Визуальный контакт

Глаза — возможно, самое мощное из имеющихся у нас социальных "сигнальных устройств"; поэтому иногда их называют "зеркалом души". Терапевты, стремящиеся улучшить социальное поведение пациента, обычно считают необходимым скорректировать недостатки фиксации взгляда; так же поступают и режиссеры, работающие с неопытными актерами. Некоторые люди выглядят стеснительными и неуклюжими из-за того, что слишком старательно избегают визуального контакта; другие, напротив, кажутся грубыми из-за того, что чересчур много смотрят прямо в глаза своим собеседникам.

При разговоре люди обычно смотрят друг другу в глаза в течение примерно трети всего времени. Если визуальный контакт длится гораздо меньше, это может указывать на чувство вины, скуку или невнимание, а если гораздо больше — то, как правило, подразумевает какую-то угрозу. Но это лишь грубое приближение, и в ходе исследований обнаружилось множество значимых вариаций длительности визуального контакта (Argyle, Cook, 1976):

1. Обычно человек больше смотрит в глаза собеседнику, когда слушает, чем когда говорит сам.

2. Взгляд в глаза часто используется для "передачи слова" своему собеседнику.

3. Дружелюбно настроенные собеседники чаще смотрят в глаза друг другу больше, чем люди, испытывающие взаимную антипатию, а женщины — чаще, чем мужчины.

4. Как уже отмечалось выше, влюбленные смотрят друг другу в глаза, чтобы выразить взаимную близость; при этом их зрачки расширяются, что является признаком интереса и возбуждения.

5. В использовании визуального контакта существуют определенные культурные различия. Итальянцы, например, обычно смотрят в глаза собеседнику дольше, чем англичане, из-за чего считают англичан холодными (тогда как англичане находят итальянцев чересчур фамильярными).

6. Долгий взгляд в глаза может использоваться как средство установления лидерства. Среди детей широко распространена "игра в гляделки", эквивалент которой можно наблюдать и у взрослых. Личности, склонные к покорности, и люди, занимающие низкое социальное положение, как правило, избегают прямого зрительного контакта. В результате большую часть времени они смотрят на ботинки.

Таким образом, визуальный контакт может использоваться либо как средство достижения близости, либо как средство запугивания. Из этого следует, что уклоняясь от взгляда в глаза собеседнику, человек тем самым или пытается избежать сближения, или выражает социальную покорность. В случае с молодыми женщинами уклонение от визуального контакта может быть частью схемы скромного поведения, которая воспринимается как благопристойная и привлекательная. Согласно некоторым антропологам (например: Eibl-Eibesfeldt, 1989), такое уклонение имеет смысловой оттенок кокетства, поскольку происходит от ритуального приглашения к преследованию. В доказательство инстинктивной основы этого жеста приводят тот факт, что слепорожденные девушки также прибегают к нему, хотя и не могут усвоить его в процессе подражания. Верна эта теория или нет, но несомненно, что использование визуального контакта имеет специфические половые особенности: определенные его схемы могут выглядеть обычными или стимулирующими для одного из полов, но у другого восприниматься совершенно иначе.

Актеры должны "играть глазами", поскольку именно на глазах исполнителя обычно сосредоточено внимание публики и именно в глазах первым делом "отражаются" новые идеи. Поэтому жесту или реплике должна предшествовать мысль, выраженная во взгляде. В плохих любительских постановках актер иногда указывает жестом на предмет еще до того, как взгляд его обратился к этому предмету, или высказывает идею, предварительно не подумав о ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: