Введение
Данная дипломная работа выполнена с опорой на фундаментальный труд по данной тематике Грановской Рады Михайловны и Никольской Ирины Михайловны «Психологическая защита у детей». Данный труд является основным и действительно фундаментальным т.к. проблема психологической защиты детей и способов совладания с проблемными ситуациями раннее подробно не рассматривалась.
Дети школьного возраста, безусловно, имеют своеобразные психологические защиты, и способы совладания с трудными жизненными ситуациями которые могут кардинально отличаться от способов защиты которые могут использовать взрослые.
В настоящей дипломной работе будут рассмотрены вопросы совладания, начиная с общих сведений, некоторые примеры совладания взрослых и подробно будет рассмотрен вопрос совладания с проблемными ситуациями у детей так же будут рассмотрено влияние самооценки на способы совладания, принципы совладания с проблемными ситуациями у современных детей построенные на наблюдениях, поскольку современные дети в век технологизации, когда у каждого ребенка есть современные технологические устройства, могут справляться с проблемными ситуациями иначе, чем дети, которые учились в школах 10-12 лет назад.
Кроме того будут представлены данные полученные при экспериментальном изучении стратегий совладания которые послужат иллюстрацией данной проблемы. Так же будет проведено сопоставление самооценки и копинг стратегий, на основе исследований которые проводились с детьми ранее, год назад.
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования
Копинг Стратегии
Копинг-стратегии – это собирательное понятие, которое объединяет разносторонние стратегии, направленные на преодоление требовательности и собственные требования к жизни. Копинг – это применение различных методов для того, чтобы справиться со стрессом, для этого человек зачастую использует поведенческие, психологические, познавательные и эмоциональные стратегии. Термин «копинг-стратегии» происходит от английского слова coping, что означает «совладание».
Копинг — это активные, преимущественно сознательные усилия личности, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы. По своему содержанию понятие копинга близко к понятию психологической защиты.
Копинг-поведение - осознанные стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями.
Всего выделяют 8 групп копинг стратегий
1) Конфронтация – противостояние сложившейся негативной ситуации.
2) Самоконтроль – стремление к подавлению эмоциональных чувств, для того, чтобы прибегнуть к разумным сдерживающим действиям.
3) Поиск социальной поддержки - стремление к обращению за помощью рядом находящихся людей.
4) Уход – избегание - всяческое избегание от проблемы, такую стратегию ещё называют переносом ответственности.
5) Плановое разрешение проблем – стремление к выработке определённого плана к выходу из создавшейся ситуации.
6) Позитивная переоценка - стремление увидеть в сложившейся ситуации положительные стороны.
7) Принятие ответственности – принятие своих ошибок, решение их, и получение из этого определённого урока.
8) Откладывание ответственности – попытка решать проблему на расстоянии.