Лицевая экспрессия

Поскольку лицо — важнейший орган внешнего выражения эмоций, не удивительно, что артистам-исполнители должны с большой оглядкой прибегать к косметическим операциям по подтяжке кожи лица с целью удаления морщин. Правда, на статичной фотографии актеры после косметической операции могут выглядеть моложе, но зато они нередко теряют выразительность лица и способность тепло улыбаться. В худшем же случае они становятся похожи на восковые фигуры.

Стремлением к тому, чтобы персонажи выглядели молодо, можно, например, объяснить отмечаемый некоторыми наблюдателями факт преобладания голубоглазых актеров в современных голливудских фильмах. Один из критиков возмущался тем, что в фильме "Полицейский из Беверли-Хиллз" голубоглазыми были все, кроме главного героя — чернокожего. Возможно, это и преувеличение, однако у многих кинозвезд действительно голубые глаза (например, у Пола Ньюмена, Роберта Редфорда, Стива Маккуина), а производители контактных линз уверяют, что на голубой цвет самый большой спрос. Голубые глаза выглядят молодо из-за того, что они вызывают ассоциацию с младенцами (точно так же натуральные светлые волосы чаще встречаются у детей, чем у взрослых). Однако авторы фильмов могут предпочитать голубой цвет глаз просто как более яркий. А до 1940 года темноглазых героев (например, Лоуренса Оливье) и героинь могли предпочитать из-за того, что в черно-белых фильмах они выглядели выразительнее.

Левая сторона человеческого лица в целом более выразительна, чем правая. Этот вывод был сделан на основе исследований, в ходе которых людям предлагали определить эмоцию актера по фотографиям, разделенным на левую и правую половины (Sackheim et al., 1978). Возможно, это объясняется тем, что правое полушарие мозга "переживает" больше эмоций, чем относительно "холодное", логическое левое полушарие, и эти эмоции передаются контралатеральным лицевым мышцам, которыми оно управляет. Если бы этот эффект был бы достаточно силен (что сомнительно), то актер, стоящий в левой части сцены, находился бы в более выгодном положении для мимического выражения своих эмоций. Однако не исключено, что тенденция к "левосторонней" эмоциональной выразительности соблюдается лишь в случае, если эмоция имитируется, а не переживается в действительности (Skinner, 1989). Некоторые исследователи полагают, что искренняя эмоция затрагивает обе стороны лица и что левой частью лица сильнее выражаются лишь те чувства, которые человек намеренно пытается продемонстрировать. По-видимому, здесь участвуют два разных проводящих пути нервной системы: сознательная экспрессия опосредуется корковыми структурами (и поэтому латерализована), тогда как спонтанные эмоции опосредуются подкорковыми частями мозга (Rinn, 1984). Существует два противоположных по своим проявлениям нервных расстройства. При одном пациент способен улыбнуться в ответ на шутку, но не способен сделать это в ответ на прямую просьбу. При другом расстройстве пациент, наоборот, не реагирует улыбкой на шутку, но может улыбнуться по требованию.

Высказывалось предположение, что степень выразительности левой и правой сторон лица зависит от индивидуальных особенностей. Смит (Smith, 1984) считает, что людей можно классифицировать по доминированию левой или правой стороны лица и что большинство людей относится к категории "правосторонних", а меньшинство — к "левосторонним". Доминирует та сторона лица, на которой расстояние между челюстью и лбом больше, на которой меньше ямочек и морщин и которой человек в процессе разговора обычно поворачивается к слушателю. Рот при разговоре открывается шире с доминирующей стороны. Смит утверждает, что примерно у 80% людей доминирует правая сторона лица и что музыкантов в большинстве своем можно отнести к категории "левосторонних". Почти всех великих композиторов, певцов и музыкантов-исполнителей он классифицировал как "левосторонних" (так, по-видимому, проявляется преобладающее развитие правого полушария мозга). Далее Смит утверждает, что ученые, спортсмены, ораторы, актеры и танцовщики значительно чаще оказываются "правосторонними", поскольку успех в этих профессиях больше зависит от "когнитивной артикуляции", которая контролируется левым полушарием. Это интересное исследование до сих пор не было подвергнуто независимой проверке.

Шварц с соавт. (Schwartz et al., 1980) изучали связь между активностью лицевых мышц и переживанием эмоций. Когда мужчин и женщин просили вообразить ситуации, в которых они должны были испытывать радость, печаль, гнев и страх (например: "Вы унаследовали миллион долларов" или "Ваша мать умерла"), у женщин активность лицевых мышц была выражена сильнее. Это согласуется с представлением о том, мощность передаваемого эмоционального сигнала у женщин выше, чем у мужчин! Однако и сами их переживания характеризовались повышенной яркостью и интенсивностью. Таким образом женщины выражают больше эмоций, возможно, просто из-за того, что они на самом деле испытывают более сильные эмоции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: