5.1. Сегментация товаров и услуг.
Сегмента́ция — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар/услугу и выбора целевых сегментов рынка.
Для проведения успешной сегментации рынка целесообразно применять апробированные практической деятельностью пять принципов:
· принцип различия между сегментами;
· принцип сходства потребителей;
· принцип большой величины сегмента;
· принцип измеримости характеристик потребителей;
· принцип достижимости потребителей.
5.2. Факторы поведения потребителей.
Выбор покупателем товара формируется под воздействием множества культурных, социальных, личностных и психологических факторов, причем решающая роль в данном процессе принадлежит культуре.
Культурные факторы включают в свой состав культуру, субкультуру и принадлежность к общественному классу.
Психологические факторы включают в свой состав мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и отношения. Эти факторы оказывают сильное влияние на поведение потребителя.
|
|
5.3. Прогнозирование спроса.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА [forecasting of demand] — исследование будущего (возможного) спроса на товары и услуги в целях лучшего обоснования соответствующих производственных планов. П. с. подразделяется на краткосрочное (конъюнктурное), среднесрочное и долгосрочное. По характеру используемой информации методы и модели П. с. разделяются на две группы:
1) базирующиеся на данных торговой статистики о реализации товаров через сеть государственной, частной и кооперативной торговли;
2) основанные на материалах бюджетной статистики, т. е. выборочных обследований доходов и расходов домохозяйств.
5.4. Процесс принятия решения потребителем.
Моделирование поведения потребителей — логическое построение действий потребителей, направленных на удовлетворение своих потребностей. Действия потребителей существенно различаются между собой по потребностям и целям покупок, характеру спроса, мотивации поведения и действиям на рынке.
Краткое описание действий индивидуальных потребителей на разных этапах принятия решения о покупке:
Этап 1. Осознание проблемы (нужды). Здесь действуют две группы раздражителей — внутренние и внешние. На этом этапе определяется, какие именно проблемы возникли, чем вызвано их возникновение, и каким образом вывели они потребителя на конкретный товар.
Этап 2. Поиск информации потребителем осуществляется с использованием различных источников информации: личные источники, коммерческие источники, общедоступные источники (СМИ), источники эмпирического опыта.
|
|
Этап 3. Оценка вариантов потребителем осуществляется путем определения и сравнения свойств товаров, показателей значимости характерных свойств товара (хлеб мягкий), убеждения о марках (хорошо известная), функции полезности разных вариантов товаров, которые могут решить возникшую проблему.
Этап 4. Решение о покупке принимается как результат предыдущих этапов, и здесь важны решения, связанные с тем, какой товар куплен, в каком количестве, по какой цене и т. д.
Этап 5. Реакция на покупку (оценка правильности выбора товара) включает в себя ряд действий разного характера: осознание степени удовлетворения покупкой, действия после покупки, решение конечной судьбы купленного товара.
Модель принятия решения о покупке корпоративным покупателем несколько отличается, в силу того, что здесь другой приоритет показателей и действуют другие факторы.