Менеджмент

6.1. Ресурсы и процесс менеджмента: персонал, информация, техника, процесс принятия решения.

Персонал управления – работники, выполняющие функции и полномочия управления и представленные в комплексе всех своих индивидуальных качеств. К персоналу мы относим всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия «кадры», «работники», «персонал» идентичны. Информация управления – совокупность сведений (данных, сообщений), устраняющих неопределенность знаний у получателей сообщений, передаваемых по различным каналам связи и используемых персоналом для выработки управленческого решения. В сфере управления наибольшее распространение получили документальные и электронные формы представления информации. Техника управления представляет собой взаимосвязанный комплекс технических средств, предназначенный для механизации и автоматизации информационных процессов в системе управления производством с целью выработки рациональных решений. Процесс (технология) управления имеет два самостоятельных значения: как наука (раздел менеджмента), которая изучает алгоритмы переработки информации и выработки решений, осуществляемых персоналом с помощью технических средств; как технология, представляющая собой целенаправленную последовательность операций управления, результатом которых является принятое и реализованное решение. Решение управления акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы и тем самым определяющий нормальное функционирование социально-экономической системы. Это заключительный этап процесса управления, превращающий его в импульс трудовой деятельности.

6.2. Организация менеджмента: структура, методы, регламенты, НОТ.

Структура управления является важнейшей частью организации, состоящей из множества взаимосвязанных элементов. Выделяют организационную - (это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления); функциональную (отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями); штатную (определяет состав подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов и фонд заработной платы); социальную (характеризует трудовой коллектив по социальным показателям (пол, возраст, профессия и квалификация, национальность, образование и др.)); ролевую (характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, коммуникационным и поведенческим ролям) структуры. Методы управления это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления производством. Различают административные (базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута»), экономические(являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов, известны как «метод пряника»), социологические (базируются на способах мотивации общественного воздействия на людей через «мнение коллектива») и психологические (основываются на знании психологии человека, его внутреннего душевного мира и известны как «метод убеждения») методы управления. Регламенты управления. это совокупность правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, предприятия, учреждения и организации. НОТ - Научная организация труда в управлении форма и порядок соединения типового труда с ресурсами управления для достижения высокой производительности и качества труда.

6.3. Развитие и эффективность менеджмента.

Эффективность управления – один из основных оценочных показателей управления. Различают экономическую эффективность, определяемую посредством сопоставления результата (экономии) и затрат на его достижение, и социальную эффективность, которая позволяет изменить социальный эффект (стимулы мотивации, психологический климат, поведение людей, отношения в коллективе и др.). Развитие менеджмента включает в себя научные основы менеджмента, современные черты, модель менеджера XXI века и этапы формирования менеджеров в современном обществе Формирование менеджеров XXI века должно базироваться на глобальных тенденциях изменений в мировой экономике, новых подходах к оценке профессиональных знаний и умений менеджеров, поиске одаренных к менеджменту людей в звеньях «школа – колледж – вуз – организация».

6.4. Методология менеджмента: сущность, концепция, цели и критерии, закономерности, принципы.

Менеджмент (управление) – самостоятельный вид профессиональной деятельности людей, направленный на достижение организацией, действующей в рыночных условиях, определенных целей управления путем рационального использования экономических ресурсов. Персонал, выполняющий управленческие функции, называют менеджерами или руководителями. Система управления (менеджмента) представляет собой множество взаимосвязанных элементов (звеньев), составляющих единое целое, реализующих процесс управления для достижения поставленных целей управления. Концепции управления – научные модели менеджмента (идеи, школы, учения, парадигмы), используемые для построения системы управления организацией. В XX столетии было разработано 6 крупных научных концепций управления. 1. Научное управление трудом и классическая (административная) школа. Создана в 10-30-е гг. ХХ в. Фредериком У. Тейлором, Анри Файолем, А. К. Гастевым и др. Предусматривали рационализацию трудовых операций, функциональное разделение труда, использование научных принципов управления, рассмотрение трудовых ресурсов как факторов производства. 2. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Создана в 30-50-е гг. Джорджом Мейо, Мэри Паркер Фоллет, Дугласом Макгрегором и др. Рассматривала коллектив как социальную группу, изучала поведение людей в организации и разработала теорию человеческих отношений. 3. Теория принятия решений и количественный подход (эмпирическая школа). Создана в 50-70-е гг. Питером Друкером, Василием Леонтьевым и Уильямом Плоуменом и др. В этой школе разработаны количественная теория принятия управленческих решений, экономико-математические методы и модели производственных процессов. 4. Системный и ситуационный подходы (школа социальных систем). Разработаны в 50-70-е гг. Гербертом Саймоном, Честером Бернардом, Т. Парсонсом и др. Здесь глубоко раскрыт метод системного подхода и анализа социально-экономических систем, разработана теория организации и изучены законы ее функционирования, исследовано влияние внешней и внутренней среды на управление. 5. Теория стратегий, инноваций и лидерства. Создана в 70-90-е гг. силами Майкла Портера, Райвета Акоффа, Абрахама Маслоу и др. Разработка стратегии организации в рыночной экономике рассматривается как фактор ее конкурентоспособности, исследована роль инновационного менеджмента, разработаны теории мотивации и лидерства как важнейшие основы управления персоналом. 6. Теория устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ» создана в 80-90-е гг. ХХ в. Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека. Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим человеческую деятельность. Степень достижения цели характеризуется совокупностью критериев. Закономерности управления – повторяющиеся существенные связи явлений в системе управления, неразрывно связанные с деятельностью персонала и проявляющиеся в виде тенденций, определяющих основную линию развития организации. Принципы управления – основные исходящие положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: