукции, шт.;

СПИ — сово­купные постоянные издержки, руб./год;

Ци — цена изделия, руб./шт.;

ПИ — удельные переменные издержки, руб./шт.

Наибольшая трудность при расчете точки самоокупаемости состо­ит в установлении величины постоянных и переменных затрат. К первым можно отнести затраты на амортизацию оборудования, зар­плату административного персонала, арендную плату и другие из­держки, ко вторым – расходы на покупку сырья и материалов, зар­плату производственных рабочих и т.п.

Основными финансовыми результатами бизнес-плана предприятия являются:

1) объем продажи;

2) издержки производства;

3) прибыль от реализации;

4) налог на прибыль;

5) чистая прибыль.[15]

Общим показателем эффективности бизнес-проектов, кроме полученной прибыли, может также быть его чистая дисконтированная стоимость, рассчитанная за весь период действия с учетом первоначальных инвестиций. Если ее величина является положительной, то это может быть критерием эффективности предлагаемого на действующем рынке инновационного бизнес-проекта, что подтверждает не­обходимость его реализации в установленные плановые сроки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: